Файл: План урока Раздел Раздел Фольклорные элементы в литературных произведениях.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Краткосрочный план урока
Раздел | Раздел «Фольклорные элементы в литературных произведениях» | ||||||||||
ФИО (при его наличии) педагога | | ||||||||||
Дата: | | ||||||||||
Класс: 5 класс | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: | |||||||||
Тема урока: | Герои поэмы «Руслан и Людмила». | ||||||||||
Цели обучения в соответствии с учебной программой: | 5.1.3.1Читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объёма (поэтические, прозаические). 5.1.4.1 Составлять простой план. 5.2.5.1 Характеризовать героев при поддержке учителя. | ||||||||||
Цели урока: | понимают содержание материала, правильно отвечают на вопросы, читают наизусть «Пролог» к поэме «Руслан и Людмила» Большинство учащихся: правильно находят значение слов, составляют план Некоторые учащиеся: правильно заполняют таблицу, рассматривают мифологические образы в прологе | ||||||||||
Ход урока | |||||||||||
Этап урока/Время | Действия педагога | Действия ученика | Оценивание | Ресурсы | |||||||
Начало урока 5.1.3.1Читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объёма (поэтические, прозаические). | 1.Организационный момент. Создание положительного эмоционального настроя. Прозвенел и смолк звонок. Начинаем наш урок. Отдых наш кончается. Работа начинается. Усердно будем мы сейчас трудиться, Чтоб чему-то научиться Как ваше настроение? Проверка д/з Проверка знаний текста наизусть Рассматриваем картинку. Кто является главными героями рисунка? Как вы думаете, как данный фрагмент связан с темой нашего урока? (Обозначаем цели урока) | Приветствуют учителя. Слушают стихотворение. Читают наизусть «Пролог» к поэме «Руслан и Людмила». Рассматривают картинку и делают выводы. Постановка целей урока | ФО «Улыбка» Дескрипторы: -выразительно читают наизусть «Пролог»– 1б -соблюдают интонацию -1б | Картинка | |||||||
Середина урока 5.1.4.1 Составлять простой план. 5.2.5.1 Характеризовать героев при поддержке учителя. | И. Стратегия «Чтение с остановками» Смотрим видеоматериал по ссылке Литература 5 класс (Урок№14 - А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила».) - поиск Яндекса по видео (yandex.kz) Читаем материал на странице 152-153. Работа с рабочими листами. 1 задание. Как вы думаете можно ли «Пролог» рассматривать как самостоятельное произведение? Какая строчка указывает, что он является вступлением к произведению? И. Задание. Составьте план к «Прологу» Анализ пролога 1.(Г) Словарная работа. Прием «Цветок лотоса» - О чём пушкинский пролог? Какова его тема? (О лукоморье и чудесах, происходящих там). – Что такое “Лукоморье”?
Это интересно! Согласно славянской мифологии, Лукоморье — заповедное место, где стоит мировое древо — ось, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги. - Для чего (с какой целью) Пушкин употребляет это старинное слово, выделяя его в строке обратным порядком слов? (Чтобы читатель почувствовал, о какой древней сказочной стране будет рассказываться в поэме «Руслан и Людмила», чтобы он смог ощутить дыхание Древней Руси). https://www.youtube.com/watch?v=UfohGFzRnxg П. Задание. Сопоставьте значение слов и выражений. (устно) Лукоморье – лук (оружие) и море. Море, напоминающее лук, а точнее, та часть морского берега, которая похожа на изгиб лука. С давних времен такие места считались особенными, необычными, чудодейственными. Неведомый – необъяснимый, таинственный, неизвестный. Ученый – выученный, наученный чему-либо. Видение – это призрак, что-нибудь, возникшее в воображении. Витязь – это отважный, доблестный воин в Древней Руси. Пленяет (мимоходом) – берет в плен (случайно, между прочим, проходя мимо) Чахнуть – становиться слабым, болезненным, хилым, лишаться силы. Чредой – по очереди Г. Задание 4. Рассмотрите фольклорные образы в «Прологе» и их особенности
ВЫВОД: Разные сказки живут в лукоморье. Но есть нечто главное, что объединяет их все: «Там русский дух... там Русью пахнет!» Все эти обитатели лукоморья, какими бы разными они ни были, все они – из русских народных волшебных сказок. Они родились на русской земле для русских людей. О них с детства знает каждый русский ребёнок. Пушкин подчёркивает связь своей поэмы с русским фольклором. Он заканчивает пролог традиционной сказочной формулой: «И там я был, и мёд я пил». И даже образ рассказчика очень близок в поэме Пушкина к такому же образу из народных сказок. В народных сказках рассказчик всегда заявляет, что он сам слышал эту сказку от кого-то, сам был на свадьбе или на празднике… Рассказчик в поэме «Руслан и Людмила» поступает так же. И ,наконец, следующие строки – это переход к самой поэме. Вступление закончено. Мост к народным сказкам переброшен. Пролог наполнен отсылками к фольклору и славянской мифологии, а также персонажами волшебных сказок. ФО Тест 1.Какие сказочные герои встретились в «Прологе» А.С. Пушкина? 2.Что интересного вы узнали об истории создания поэмы «Руслан и Людмила»? 3.Можно ли «Пролог» к поэме считать самостоятельным произведением? Почему? 4.Дайте определение слову «пролог». | Учащиеся совместно с учителем просматривают видео, читают материал учебника («Чтение с остановками»)(страницы 46-48). Работают с рабочими листами (выполняют задания). 1 задание. Нет, нельзя, так как строчка «Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету…» указывает на продолжение повествования. 2 задание. план к «Прологу» 1. У лукоморья 2.Чудеса лукоморья 3. Русский дух. Сопоставляют значение слов и выражений Определяют тему художественного отрывка, формулируют понятие «Лукоморье», делают записи в тетрадь на основе содержания учебника и слова учителя. В карточках сопоставляют Заполняют таблицу в группах Совместная проверка (один учащийся читает, остальные проверяют Проверка по ключу (самопроверка « +» или «-») 1.Кот, Леший, Русалка, витязи, Королевич, Колдун, Царевна, Бурый волк, Баба-Яга, Кащей. 2. У А.С. Пушкина было творческое соревнование с В.А.Жуковским. А.С.Пушкин начал работу над поэмой как бы споря с поэмой В.А.Жуковского. 3.Да, можно, потому что это цельное произведение со своей композицией. 4. 5. Пролог-вступление к произведению, описание событий, совершившихся ранее, до сюжетного действия. | Дескрипторы: -аргументирует ответ -находит цитату ФО «Комментарий учителя» Дескрипторы: -определяет тему-1б -сопоставляют значение слов и выражений -1б ФО «Дай ответ». Обратная связь учителя. Дескрипторы: -находит образы-персонажи-1б -выписывает цитаты -1б -определяет особенности -1б ФО «Трибуна». Обратная связь учителя. Дескрипторы -верно отвечает на вопросы -4б ФО «Самооценка» | Учебник для 5 класса «Русская литература» Рабочие листы Литература 5 класс (Урок№14 - А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила».) - поиск Яндекса по видео (yandex.kz) | |||||||
Конец урока | Рефлексия. «Градусник настроения». Домашнее задание. страницы 155-159 читать (до слов «Все четверо выходят вместе») | Отвечают на вопрос. Прикрепляют карточки на определенную шкалу (от 1 до 10) в зависимости от настроения в конце урока | | Рабочий лист «Градусник настроения» |
Персонаж/образ | Цитата | Особенности |
Лукоморье | У лукоморья дуб зеленый | У древних славян Лукоморьем называлось заповедное место на краю мира. Здесь стоит мировое древо – это ось мира, по которой можно попасть в другие миры. Вершина этого древа упирается в небеса, а корни уходят в подземный мир. |
Дуб зеленый | У лукоморья дуб зеленый | Издавна у славян дуб был главным деревом. Он считался деревом бога Перуна. Дуб называли также княжеским или царским деревом. В дубовых рощах жили волхвы (жрецы), проводили там богослужения. Под самым старым дубом решались основные вопросы племени. В народных сказках мы всё время встречаемся с образом могучего дуба. На нём, например, хранится заветный ларец из сказки «Царевна-лягушка»: «Его смерть – на конце иглы, та игла – в яйце, то яйцо – в утке, та утка – в зайце, тот заяц – в кованом ларце, а тот ларец – на вершине старого дуба. А дуб тот в дремучем лесу растёт». |
Кот ученый | И днем, и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом | это кот Баюн! Баять – это значит рассказывать. Кот Баюн в славянской мифологии – это огромный кот, который умеет своими сказками усыплять людей. Это – кот-людоед: он поедает усыплённых путников. Но если его одолеть, то он может исцелить любые болезни: сказки целебны. Только живёт обычно Баюн в тёмном лесу или в пустынных землях. В народных сказках мы тоже часто сталкиваемся с котами. В сказках «Репка», «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса», «Кот, баран да козёл», «Кот – воркот, Котофей Котофеевич» и многих других кот выступает как умное, хитрое, находчивое, доброе животное. |
Леший | Там чудеса: там леший бродит, | В славянской мифологии – это хозяин леса. Он может быть добрым или злым. Ему подвластны все растения и обитатели леса. Тем, кто не умеет себя вести в лесу, всегда вредит. Но может помочь заблудившемуся человеку. Леший у Пушкина просто «бродит» – в лукоморье нет чужих и, значит, никакой опасности лесу нет. |
Русалка | Русалка на ветвях сидит; | Русалки есть в мифах и поверьях многих народов. В русском фольклоре русалки – это чаще всего утонувшие или утопившиеся женщины. Сначала русалок даже представляли без хвоста, с обычными ногами. Зато с длинными зелёными или русыми волосами. Так что нет ничего удивительного в том, что русалка сидит на ветвях. Русалок мы часто встречаем и в народных сказках. |
Тридцать витязей и дядька морской | И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; | Богатырей и дядьку Черномора мы встречаем в «Сказке о царе Салтане». Но она была написана позже «Руслана и Людмилы»! Учёные считают, что этот сюжет Пушкин тоже взял из народных сказок, которые рассказывала ему няня Арина Родионовна. Есть сказка о тридцати трёх братьях, которые являются братьями главного героя-царевича. И только попробовав материнского молока, замешанного в хлеб, братья вспоминают о родстве. |
Колдун | Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несет богатыря; | А вот здесь пролог как будто забегает вперёд и показывает нам сцену из самой поэмы. |
Богатырь | Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несет богатыря; | Уже колдун под облаками; |
Царевна | В темнице там царевна тужит, | В народных волшебных сказках мы постоянно сталкиваемся с царевной, которую кто-то украл и посадил в темницу. И волк часто выступает как помощник главного героя «Иван-царевич и Серый Волк». |
Бурый волк | А бурый волк ей верно служит; | В народных волшебных сказках мы постоянно сталкиваемся с царевной, которую кто-то украл и посадил в темницу. И волк часто выступает как помощник главного героя «Иван-царевич и Серый Волк». |
Баба –яга | Там ступа с Бабою Ягой Идет, бредет сама собой; | В славянской мифологии так называли уродливую старуху, которая живёт в лесу и умеет колдовать. Можно сказать, что это славянская ведьма или колдунья. В сказках мы часто встречаемся с Бабой-ягой. Иногда она хочет съесть главного героя, а иногда помогает или даёт мудрый совет. «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Марья Моревна», «Баба-яга, костяная нога» – вот лишь малая часть сказок, в которых действует баба-яга. |
Кащей | Там царь Кащей над златом чахнет; | Кащей в славянской мифологии изображался как могучий чародей. Считается даже, что он был божеством, владыкой самого глубокого и мрачного царства – Кащеева царства. В народных сказках Кащей всегда отрицательный персонаж. Он становится причиной злоключений героев. «– Его смерть – на конце иглы, та игла – в яйце, то яйцо – в утке, та утка – в зайце, тот заяц – в кованом ларце, а тот ларец – на вершине старого дуба. А дуб тот в дремучем лесу растёт». Пушкинский Кащей «над златом чахнет». Прекрасный образ жадности, правда? Ничто не интересует старого скрягу – только деньги. Ради них он творит зло, грабит и убивает, разрушает, уничтожает. А потом сидит возле своих сундуков. Эта страсть поглощает все его силы – вот и «чахнет», то есть болеет, слабеет царь Кащей. |