Файл: Литература по теме Практические задания Тема Информационные технологии Вопрос Этапы развития информационных технологий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 398
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
которые более приемлемы для анализа, чем детальные индивидуальные записи. Рабочая нагрузка состоит из нестандартных, сложных запросов, которые обращаются к миллионам записей и выполняют огромное количество операций сканирования, соединения и агрегирования. Время ответа на запрос в данном случае важнее, чем пропускная способность.
Подобная организация работы повышает эффективность выполнения приложений за счет использования мощности сервера, разгружает сеть и обеспечивает хороший контроль целостности данных.
В интеллектуальных информационных и экспертных системах для хранения информации используются также и базы знаний.
Технологии информационного хранилища обеспечивают сбор данных из существующих внутренних баз предприятия и внешних источников, формирование, хранение и эксплуатацию информации, а также хранение аналитических данных (знаний) в форме, удобной для анализа и принятия управленческих решений. К внутренним базам данных предприятия относятся локальные базы подсистем ИС (бухгалтерский учет, финансовый анализ, кадры и т.д.). К внешним базам – любые данные, доступные по интернету и размещенные на web-серверах предприятий – конкурентов, правительственных и законодательных органов, других учреждений (рис. 23).
Рис. 23. Схема двухуровневого хранилища данных
Отличие реляционных баз данных, используемых в ЭИС, от информационного хранилища заключается в следующем:
Реляционные базы данных содержат только оперативные данные организации. Информационное хранилище обеспечивает доступ как к внутренним данным организации, так и к внешним источникам данных, доступным по Интернету.
База данных ориентирована на одну модель данных функциональной подсистемы ИС. Базы обеспечивают запросы оперативных данных организации. Информационные хранилища поддерживают большое число моделей данных, включая многомерные, что обеспечивает ретроспективные запросы (запросы за прошлые годы и десятилетия), запросы как к оперативным данным организации, так и к данным внешних источников.
Предназначение склада данных – информационная поддержка принятия решений, а не оперативная обработка данных. Потому база данных и склад данных не являются одинаковыми понятиями.
Данные информационных хранилищ могут размещаться не только на сервере, но и на вторичных устройствах хранения (рис. 24).
Рис. 24. Размещение данных в информационном хранилище
Таким образом, данные, погруженные в хранилище, организуясь в интегрированную целостную структуру, обладающую естественными внутренними связями, приобретают новые свойства. Они являются основой для построения аналитических систем и систем поддержки принятия решений. Именно поэтому технологии информационных хранилищ ориентированы на руководителей, ответственных за принятие решений.
Наиболее распространен трехъярусный вариант хранилища, при котором:
на нижнем уровне на компьютерах пользователя расположены приложения клиентов, обеспечивающие пользовательский интерфейс;
на втором уровне расположен сервер приложений, обеспечивающий обмен данными между пользователями и распределенными базами данных. Сервер приложений размещается в узле сети, доступном всем клиентам;
на третьем уровне расположен удаленный сервер баз данных, принимающий информацию от серверов приложений и управляющий ими.
Такая организация баз данных наиболее сложная и гибкая. Трехуровневая архитектура информационного хранилища обеспечивает наличие витрин данных и информационных хранилищ (рис. 25).
Витрины данных – небольшие хранилища с упрощенной архитектурой, предназначенные для хранения части данных информационного хранилища с целью снятия нагрузки с основного информационного хранилища. В основном витрины содержат ответы на конкретный ряд вопросов, например, данные АРМ сотрудников организации. Информация в разных витринах может дублироваться.
Рис. 25. Трехуровневая архитектура хранилища данных
За счет использования витрин данных ускоряется обслуживание и увеличивается число пользователей по сравнению с двухуровневой архитектурой.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое документооборот на предприятии?
2. Что такое электронный документооборот?
3. Какие технические средства обеспечивают электронный документооборот?
4. Какие программные средства обеспечивают электронный документооборот?
5. Перечислите известные программы электронного документооборота.
6. Что такое геоинформация?
7. Что такое геоинформационная технология?
8. Что такое геоинформационная система?
9. Из каких основных частей состоит геоинформационная система?
10. Что такое хранилище данных?
Литература по теме:
1. Хлебников А.А. Информационные технологии: учебник. М.: Кнорус, 2014. – 472 с.
2. Папаскири Т.В. Геоинформационные системы и технологии автоматизированного проектирования в землеустройстве: учеб.–метод. пособие – 3-е изд. – М.: Изд-во ГУЗ, 2011.
3. Самардак А.С. Геоинформационные системы: учеб. пособие. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/012/41012
4. Официальный сайт компании 1C. – Режим доступа: http://www.1c.ru
Практические задания:
1. Укажите результат выполнения в зависимости от вида ИТ, заполнив таблицу по образцу.
2. Укажите назначение компьютерной программы, заполнив таблицу по образцу.
3. Укажите компьютерные программы для решения задач, заполнив таблицу по образцу.
Тема 6. Интеллектуальные информационные технологии
Цель и задачи: рассмотреть назначение и принципы использования интеллектуальных информационных технологий и их применение в управленческой деятельности.
Вопросы темы:
1. Знания.
2. Понятие искусственного интеллекта.
3. Экспертные системы.
4. Нейросетевые технологии.
Вопрос 1. Знания.
Информационные технологии имеют дело с информацией в виде фактов, данных, документов. Интеллектуальные информационные технологии преобразуют информацию в знания. Знания – это вид информации, хранимой в базах знаний и отражающей знание человека-специалиста (эксперта) в определенной предметной области. База знаний – это аналог базы данных, только для хранения знаний. Они включают множество всех текущих ситуаций в предметной области и способы перехода от одного описания объекта к другому. Другими словами, знания – это связи и закономерности предметной области (принципы, модели, законы), полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющего специалистам ставить и решать задачи в данной области.
Отдельные понятия, факты, знания, связаны между собой отношениями индуктивного (от частного к общему), дедуктивного (от общего к частному) или индуктивно-дедуктивного вывода и формализуются соответствующими формальными структурами: древовидными, морфологическими, реляционными и др.
Для знаний характерны:
внутренняя интерпретируемость (толкование);
структурируемость;
связность;
активность.
Говоря образно, знания = факты + убеждения + правила.
Различают знания: понятийные, конструктивные, процедурные, фактографические и метазнания.
Понятийные знания – набор понятий, используемых при решении данной задачи, например, в фундаментальных науках и теоретических областях наук, т.е. это понятийный аппарат науки (пример – информация).
Конструктивные знания – наборы структур, подсистем и взаимодействий между их элементами, например, схема компьютера по Фон Нейману.
Процедурные знания – методы, процедуры (алгоритмы) их реализации, например, в прикладных науках или в экспериментальных науках.
Фактографические – количественные и качественные характеристики объектов и явлений.
Подобная организация работы повышает эффективность выполнения приложений за счет использования мощности сервера, разгружает сеть и обеспечивает хороший контроль целостности данных.
В интеллектуальных информационных и экспертных системах для хранения информации используются также и базы знаний.
Технологии информационного хранилища обеспечивают сбор данных из существующих внутренних баз предприятия и внешних источников, формирование, хранение и эксплуатацию информации, а также хранение аналитических данных (знаний) в форме, удобной для анализа и принятия управленческих решений. К внутренним базам данных предприятия относятся локальные базы подсистем ИС (бухгалтерский учет, финансовый анализ, кадры и т.д.). К внешним базам – любые данные, доступные по интернету и размещенные на web-серверах предприятий – конкурентов, правительственных и законодательных органов, других учреждений (рис. 23).
Рис. 23. Схема двухуровневого хранилища данных
Отличие реляционных баз данных, используемых в ЭИС, от информационного хранилища заключается в следующем:
Реляционные базы данных содержат только оперативные данные организации. Информационное хранилище обеспечивает доступ как к внутренним данным организации, так и к внешним источникам данных, доступным по Интернету.
База данных ориентирована на одну модель данных функциональной подсистемы ИС. Базы обеспечивают запросы оперативных данных организации. Информационные хранилища поддерживают большое число моделей данных, включая многомерные, что обеспечивает ретроспективные запросы (запросы за прошлые годы и десятилетия), запросы как к оперативным данным организации, так и к данным внешних источников.
Предназначение склада данных – информационная поддержка принятия решений, а не оперативная обработка данных. Потому база данных и склад данных не являются одинаковыми понятиями.
Данные информационных хранилищ могут размещаться не только на сервере, но и на вторичных устройствах хранения (рис. 24).
Рис. 24. Размещение данных в информационном хранилище
Таким образом, данные, погруженные в хранилище, организуясь в интегрированную целостную структуру, обладающую естественными внутренними связями, приобретают новые свойства. Они являются основой для построения аналитических систем и систем поддержки принятия решений. Именно поэтому технологии информационных хранилищ ориентированы на руководителей, ответственных за принятие решений.
Наиболее распространен трехъярусный вариант хранилища, при котором:
на нижнем уровне на компьютерах пользователя расположены приложения клиентов, обеспечивающие пользовательский интерфейс;
на втором уровне расположен сервер приложений, обеспечивающий обмен данными между пользователями и распределенными базами данных. Сервер приложений размещается в узле сети, доступном всем клиентам;
на третьем уровне расположен удаленный сервер баз данных, принимающий информацию от серверов приложений и управляющий ими.
Такая организация баз данных наиболее сложная и гибкая. Трехуровневая архитектура информационного хранилища обеспечивает наличие витрин данных и информационных хранилищ (рис. 25).
Витрины данных – небольшие хранилища с упрощенной архитектурой, предназначенные для хранения части данных информационного хранилища с целью снятия нагрузки с основного информационного хранилища. В основном витрины содержат ответы на конкретный ряд вопросов, например, данные АРМ сотрудников организации. Информация в разных витринах может дублироваться.
Рис. 25. Трехуровневая архитектура хранилища данных
За счет использования витрин данных ускоряется обслуживание и увеличивается число пользователей по сравнению с двухуровневой архитектурой.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое документооборот на предприятии?
2. Что такое электронный документооборот?
3. Какие технические средства обеспечивают электронный документооборот?
4. Какие программные средства обеспечивают электронный документооборот?
5. Перечислите известные программы электронного документооборота.
6. Что такое геоинформация?
7. Что такое геоинформационная технология?
8. Что такое геоинформационная система?
9. Из каких основных частей состоит геоинформационная система?
10. Что такое хранилище данных?
Литература по теме:
1. Хлебников А.А. Информационные технологии: учебник. М.: Кнорус, 2014. – 472 с.
2. Папаскири Т.В. Геоинформационные системы и технологии автоматизированного проектирования в землеустройстве: учеб.–метод. пособие – 3-е изд. – М.: Изд-во ГУЗ, 2011.
3. Самардак А.С. Геоинформационные системы: учеб. пособие. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/012/41012
4. Официальный сайт компании 1C. – Режим доступа: http://www.1c.ru
Практические задания:
1. Укажите результат выполнения в зависимости от вида ИТ, заполнив таблицу по образцу.
Технология | Результаты |
ИТ электронного документооборота | Организация автоматизированного безбумажного обращения документов на предприятии |
Геоинформационные ИТ | |
ИТ информационных хранилищ | |
2. Укажите назначение компьютерной программы, заполнив таблицу по образцу.
Программы | Результаты |
«Дело», «Е1 Евфрат» | Организация автоматизированного документооборота на предприятии |
ArcGIS, ArcInfo, MapInfo | |
MS Access, FoxPro | |
3. Укажите компьютерные программы для решения задач, заполнив таблицу по образцу.
Задачи | Программы |
Организация автоматизированного документооборота на предприятии | «Дело», «Е1 Евфрат», «1С: Документооборот» |
Создание интерактивной карты крупных финансовых компаний в регионе | |
Создание банка данных клиентов | |
Тема 6. Интеллектуальные информационные технологии
Цель и задачи: рассмотреть назначение и принципы использования интеллектуальных информационных технологий и их применение в управленческой деятельности.
Вопросы темы:
1. Знания.
2. Понятие искусственного интеллекта.
3. Экспертные системы.
4. Нейросетевые технологии.
Вопрос 1. Знания.
Информационные технологии имеют дело с информацией в виде фактов, данных, документов. Интеллектуальные информационные технологии преобразуют информацию в знания. Знания – это вид информации, хранимой в базах знаний и отражающей знание человека-специалиста (эксперта) в определенной предметной области. База знаний – это аналог базы данных, только для хранения знаний. Они включают множество всех текущих ситуаций в предметной области и способы перехода от одного описания объекта к другому. Другими словами, знания – это связи и закономерности предметной области (принципы, модели, законы), полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющего специалистам ставить и решать задачи в данной области.
Отдельные понятия, факты, знания, связаны между собой отношениями индуктивного (от частного к общему), дедуктивного (от общего к частному) или индуктивно-дедуктивного вывода и формализуются соответствующими формальными структурами: древовидными, морфологическими, реляционными и др.
Для знаний характерны:
внутренняя интерпретируемость (толкование);
структурируемость;
связность;
активность.
Говоря образно, знания = факты + убеждения + правила.
Различают знания: понятийные, конструктивные, процедурные, фактографические и метазнания.
Понятийные знания – набор понятий, используемых при решении данной задачи, например, в фундаментальных науках и теоретических областях наук, т.е. это понятийный аппарат науки (пример – информация).
Конструктивные знания – наборы структур, подсистем и взаимодействий между их элементами, например, схема компьютера по Фон Нейману.
Процедурные знания – методы, процедуры (алгоритмы) их реализации, например, в прикладных науках или в экспериментальных науках.
Фактографические – количественные и качественные характеристики объектов и явлений.