ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проф этика билеты
-
Профессиональная этика юриста как система теоретического знания.
Профессиональная этика юриста — один из видов профессиональной
этики, которая в свою очередь является частью науки, носящая название «Этика». Понятие «этика» имеет греческое происхождение (ethika).
Оно, в свою очередь, образованно от слова ethos, что в переводе обозначает «нрав», «обычай», «правило».
Как система теоретических знаний этика включает в себя знания:
— о сущности (природе) морали;
— о функциях морали;
— о содержании (структуре) морали;
— о ее происхождении;
— о категориальном аппарате, отображающем содержание морали;
— о методах и формах нравственного воспитания;
— об истории становления и развития этики.
этика — это наука, предметом изучения которой является мораль.
2.Основные положения работы А.Ф. Кони «Нравственные начала в уголовном процессе. Общие черты судебной этики».
Очерк касается актуального вопроса нравственности в уголовном процессе. Кони устремляет внимание на нравственную сторону уголовного процесса, его стадий и участников, требует на этапе университетского образования воспитать достойных юристов, с этой целью призывает расширить курс академического преподавания уголовного правосудия. Так как именно за нравственным (естественным) законом будущее в уголовном процессе.
Кони проводит анализ стадий судебного процесса и истории эволюции уголовного судопроизводства, а именно ролей участников в процессе с точки зрения нравственного закона. Начиная с оценки эволюции роли судьи в уголовном процессе, принятия им судебного решения, в формальном и морально-этическом плане, и заканчивая возможностью развития суда присяжных заседателей как формы суда, заслуживающей особого внимания с точки зрения нравственных начал и воспитания общества.
3.Моральное сознание и его проявления в юридической сфере.
Моральное сознание – человеческое сознание с его внутренними механизмами, смысловым и ценностным содержанием, в форме этических понятий и определений.
Моральное сознание рассматривает явления и поступки людей не в плане их причинной обусловленности (почему человек сделал что-либо), а со стороны их достоинства, ценности. Моральное сознание оценивает действия и общественные явления, мораль дает возможность выбора между добром и злом, который человек делает в силу своего понятия о должном (о том, как должно быть). Совокупность определенных норм, запретов и требований, которые регулируют человеческую деятельность и поведение и составляют содержание морального сознания.
Моральное сознание формируется в процессе воспитания и самовоспитания человека и проявляется в его поведении и нравственной культуре.
Моральная практика состоит из моральных поступков (действие или отсутствия действия) и совокупности поступков (линии поведения).
4.Моральное поведение и его проявление в юридической сфере.
Юридическая этика - это профессиональная этика, которая является практическим выражением и воплощением этики права у профессионала.
Юридическая этика обусловлена спецификой профессиональной деятельности юриста, особенностями его нравственного и социального положения. Для нее характерна особо тесная связь правовых и моральных норм, регулирующих его профессиональную деятельность.
Субъектом юридической этики является специалист, непосредственно реализующий в профессиональной практике свое отношение к законотворческой и правоприменительной институциональной деятельности.
5.Моральные отношения и их проявления в юридической сфере.
Прежде всего, эта специфика состоит в самом назначении юридического корпуса обеспечивать выполнение решений Президента РФ и государственную и правовую защиту своего Отечества.
Нравственные отношения юристов находят свое конкретное выражение в стремлении при любых обстоятельствах выполнить свои обязанности, свой долг. И если мы все же встречаемся с негативным отношением к юридическим структурам определенных кругов, организаций, то это является следствием нравственного неблагополучия в нашем обществе. Такое положение обусловлено кризисом нравственности, существенной стороной которого является пересмотр старой системы ценностей, отказ от нее в пользу новой. На место безграничной веры в авторитеты, догматизированной морали приходит новая мораль, связанная с оправданием стремления людей к увеличению суммы удовольствий и наслаждений, личного комфорта и материальных благ, с развитием индивидуализма. Процесс этот, по-видимому, необходимый для общества в целом, оказался разрушительным для государства и его составляющих и отрицательно сказался на нравственном здоровье, особенно высокопоставленных юристы. Впрочем, положение меняется к лучшему. Создаются и совершенствуются структуры государственной и муниципальной власти. Рассматриваются и другие документы, определяющие положение в обществе и жизнедеятельность государственных структур.
6.Моральные конфликты и их классификация.
конфликт (от лат. conflictus -- столкновение) -- столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.
Существуют четыре основных вида конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
7.Соотношение морали и права.
Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия. Внимательное сопоставление права и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволяет более глубоко познать оба эти явления.
Единство права и морали состоит в том, что:
1) они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;
2) право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;
3) у права и морали один и тот же объект регулирования - общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;
4) право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;
5) право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;
6) право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.
Отличия права и морали заключаются в следующем:
1) право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством. Нормы морали возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. Для того чтобы нравственная норма получила право на существование достаточно, чтобы она была признана самими участниками социального общения - классами, группами, коллективами, теми людьми, кто намерен ею руководствоваться. В отличие от права мораль носит неофициальный (негосударственный) характер;
2) право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. Мораль опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов. Само общество, его коллективы решают вопрос о формах реагирования на лиц, не соблюдающих моральные запреты;
3) право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей - участников общественной жизни. Их появление не связано с волей законодателя;
4) право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного - неправомерного, законного - незаконного, наказуемого - ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.д.;
5) право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность, причем порядок ее возложения строго регламентирован законом - он носит процессуальный характер. Его соблюдение столь же обязательно, как и соблюдение материальных правовых норм. Человек наказывается от имени государства, поэтому к юридической ответственности нельзя привлечь в произвольной форме. Иной характер носит ответственность за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.). Это - ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людьми;
6) право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции;
7) право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают.
8.Функции морали.
Мораль осуществляет определенные функции:
Примеры функций морали
К функциям морали относятся: регулятивная, оценочная (аксиологическая), ориентирующая, мотивационная, познавательная (информационная), воспитательная, коммуникативная, идеологическая, мировоззренческая функции.
регулирует поведение и оценивает действия людей в типичных и значимых социальных ситуациях
определяет жизненные ориентиры и вырабатывает определённую модель поведения человека
способствует формированию ценностей и мировоззрения человека без внешнего контроля
9.Религиозная точка зрения на происхождение морали.
С религиозной точки зрения возникновение морали не обусловлено обстоятельствами жизни, а служит некой данностью, исходящей от Бога, являющегося сосредоточением всей полноты абсолютного совершенства и источником тех качеств, которые в земной жизни называются высоко нравственными. Можно сказать, что мораль согласно религии есть проявление Бога в человеке.
Мораль приобретается человеком в результате его соединения с Богом посредством веры: человек приближается к Богу и в него входит стремление к добру, человек отдаляется от Бога добро его покидает и ему на смену в человека входит зло, источником которого является Сатана. Аморальность, таким образом, является результатом отдаления от Бога, и в религиозной сфере фиксируется посредствам категории «грех». Следует вывод о том, что если бы Бога не было, то жизнь человеческого общества превратилась бы в сплошной кошмар. Следует отметить, что истинно верующие люди действительно отличаются высокой нравственностью.
Значительный нравственный потенциал, содержащийся в религии, заключен в следующем:
1) Для того, чтобы нормы соблюдались, они должны иметь как можно более высокий авторитет. Моральные нормы, имеющие религиозное происхождение, обладают у верующих людей абсолютным авторитетом, поскольку эти нормы установлены не людьми, а самим Богом. Нормы морали, данные Богом, не подлежат обсуждению- они подлежат только безусловному выполнению;
2) Процесс соблюдения норм морали всеми верующими людьми находиться под постоянным контролем. Этот контроль осуществляет Бог, обладающий свойством всеведения.
3) По результатам соблюдения норм морали каждый из верующих людей получит обязательное посмертное воздаяние- обязательное поощрение в виде рая или обязательное наказание в виде ада.