Файл: Художественное своеобразие романа Война и мир. Интерес к Л. Н. Толстому в современном мире.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Художественное своеобразие романа «Война и мир».
Интерес к Л.Н. Толстому в современном мире
-
Сопоставление или противопоставление.
Противопоставляются:
— два состояния: мир и война;
— различные слои общества: народная Россия и великосветское общество, причём и в мирное, и в военное время;
— передовое дворянство и светская аристократия;
— отдельные герои: Наташа — Элен, Пьер и Андрей — Анатоль и Долохов;
— полководцы: Кутузов — Наполеон;
— Кутузов и Александр I;
— события: вечер у А. П. Шерер и именины у Ростовых;
— поведение на войне: Тушин, Тимохин — Долохов, Жерков.
Сопоставляются:
— образ жизни: Ростовы и Болконские;
— герои: Андрей и Пьер;
— правители: Александр I и Наполеон и др.
Для сопоставления и противопоставления большую роль играет первая сцена — вечер у А. П. Шерер. Это та неприемлемая норма жизни, с которой Толстой будет сравнивать все последующие сцены (у писателя было 14 вариантов этой сцены).
2. Изображение природы, психологический пейзаж.
Сын Толстого писал, что «отец, как очень немногие, любил и чувствовал красоту лесов, полей, лугов, неба. Он, бывало, говорил: „Природа бесконечно разнообразна; каждый день отличается от предыдущего, каждый год бывает неожиданная погода“».
Своеобразие изображения природы в романе: реалистичность, точность, выразительность, поэтичность. Интересно проследить связь природы с героями, их переживаниями. Например, князь Андрей на поле Аустерлица, раненый, открывает для себя высокое небо (т. 1, ч. 3, гл. XVI, XIX); две встречи с дубом на пути в Отрадное и назад помогают понять изменения в его душе (т. 2, ч. 3, гл. I, III); лунной ночью в Отрадном чувствует желание жить (т. 2, ч. 3, гл. II).
Можно найти такие примеры и у других персонажей, но у Толстого связаны с природой только положительные герои:
— Наташа Ростова весенней лунной ночью в Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II); в сцене охоты (т. 2, ч. 4, гл. III); в святочную ночь (т. 2, ч. 4, гл. X, XI);
— Николай Ростов в сцене поджога моста (т. 1, ч. 2, гл. VIII); в святочную ночь (т. 2, ч. 4, гл. X, XI);
— Пьер Безухов в плену (т. 4, ч. 2, гл. XI).
В романе своеобразно связаны природа и война. Во время Аустерлица природа мешает
, войска не могут ориентироваться, что вызывает страшную неразбериху. Эпизод даётся в восприятии князя Андрея (т. 1, ч. 3, гл. XIV, XV). Накануне Бородинской битвы «было ясно, светло, росисто и весело»; после битвы «стояла теперь мгла сырости и дыма», что подчёркивает драматизм ситуации (т. 3, ч. 2, гл. XXX, XXXIX). У Толстого в военных эпизодах никогда не бывает радостной природы. Природа в романе связана с жизнью людей, их деятельностью, помогает понять психологию героев, показана в развитии, в движении, изображается реалистически. Мы видим зимнюю природу (Святки), весеннюю (лунная ночь, пробуждающийся дуб), осеннюю (охота). Мир, где царит единство человека и природы, гармоничен. Война — разрушение гармонии мира.
3. Особенности языка романа.
В толстовском повествовании преобладают сложные синтаксические конструкции. Это отражение сложной мыслительной деятельности, сложной внутренней жизни. Для стиля писателя характерны сила и выразительность, богатство и разнообразие лексики, средств художественной изобразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и пр.), индивидуальность языка каждого героя. Стиль Толстого представляет собой дальнейшее развитие русского литературного языка, разработанного в творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя и их продолжателей. Он питается, с одной стороны, речью народной, преимущественно крестьянской, с другой - языком художественной и научной литературы, с третьей - разговорной речью дворянской интеллигенции.
Язык «Войны и мира» богат, красочен и разнообразен. Авторская речь строится на основе общенационального русского литературного языка. Но в то же время в языке Толстого много бытовых русских слов, особенностей областных говоров, например: зеленя, гумны, насупротив, зазимки, в поперечь волку и др.
Простой народный язык выступает ярко у Толстого в тех местах, где он говорит о народе. Рассказывая о партизанской войне, Толстой пишет: «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и... опустилась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие».
Живая народная речь особенно выразительно звучит у героев из народной массы: Тихона Щербатого
, Платона Каратаева, солдат. Вот Тихон разговаривает с Денисовым: «Да что же серчать-то,--сказал Тихон,-что ж, я не видал французов ваших? Вот дай позатемняет, я тебе каких хошь, хоть троих приведу». Серчать, позатемняет, каких хошь - это всё слова и выражения безыскусственной крестьянской речи. Безыскусственность речи героев особенно заметно выступает в фразах, где народ заменяет средний род женским. Один из солдат говорит на привале, у костра: «Спину погреешь, а брюха замёрзла. Вот чуда». Такой оборот народной речи сохранился в некоторых районах нашей страны до сих пор (см. роман М. А. Шолохова «Поднятая целина»).
Но роман Толстого - исторический роман. Толстому необходимо было точно передать колорит литературного и разговорного языка первой четверти XIX в. Он стремился к тому, чтобы в романе звучало «эхо» голосов изображаемой эпохи. Толстой добился этого.
Вот как, например, говорит член франкмасонской ложи при вступлении Пьера в масоны: «Не словами токмо, но иными средствами, которые на истинного искателя мудрости и добродетели действуют, может быть, сильнее, нежели словесные токмо объяснения...» И тяжёлое синтаксическое построение этой фразы, и слово токмо (в значении только) характерны для торжественных речей конца XVIII и начала XIX в.
Стремлением Толстого сохранить колорит речи начала XIX в. объясняется и обилие так называемых «историзмов» в языке романа, т. е. слов, исчезнувших вместе с предметами и явлениями, характерными для той или иной исторической эпохи (брегет, т. е. часы, клавикорды и пр.).
Домашнее задание: подготовиться к классному сочинению.