Файл: План урока Раздел Раздел Фольклорные элементы в литературных произведениях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Краткосрочный план урока

Раздел

Раздел «Фольклорные элементы в литературных произведениях»

ФИО (при его наличии) педагога




Дата:




Класс: 5 класс

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока:

Герои поэмы «Руслан и Людмила».

Цели обучения в соответствии с учебной программой:

5.1.3.1Читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объёма (поэтические, прозаические).

5.1.4.1 Составлять простой план.

5.2.5.1 Характеризовать героев при поддержке учителя.


Цели урока:

понимают содержание материала, правильно отвечают на вопросы, читают наизусть «Пролог» к поэме «Руслан и Людмила»

Большинство учащихся: правильно находят значение слов, составляют план

Некоторые учащиеся: правильно заполняют таблицу, рассматривают мифологические образы в прологе


Ход урока

Этап урока/Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

5.1.3.1Читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объёма (поэтические, прозаические).


1.Организационный момент.

Создание положительного эмоционального настроя.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Отдых наш кончается.

Работа начинается.

Усердно будем мы сейчас трудиться,

Чтоб чему-то научиться

Как ваше настроение?
Проверка д/з

Проверка знаний текста наизусть

Рассматриваем картинку.


Кто является главными героями рисунка?

Как вы думаете, как данный фрагмент связан с темой нашего урока?

(Обозначаем цели урока)

Приветствуют учителя.

Слушают стихотворение.

Читают наизусть «Пролог» к поэме «Руслан и Людмила».

Рассматривают картинку и делают выводы.
Постановка целей урока

ФО «Улыбка»

Дескрипторы:

-выразительно читают наизусть «Пролог»– 1б

-соблюдают интонацию -1б


Картинка


Середина урока

5.1.4.1 Составлять простой план.

5.2.5.1 Характеризовать героев при поддержке учителя.


И. Стратегия «Чтение с остановками»

Смотрим видеоматериал по ссылке

Литература 5 класс (Урок№14 - А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила».) - поиск Яндекса по видео (yandex.kz)

Читаем материал на странице 152-153.
Работа с рабочими листами.
1 задание. Как вы думаете можно ли «Пролог» рассматривать как самостоятельное произведение? Какая строчка указывает, что он является вступлением к произведению?
И. Задание. Составьте план к «Прологу»

Анализ пролога

1.(Г) Словарная работа. Прием «Цветок лотоса»

- О чём пушкинский пролог? Какова его тема?  (О лукоморье и чудесах,  происходящих там).

– Что такое “Лукоморье”?

  • Лукоморье – морская лука, изгиб морского берега.

  • Лука – изгиб, кривизна чего-нибудь.

Это интересно!

Согласно славянской мифологии, Лукоморье — заповедное место, где стоит мировое древо — ось, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги.

- Для чего (с какой целью) Пушкин употребляет это старинное слово, выделяя его в строке обратным порядком слов? (Чтобы читатель почувствовал, о какой древней сказочной стране будет рассказываться в поэме «Руслан и Людмила», чтобы он смог ощутить дыхание Древней Руси).

https://www.youtube.com/watch?v=UfohGFzRnxg

П. Задание. Сопоставьте значение слов и выражений. (устно)
Лукоморье – лук (оружие) и море. Море, напоминающее лук, а точнее, та часть морского берега, которая похожа на изгиб лука. С давних времен такие места считались особенными, необычными, чудодейственными.

Неведомый – необъяснимый, таинственный, неизвестный.

Ученый – выученный, наученный чему-либо.

Видение – это призрак, что-нибудь, возникшее в воображении.

Витязь – это отважный, доблестный воин в Древней Руси.

Пленяет (мимоходом) – берет в плен (случайно, между прочим, проходя мимо)

Чахнуть – становиться слабым, болезненным, хилым, лишаться силы.

Чредой – по очереди
Г. Задание 4. Рассмотрите фольклорные образы в «Прологе» и их особенности

Персонаж/образ

Цитата

Особенности










ВЫВОД: Разные сказки живут в лукоморье. Но есть нечто главное, что объединяет их все:

«Там русский дух... там Русью пахнет!»

Все эти обитатели лукоморья, какими бы разными они ни были, все они – из русских народных волшебных сказок. Они родились на русской земле для русских людей. О них с детства знает каждый русский ребёнок.

Пушкин подчёркивает связь своей поэмы с русским фольклором. Он заканчивает пролог традиционной сказочной формулой:

«И там я был, и мёд я пил».

И даже образ рассказчика очень близок в поэме Пушкина к такому же образу из народных сказок. В народных сказках рассказчик всегда заявляет, что он сам слышал эту сказку от кого-то, сам был на свадьбе или на празднике… Рассказчик в поэме «Руслан и Людмила» поступает так же.

И ,наконец, следующие строки – это переход к самой поэме. Вступление закончено. Мост к народным сказкам переброшен.

Пролог наполнен отсылками к фольклору и славянской мифологии, а также персонажами волшебных сказок.

ФО Тест

1.Какие сказочные герои встретились в «Прологе» А.С. Пушкина?

2.Что интересного вы узнали об истории создания поэмы «Руслан и Людмила»?

3.Можно ли «Пролог» к поэме считать самостоятельным произведением? Почему?

4.Дайте определение слову «пролог».

Учащиеся совместно с учителем просматривают видео, читают материал учебника («Чтение с остановками»)(страницы 46-48). Работают с рабочими листами (выполняют задания).

1 задание. Нет, нельзя, так как строчка «Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету…» указывает на продолжение повествования.

2 задание. план к «Прологу»

1. У лукоморья

2.Чудеса лукоморья

3. Русский дух.
Сопоставляют значение слов и выражений


Определяют тему художественного отрывка, формулируют понятие «Лукоморье», делают записи в тетрадь на основе содержания учебника и слова учителя.


В карточках сопоставляют

Заполняют таблицу в группах

Совместная проверка (один учащийся читает, остальные проверяют

Проверка по ключу (самопроверка « +» или «-»)

1.Кот, Леший, Русалка, витязи, Королевич, Колдун, Царевна, Бурый волк, Баба-Яга, Кащей.

2. У А.С. Пушкина было творческое соревнование с В.А.Жуковским. А.С.Пушкин начал работу над поэмой как бы споря с поэмой В.А.Жуковского.

3.Да, можно, потому что это цельное произведение со своей композицией.

4. 5. Пролог-вступление к произведению, описание событий, совершившихся ранее, до сюжетного действия.


Дескрипторы:

-аргументирует ответ

-находит цитату

ФО «Комментарий учителя»

Дескрипторы:

-определяет тему-1б

-сопоставляют значение слов и выражений -1б
ФО «Дай ответ». Обратная связь учителя.

Дескрипторы:
-находит образы-персонажи-1б

-выписывает цитаты -1б

-определяет особенности -1б
ФО «Трибуна». Обратная связь учителя.


Дескрипторы

-верно отвечает на вопросы -4б

ФО «Самооценка»

Учебник для 5 класса «Русская литература»

Рабочие листы

Литература 5 класс (Урок№14 - А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила».) - поиск Яндекса по видео (yandex.kz)

Конец урока

Рефлексия. «Градусник настроения».

Домашнее задание. страницы 155-159 читать (до слов «Все четверо выходят вместе»)

Отвечают на вопрос.

Прикрепляют карточки на определенную шкалу (от 1 до 10) в зависимости от настроения в конце урока




Рабочий лист

«Градусник настроения»





Персонаж/образ

Цитата

Особенности

Лукоморье

У лукоморья дуб зеленый

У древних славян Лукоморьем называлось заповедное место на краю мира. Здесь стоит мировое древо – это ось мира, по которой можно попасть в другие миры. Вершина этого древа упирается в небеса, а корни уходят в подземный мир.

Дуб зеленый

У лукоморья дуб зеленый

Издавна у славян дуб был главным деревом. Он считался деревом бога Перуна. Дуб называли также княжеским или царским деревом. В дубовых рощах жили волхвы (жрецы), проводили там богослужения. Под самым старым дубом решались основные вопросы племени.

В народных сказках мы всё время встречаемся с образом могучего дуба. На нём, например, хранится заветный ларец из сказки «Царевна-лягушка»:

«Его смерть  на конце иглы, та игла  в яйце, то яйцо  в утке, та утка  в зайце, тот заяц  в кованом ларце, а тот ларец  на вершине старого дуба. А дуб тот в дремучем лесу растёт».

Кот ученый

И днем, и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом

это кот Баюн!

Баять – это значит рассказывать.

Кот Баюн в славянской мифологии – это огромный кот, который умеет своими сказками усыплять людей. Это – кот-людоед: он поедает усыплённых путников.  Но если его одолеть, то он может исцелить любые болезни: сказки целебны.

Только живёт обычно Баюн в тёмном лесу или в пустынных землях.

В народных сказках мы тоже часто сталкиваемся с котами. 

В сказках «Репка», «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса», «Кот, баран да козёл»,
«Кот – воркот, Котофей Котофеевич» и многих других кот выступает как умное, хитрое, находчивое, доброе животное.


Леший

Там чудеса: там леший бродит,



В славянской мифологии – это хозяин леса. Он может быть добрым или злым. Ему подвластны все растения и обитатели леса. Тем, кто не умеет себя вести в лесу, всегда вредит. Но может помочь заблудившемуся человеку. Леший у Пушкина просто «бродит» – в лукоморье нет чужих и, значит, никакой опасности лесу нет.

Русалка

Русалка на ветвях сидит;

Русалки есть в мифах и поверьях многих народов. В русском фольклоре русалки – это чаще всего утонувшие или утопившиеся женщины. Сначала русалок даже представляли без хвоста, с обычными ногами. Зато с длинными зелёными или русыми волосами. Так что нет ничего удивительного в том, что русалка сидит на ветвях. Русалок мы часто встречаем и в народных сказках.

Тридцать витязей и дядька морской

И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;

Богатырей и дядьку Черномора мы встречаем в «Сказке о царе Салтане». Но она была написана позже «Руслана и Людмилы»!

Учёные считают, что этот сюжет Пушкин тоже взял из народных сказок, которые рассказывала ему няня Арина Родионовна. Есть сказка о тридцати трёх братьях, которые являются братьями главного героя-царевича. И только попробовав материнского молока, замешанного в хлеб, братья вспоминают о родстве.

Колдун

Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;

А вот здесь пролог как будто забегает вперёд и показывает нам сцену из самой поэмы.

Богатырь

Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;

Уже колдун под облаками;

Царевна

В темнице там царевна тужит,

В народных волшебных сказках мы постоянно сталкиваемся с царевной, которую кто-то украл и посадил в темницу. И волк часто выступает как помощник главного героя «Иван-царевич и Серый Волк».

Бурый волк

А бурый волк ей верно служит;

В народных волшебных сказках мы постоянно сталкиваемся с царевной, которую кто-то украл и посадил в темницу. И волк часто выступает как помощник главного героя «Иван-царевич и Серый Волк».

Баба –яга

Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;

В славянской мифологии так называли уродливую старуху, которая живёт в лесу и умеет колдовать. Можно сказать, что это славянская ведьма или колдунья.

В сказках мы часто встречаемся с Бабой-ягой. Иногда она хочет съесть главного героя, а иногда помогает или даёт мудрый совет.

«Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Марья Моревна», «Баба-яга, костяная нога» – вот лишь малая часть сказок, в которых действует баба-яга.

Кащей

Там царь Кащей над златом чахнет;



Кащей в славянской мифологии изображался как могучий чародей. Считается даже, что он был божеством, владыкой самого глубокого и мрачного царства – Кащеева царства.

В народных сказках Кащей всегда отрицательный персонаж. Он становится причиной злоключений героев.

«– Его смерть  на конце иглы, та игла  в яйце, то яйцо  в утке, та утка  в зайце, тот заяц  в кованом ларце, а тот ларец  на вершине старого дуба. А дуб тот в дремучем лесу растёт».

Пушкинский Кащей «над златом чахнет». Прекрасный образ жадности, правда? Ничто не интересует старого скрягу – только деньги. Ради них он творит зло, грабит и убивает, разрушает, уничтожает. А потом сидит возле своих сундуков. Эта страсть поглощает все его силы – вот и «чахнет», то есть болеет, слабеет царь Кащей.