Файл: Контрольная работа по дисциплине Детская литература Вариант 7 учащейся 1 курса группы зб22 Ивановой Виктории Валентиновны.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление культуры

Могилевского областного исполнительного комитета
Учреждение образования

«Могилевский государственный колледж искусств»

Специальность

2-23 01 31 «Библиотековедение и библиография»
Заочная форма получения образования


Домашняя контрольная работа

по дисциплине «Детская литература»

Вариант № 7

учащейся 1 курса группы ЗБ-22

Ивановой Виктории Валентиновны

_(фамилия, имя, отчество учащегося)

Шаркова Елена Михайловна

(фамилия, имя, отчество преподавателя)

Адрес: Гомельская обл., Светллогорский р-н., г.п. Паричи, ул. Северная, д.10
Номер телефона: +375297402787

Могилев, 2023

Вариант 7

  1. Проблемы истинного и ложного героизма в «Морских историях» Б.С. Житкова.

2. Гуманістычны пафас апавядання Цёткі «Міхаська».


    1. Богатый жизненный опыт писателя.

    2. Статья «Храбрость» (1937). Вопрос о мужестве. Каков истинно храбрый человек по мнению Житкова.

    3. Главные герои рассказов, их характеристика. Поведение героев в экстремальных обстоятельствах, раскрытие их нравственных достоинств, преодоление страха.

    4. Заключение.

    5. Список мероприятий.

Б огатый жизненный опыт писателя

Борис Степанович Житков родился 30 августа 1882 года, неподалеку от Новгорода, а когда ему исполнилось 7 лет, его семья переехала в Одессу. Перед этим они целый год ездили по России, но так и не нашли, где зацепиться. Именно в Одессе Житков впервые увидел море, которое стало страстью всей его жизни.

Начав учиться во 2 гимназии Одессы, он познакомился с Николаем Корнейчуковым, будущим писателем Корнеем Чуковским, дружба с которым перешла и во взрослую жизнь. Вот что Николай писал о своём друге:

«С Борисом Житковым я познакомился в детстве, то есть еще в XIX веке. Мы были однолетки, учились в одном классе одной и той же Одесской второй гимназии, но он долго не обращал на меня никакого внимания, и это причиняло мне боль. <...> Нам он казался надменным. Но мне нравилось в нем все, даже эта надменность. Мне нравилось, что он живет в порту, над самым морем, среди кораблей и матросов; что все его дяди — все до одного! — адмиралы: что у него есть собственная лодка, кажется, даже под парусом, и не только лодка, но и телескоп на трех ножках, и скрипка, и чугунные шары для гимнастики, и дрессированный пес
». (К. Чуковский / Борис Житков. Детская литература, 1970, №1) Ещё мальчиком Борис привык работать, действовать, думать вместе с людьми труда. Его привлекала опасность, борьба, требующая напряжения воли: пронести листовки в гимназическом ранце под самым носом у городового, обмануть шпика. Привлекало всякое мастерство и умение.

После окончания гимназии Борис Степанович поступил в Императорский Новороссийский университет. Учёба в нём пришлась на годы революции. В 1905 году Житков вместе с боевым студенческим отрядом успешно оборонял еврейский квартал от погромщиков. Об этом он кратко упоминает в своей статье «Храбрость»:

«В это время как раз приходит ко мне товарищ. Приглашает дать бой дружине. Днем, на улице. Я ни о чем другом тогда не подумал, только: неужто струшу? И сказал: "Идет..." Он мне дал револьвер. А за револьвер тогда, если найдут, ой-ой! Если не расстрел, то каторга наверняка.»

За время обучения в университете Житков побывал в Варне, в Марселе, в Яффе, в Констанце и сдал экзамен на штурмана дальнего плавания. На этом его морские приключения не закончились. После окончания учебы в университете, он возглавил экспедицию по изучению фауны Енисея, был ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем.

Множество занятий было под силу Борису Степановичу и можно долго рассказывать о том, чем он занимался и где побывал, но, пожалуй, самое потрясающее то, что он совершил кругосветное путешествие.

Летом 1912 года, во время морской практики, Житков совершил кругосветное плавание на учебно-грузовом судне: он обогнул всю Европу, прошел Гибралтар, Суэцкий канал и Красное море, проплыл берегом Африки вплоть до Мадагаскара, затем направился в Индию, на остров Цейлон, в Шанхай, Японию, Владивосток. За время этого путешествия Житков освоил все виды морской службы – от юнги до штурмана дальнего плавания и помощника капитана корабля. Его путешествия было не из простых: приходилось скитаться и голодать. Тем не менее в 1923 году он вернулся в Россию и не имея первое время денег, он жил у своего старого друга, на тот момент уже знаменитого писателя, Корнея Чуковского. Вот что сам Корней пишет про это событие в своих воспоминаниях о Борисе Житкове:

«… в 1923 году, поздней осенью, то есть более чем через тридцать лет. после нашей размолвки, вдруг пришел он сам, кумир моего детства, Житков. Но какой был у него изможденный, измызганный вид! Желтые, впалые щеки, обвислая, истрепанная, худая одежда, и в глазах безмерная усталость. Теперь, через столько лет, я уже не в силах отчетливо вспомнить, что произошло с ним в то время. Кажется, его обокрали и в числе прочих вещей похитили те документы, какие были необходимы ему для поступления на службу. Кроме того, он издавна был изнурительно болен и, кажется, пролежал чуть не месяц в больнице. Во всяком случае, нужда у него была крайняя: по его словам, даже трамвайный билет стал для него почти недоступною роскошью».



Именно Чуковский подтолкнул Бориса к публикации уже написанных во время путешествия рассказов. Именно благодаря ему детская литература узнала такого потрясающего писателя как Борис Степанович Житков.

Статья «Храбрость» (1937).

Вопрос о мужестве.

Каков истинно храбрый человек по мнению Житкова.

Статью «Храбрость» Житков пишет незадолго до своей смерти, поднимая всегда актуальную тему храбрости и трусости перед лицом опасности. Он полностью основывает её на том, что случалось с ним и том, что он видел за всю свою жизнь, поэтому все приведённые примеры – реальные ситуации. Его размышление о храбрости всестороннее. Оно разложено по полочкам. В самом начале Житков пишет, что боялся не самого страха, а сколько подлостей от него делается:

«Сколько друзей, товарищей, сколько самой бесценной правды предано из-за трусости: «не хватило воздуху сказать». И я знал, что по-французски «трус» и «подлец» - одно слово – «ляш». И верно, думал я, трусость приводит к подлости.»

Первым примером в его статье является кровельщик, который храбро висит под куполом на хлипкой доске, оказывается боится глубины, да и высоты раньше боялся, но привык. Этот показывает нам, что лишившись одного из своих страхов, мы не лишаемся всех автоматически. Последующие примеры также показывают нам, что храбрость бывает и вынужденной: когда горе или ответственность затапливает тебя настолько, что трусость остаётся позади. А последний пример с мужчиной, переводящей девочку через кладбище, показывает, что храбрость может ещё и проявится, когда кто-то очень в тебя верит и надеется на тебя.

И вот эта храбрость, к которой так стремился Житков и которую так ценил в людях, по его словам, позволяет избежать «паскудного трепета в душе» и подлости, предательства.

Главные герои рассказов, их характеристика.

Поведение героев в экстремальных обстоятельствах, раскрытие их нравственных достоинств, преодоление страха.

Рассказы «Шквал», «Под водой», «Над водой», «Механик Солерно», «Вата», «Компас» имеют общую тематику – море. Каждый из них рассказывает о той или иной опасной ситуации, и о том, как ведут себя в них люди.

В рассказе «Шквал» героем является матрос Ковалев. Девочке Насте сразу кажется, что он большой и злой, но после того, как Ковалев гладит её зайца, Настя своё мнение меняет. С самого начала мы видим, что опасность неминуема: грек, главный на корабле, из-за корысти берет на судно больше чечевицы для перевозки, чем положено. «
Продаешь нас за пятак, — бубнил на палубе матрос Ковалев, укладывая рядами черепицу, — рванет хороший ветерок, и амба: ляжем парусами на воду». Когда все укладываются спать, а Ковалев остается на дежурстве, случается неминуемое. Штиль. Всего один крепкий порыв ветра и судно переворачивается. Падают предметы, летит чечевица и все в панике пытаются найти выход из перевернувшегося корабля, но Ковалев быстро берет всё под свой контроль и совсем скоро все по очереди трудятся над тем, чтобы прорубить дырку в дне. Но стоит лишь небольшой дырке появится, как матрос понимает – они зря старались, потому что через эту дырку уходит воздух из каюты, а не наоборот, приходит. Он приказывает всем остановится и предлагает новый план: «Хлопцы, — сказал Ковалев, и все почувствовали, что он что-то важное скажет, и замолкли, — сейчас на воле будем. Вот он люк, я ногой нащупал. Давай веревку, я поднырну, а вы по веревке за мной». Таким образом все и спасаются. Все, кроме того самого упрямого грека, который никого не послушал и продолжил прорубать дыру. Он так и остался в перевернувшемся судне. Зато Настин зайчик, который был в коробке – спасся. Настя заметила коробку, когда они стали отплывать от корабля на шлюпке.

«Вот ведь: скотина бессмысленная спаслась, а человек пропал, — сказал Дмитрий и оглянулся на блестевшее на луне осклизлое брюхо корабля.

Гребцы налегли: всем хотелось поскорее уйти от погибшего судна. Каждому чудилось, что грек еще стучит топором по дну.

Через час шлюпка с пассажирами пристала к берегу.
Все невольно оглянулись на море. Но там уже не видно было опрокинутого судна».

Командир подводной лодки в рассказе «Под водой» сам же и создает эту опасную ситуацию, когда совершает маневр, не думая о последствиях. Житков не приукрашивает суровую действительность, он пишет о том, как тяжело капитану дается признание в проступке своим подчиненным, и какие страшные последствия его ждут после, когда кислорода в подводной лодке перестает хватать. Мичман, принявший судовой журнал, в 4 часа 40 минут пишет следующее: «Застрелился лейтенант Я. в своей каюте. Прилагаю его записку: «Я не имею права дышать этим воздухом». Это даёт ребенку, да и взрослому, хватило бы у них силы не просто признать свою ошибку, а ещё и понести за неё такой суровый ответ.


В рассказе «Над водой» мы видим отважность ученика механика – Федорчука. Он не должен был лететь тем рейсом, механик этого не хотел: «Какая от тебя польза, одно слово — балласт, — отрезал механик.», но пилот, увидев удрученный вид Федорчука, сжалился и взял его с собой. Взволнованные полетом и вероятной опасностью пассажиры постепенно успокаиваются, даже начинают веселить друг друга. И на первый взгляд, внезапные перебои в двигателе совсем не пугают механика. Он спокойно говорит, что они могут спланировать на море, если все станет совсем плохо. Однако его спокойствие в словах разительно отличается от того, что с ним происходит, когда для устранения опасности нужно устранять проблему прямо в воздухе. Он трусит, медлит, хотя в такой ситуации медлить никак нельзя, и тогда Федорчук не раздумывая забирает у него ключ и сам выходит устранить проблему, но по пути обратно в каюту, срывается со скользкого крыла самолета: «А Федорчук смело лез по крылу назад к управлению. У него весело было на сердце. Порывы штормового ветра бросали аппарат. Федорчук взялся за ручку дверцы, но соскользнула нога с обледенелого крыла, ручка выскользнула из рук, и Федорчук сорвался в темную пустоту». Думаю, в этом рассказе Житков показывает детям, что взрослый вполне может струсить перед лицом опасности, что взрослый человек по умолчанию не является храбрым человеком. Федорчук был самым младшим на самолете и тем не менее, именно он пошел чинить двигатель, и в нём не было ни капли трусости, наоборот, в нём была радость.

«Механик Солерно» - рассказ о чести, о необходимом хладнокровии в настолько опасных ситуациях, как горящий изнутри пароход посреди бескрайней воды. Первым, кто замечает, что что-то не так – кочегар. Он долго думает прежде, чем встать и рассказать механику о горячем полу. Проснувшийся механик сразу ворчит, но по его лицу понимает, что что-то серьезное. После механика о беде узнает капитан и с этого момента мы можем наблюдать, как точны его мысли и действия. Капитан не сомневается в своих решениях, лишь размышляет: успеют ли они, не сгорит ли пароход от бочек с хлористой солью раньше? Он раздаёт всем точные команды и делает всё, чтобы пассажиры ничего не узнали, и чтобы среди матросов не начался бунт, зародыши которого он умело устраняет, как и положено хорошему капитану. Очень хорошо его рассудительная хладнокровность показана в моменте, когда он выбрасывает одного из пассажиров за борт, потому что тот может развести панику среди других, что только в разы ухудшит ситуацию: