Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Комитет образования Омской области
ТФ ОМГАУ
РЕФЕРАТ
по предмету: «Физическая культура и спорт»
на тему: Физиологические основы оздоровительной физической культуры
Выполнил:
студент экономического факультета
Бражников Алексей Дмитриевич
Тара, 2023
Оглавление
1. Титульный Лист
2. Оглавление
3. Введение
4. Основы оздоровительной тренировки
5. Монотонность деятельности
6. Тип нагрузки
7-8. Общая характеристика оздоровительной физической культуры
9. Список литературы
10. Заключене
Введение
В современном мире одним из отрицательных явлений следует считать ограничение двигательной активности. Это противоречит биологической природе человека, что в свою очередь вызывает нарушение функционирования различных систем организма, снижает работоспособность человека и изменяет состояние здоровья в худшую сторону. Изменить это состояние поможет развитие массовой физической культуры, так как ее роль в сохранении и укреплении и укреплении здоровья очевидна и доказана. Оздоровительная физическая культура повышает работоспособность человека, так как восстанавливает активное функционирование систем организма.
Физическая культура важна для всех людей, для женщин которым предстоит рожать детей, для детей, так как они нуждаются в высоком уровне активности, для мужчин которые должны быть опорой своей семьи, для пожилых людей, так как сохраняется бодрость и активность на долгие годы. Поэтому повышение двигательной активности это путь к здоровью и долгой жизни. Все это объясняет, почему заслуживает внимание изучения основных форм массовой оздоровительной физической культуры.
Основы оздоровительной тренировки
Система физических упражнений, направленных на повышение функционального состояния до необходимого уровня (100% ДМПК и выше), называется оздоровительной, или физической, тренировкой (за рубежом кондиционная тренировка). Первоочередной задачей оздоровительной тренировки является повышение уровня физического состояния до безопасных величин, гарантирующих стабильное здоровье. Важнейшей целью тренировки для людей среднего и пожилого возраста является профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, являющихся основной причиной нетрудоспособности и смертности в современном обществе. Кроме того, необходимо учитывать возрастные физиологические изменения в организме в процессе инволюции. Все это обусловливает специфику занятий оздоровительной физической культурой и требует соответствующего подбора тренировочных нагрузок, методов и средств тренировки.
В оздоровительной тренировке (так же, как и в спортивной) различают следующие основные компоненты нагрузки, определяющие ее эффективность: тип нагрузки, величину нагрузки, продолжительность (объем) и интенсивность, периодичность занятий (количество раз в неделю), продолжительность интервалов отдыха между занятиями.
Монотонность деятельности.
Источником положительных эмоций у спортсмена, как у всякого человека, является поиск новой информации, новых путей решения двигательных и тактических задач. При длительном выполнении однообразных двигательных актов (например, в циклической работе умеренной мощности) приток информации значительно снижается, что вызывает скуку, падение интереса к тренировкам, понижение функциональных возможностей.
Монотония — это состояние, вызываемое однообразием работы при большом количестве простых стереотипных движении. Такая работа вызывает у человека состояние пониженной психической активности, чувство безразличия, усталости, сонливости, снижение частоты сердечных сокращений и дыхания, падение работоспособности.
Одним из механизмов возникновения состояния монотонии является привыкание. Если один и тот же стимул многократно повторяется, то внимание к нему ослабляется, реакции понижаются, т. е. утрачивается его новизна. В процессе автоматизации простых двигательных навыков эмоциональное напряжение прогрессивно уменьшается. При этом активируются неспецифические тормозные отделы ствола головного мозга, которые, при отсутствии тонизирующего сенсорного притока в мозг из окружающей среды, вызывают снижение активности высших отделов мозга. В условиях монотонной деятельности изменяется роль левого и правого полушария в управлении движениями. У спортсменов-правшей отмечено снижение активности левого доминирующего полушария головного мозга и повышение роли правого не ведущего полушария. Это позволяет продолжать работу, но делает ее менее эффективной. Разные люди неодинаково реагируют на монотонную работу.
Главным фактором сопротивляемости монотонии являются врожденные свойства нервной системы. Успешнее работают в этих условиях спортсмены с сильными уравновешенными нервными процессами и невысокой их подвижностью —
флегматики. Имеют значение личностные особенности человека. Для борьбы с монотонней используют варьирование скорости перемещений спортсменов, разные отрезки дистанций, создают соревновательные ситуации и т. п.
Тип нагрузки
Характер воздействия физической тренировки на организм зависит прежде всего от вида упражнений, структуры двигательного акта. В оздоровительной тренировке различают три основных типа упражнений, обладающих различной избирательной направленностью:
1 тип - циклические упражнения аэробной направленности, способствующие развитию общей выносливости;
2 тип - циклические упражнения смешанной аэробно- анаэробной направленности, развивающие общую и специальную (скоростную) выносливость;
3 тип - ациклические упражнения, повышающие силовую выносливость. Однако оздоровительным и профилактическим эффектом в отношении атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний обладают лишь упражнения, направленные на развитие аэробных возможностей и общей выносливости. (Это положение особо подчеркивается в рекомендациях Американского института спортивной медицины.) В связи с этим основу любой оздоровительной программы для людей среднего и пожилого возраста должны составлять циклические упражнения, аэробной направленности.
Общая характеристика оздоровительной физической культуры.
Сущность и основные задачи физкультурно-оздоровительных мероприятий в формировании здорового образа жизни. Богатство человеческого интеллекта, его творческие и физические способности, здоровье подкрепляются психическими процессами - памятью, вниманием, ощущениями, воображением, чувствованием, волей и др. Еще И.М. Сеченов отмечал, что в человеческой психике отсутствуют какие-либо фиксированные границы между умственным и физическим развитием. Вопросы развития психических процессов как части воспитательного процесса, в историческом ракурсе нередко переплетались с магией, культовым поведением, спортом, физической и военной тренировкой, искусством.
Движение - это часть жизни человека и если оно отсутствует, то не происходит нормального психического развития, нарушается схема тела. Можно утверждать, что есть некоторые эмпирически приемлемые критерии отождествления личности, взаимосвязи ее телесных и ментальных атрибутов. Тело - это «дом души». Нельзя отождествлять состояние сознания, не отождествив тело. И наоборот. Недооценка одного из компонентов развития может
привести к потере смысловых жизненных ориентиров, здоровья, низкой культуре, в конечном счете - деформации личности.
Работоспособность личности находится в тесной связи, прежде всего с состоянием здоровья, продолжительностью, условиями организации режима обучения и отдыха. В этом плане возможности физкультурно-оздоровительной работы поистине безграничны. Сфера физкультурно-оздоровительной деятельности, являясь средством активного отдыха и психофизиологического восстановления, охватывает огромное пространство идеального, материального, духовного и социального мира растущего человека.
Оздоровительная физическая культура проявляется во всех видах и формах деятельности, отражая как общий уровень культуры личности, так и конкретное преломление ее индивидуальных представлений, отношений, сознания, мышления, действий, поведения и организации жизни, позволяя осуществлять:
- владение системой практических умений и навыков для сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, развития и совершенствования психофизических способностей, качеств и свойств, самоопределения в ценностях физической культуры;
- связь общей и физической подготовленности с профессиональной направленностью, определяющей психофизическую готовность к профессии;
- приобретение опыта творческого использования оздоровительно- физкультурной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;
- использовать накопленный опыт в организации своего свободного времени.
Внешние границы оздоровительной физической культуры определяются контурами социально-профессиональной деятельности личности ее творческим самораскрытием, общением и реализацией ценностных ориентации в этой сфере. Практическая подготовка может быть представлена самосовершенствованием, саморазвитием в процессе выполнения физических упражнений в реализации здорового образа жизни, а также познавательной, пропагандистской, организаторской, судейской деятельностью и т.п.
Список Литературы
-
Улькин В. Н. Физическая подготовка. Минск, 1991 -
Адаптация организма к физическим нагрузкам [Электронный ресурс]: здоровье - медицина - красота. / С-П. 2007. - Библиотека. -
Халетова, С.С: Основы здорового образа жизнь: учеб. пособие / С.С. Халетова, М.М. Полевщиков, А.М. Шрага. - Марийский полиграфо-издательский комбинат. - Йошкар - Ола. -
Сиров В.К., Маслова С.Н. Оздоровительная физическая культура. - МГУ, 1999.
Заключение
Основу оздоровительной физкультуры составляют физические упражнения и игра, создающие специальный эффект самого различного содержания: элементы подвижных и спортивных игр, гимнастических и легкоатлетических упражнений, а также упражнения с тяжестями и т.п. Опираясь, на классификацию физических упражнений взятых из теории спорта используются не только обще подготовительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения, но и абсолютно все возможные виды двигательной активности. Оздоровительная физкультура включает любые массовые физкультурные, спортивные и туристические мероприятия; которые воздействуют на биологическую природу человека, его здоровье, формируют мотивы, ценности, установки на здоровый образ жизни.