Файл: Особенности раскрытия и расследования преступлений, связанных с организацией и деятельностью наркопритонов.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 324
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
в носках и выемке ступни; -
за лацканом одежды, в швах и заплатах; -
за манжетами, воротником, лентой на тульях шляп; -
в кармане с двойным дном; -
в подшитом под подкладкой потайном кармане; -
в гульфике брюк, в плавках, в корсете; -
в полых пуговицах; -
в бюстгальтере или за специальным поясом под грудью; -
в узле галстука или косынки; -
в перчатках; -
под стельками, в каблуках (тайники).
В вещах и предметах:
-
в подкладке чемодана (двойное дно), сумки, портфеля, кейса, кошелька; -
в зажигалке, пачке из-под сигарет, мундштуке (трубке), спичечном коробке; -
в корпусе часов и браслете (ремешке); -
в жевательной резинке; -
в упаковках из-под лекарств, фотопленки и др.; -
в бутылках, банках, пакетах, термосах и других предметах.
В помещении наркотики могут быть спрятаны в любых вещах и предметах, порой в самых неожиданных местах.
Вполне возможно, что наркотики могут быть спрятаны и на территории, прилегающей к дому:
-
в емкостях, закопанных в земле; -
под плитами дорожек в саду; -
в частях ограды; -
в погребах, выгребных ямах; -
в постройках: бане, сарае, гараже, собачьей будке и т.п.; -
в дуплах деревьев и т.д.
В большинстве случаев преступники выполняют несколько действий по организации притона в совокупности. Например, приискав помещение, лицо приобретает наркотики и подбирает посетителей.
Имея в виду, что в таком помещении будет функционировать притон для потребления наркотических средств, его организаторы стараются подобрать изолированное помещение, приобрести посуду и все необходимые для изготовления и употребления наркотика предметы и приспособления.
Нередко организаторы притона ведут предварительный подбор клиентуры из числа местных наркоманов, заблаговременно обговаривая с ними условия посещения и использования притона.
Согласно нашим исследованиям, только в шестой части преступлений по делам об организации и содержании притонов такой квалифицирующий признак, как «организация притона», находит свое подтверждение, в большинстве же случаев суд квалифицирует эти деяния как «содержание притона». По 3,3 % уголовных дел, по кассационной жалобе обвиняемых, квалифицирующий признак «организация притона» был исключен из приговора суда определением судебной коллегии по уголовным делам краевого суда. Вот как, например, раскрывается сущность такого исключения в одном из определений:
« Исследовав в совокупности все доказательства, суд пришел к выводу о том, что действия гражданина Озерова должны быть квалифицированы как организация и содержание притона для потребления наркотических средств.
Однако судебная коллегия не может согласиться с тем, что действия Озерова содержат такой квалифицирующий признак, как организация притона для потребления наркотических средств.
По смыслу закона под организацией притона следует понимать действия, направленные на его создание: подыскание, наем, приспособление помещения, а при наличии помещения – привлечение лиц, желающих им воспользоваться для потребления наркотиков, добывание наркотиков и т.п.
Ни предварительным следствием, ни судом не установлено, что Озеров выполнял какие-либо объективные действия такого квалифицирующего признака, как организация притона, что нашло отражение в приговоре. В нарушение ст.314 УПК РСФСР, в приговоре не раскрыто содержание действий Озерова по организации притона для потребления наркотических средств.
Судебная коллегия считает необходимым исключить из обвинения Озерова данный квалифицирующий признак»1.
Поскольку в криминалистическом аспекте такие деяния, как организация и содержание притона, и содержание притона по значительному ряду позиций, в частности, по способу совершения преступления и по способу сокрытия преступления, имеют сходство, представляется целесообразным далее рассматривать их одновременно.
На наш взгляд, место, в котором организуется и функционирует наркопритон, является типичной чертой способа преступления рассматриваемого вида, поскольку этот признак является одним из наиболее значимых, с криминалистической точки зрения, т.к., чаще всего, именно по этому признаку определяется организатор или содержатель притона.
Использование помещений в качестве места, где потребляются наркотики, диктуется рядом условий, вытекающих из самого процесса потребления наркотических средств, вида используемого наркотика и различных действий лиц, участвующих в их изготовлении и потреблении. Поскольку изготовление наркотика требует необходимых приспособлений (посуда, плита) и определенных условий (отсутствие посторонних лиц, наличие водопровода, электрической или газовой сети), а также возможности стерильного введения наркотиков в организм, то наиболее часто в качестве места для организации притонов выбираются жилые помещения (отдельные квартиры, частные дома, комнаты в общежитии). Значительно реже используются подсобные помещения нежилого типа (гаражи, сараи, подвалы и т.п.).
Чаще всего, преступник является фактическим владельцем указанного помещения или проживает в нем как член семьи (91,9 %). Имеются случаи организации притонов в квартирах своих родственников (5,3 %), сожителей (2,1 %), знакомых (0,7 %), куда преступники имеют свободный доступ.
Принимая во внимание высокую латентность данного вида преступлений, есть основания полагать, что в качестве помещений для изготовления и потребления наркотических средств могут использоваться также и другие места (например, служебные помещения, дачи, номера в гостиницах и т.п.). Например, по уголовному делу в г. Хабаровске, работники мэрии внутривенно употребляли наркотики прямо в рабочих кабинетах1.
В основном рассматриваемые преступления совершаются одним лицом – 97 %, по 3 % уголовных дел – в соучастии, двумя лицами; из которых 2 % составили родственники, а 1 % - супруги. (Однако следует заметить при этом, что все имеющие место факты соучастия не нашли подтверждения на стадии расследования этих преступлений, что, на наш взгляд, является существенной недоработкой органов дознания и следствия).
Учитывая контингент потребителей наркотиков, притоны условно можно разделить на две группы:
-
притоны с постоянным контингентом посетителей; -
притоны с переменным контингентом посетителей.
Как уже отмечалось ранее, притоны с постоянным контингентом посетителей составляют абсолютное большинство (93 %). Данный вид притонов посещает определенный круг лиц, хотя, возможно, в разное время и в различных сочетаниях между собой. Как правило, в этом случае основную массу посетителей составляют приятели и знакомые содержателя притона, с которыми он совместно готовит и употребляет наркотические средства. В большинстве случаев такой притон организуется в его отдельной квартире или частном доме, где он проживает один или может оставаться один на какое-то определенное время (например, когда родители на работе).
Характерной особенностью другого вида притонов является то, что это, как правило, места сбора правонарушителей и ранее судимых, среди которых значительное число наркоманов, либо – несовершеннолетних, которые приглашают в притон своих знакомых.
При расследовании преступных действий по содержанию притонов, как правило, уже на первоначальном этапе расследования следователь располагает сведениями о возможном преступнике, потребителях наркотиков и помещении, где эти наркотики употреблялись, а также о возможном их изготовлении.
Под изготовлением наркотика следует понимать такие действия, которые, в конечном счете, приводят к созданию наркотического средства или преобразованию одного наркотического средства в другое. Пленум Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 года подчеркивает, что под незаконным изготовлением следует понимать «совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия, направленные на получение из наркотикосодержащих растений, лекарственных, химических и иных веществ (одного или нескольких) готовых к использованию и потреблению наркотических средств или психотропных веществ из числа включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»1.
Согласно нашим исследованиям, в 100 % случаев в наркопритонах изготавливались наркотические средства. В 43 % случаев организатор либо содержатель притона не умел (или не хотел) изготавливать наркотическое средство, и так называемым «поваром» был кто-либо из посетителей притона. Однако следствием такие факты не были приняты во внимание, и «повара» участвовали в уголовном деле только в качестве свидетелей. Фактически ни по одному из изученных нами уголовных дел следствие не предъявило таким лицам обвинения в незаконном изготовлении наркотических средств, хотя фактически в каждом притоне данные противоправные действия имели место. Чаще всего, уголовное преследование прекращалось по той причине, что «…следствие не располагает заключением эксперта о виде полученного наркотического средства, способе его переработки и его изготовления. Состав преступления отсутствует, когда нет предмета преступления – реального наркотического средства, обладающего видом, объемом, весом…»2.
При изготовлении наркотиков в притоне преступники, чаще всего, используют обычную бытовую посуду (например, миски, поварешки, кружки, ковши), бытовые приборы (например, кофемолки, мясорубки, вентиляторы, электрические и газовые плитки), а также инструменты (например, ножи, ножницы, плоскогубцы) и перевязочный материал (например, вату, бинты).
Химические вещества, необходимые для изготовления наркотиков (различные растворители) обычно предварительно покупаются в специализированных магазинах, а ядовитое вещество – уксусный ангидрид, как правило, приобретается незаконным путем у лиц, имеющих доступ к нему, или у перекупщиков.
Потребление наркотических средств и психотропных веществ означает их прием внутрь различными способами. Нормами ст. 40 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»
1 в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача. Однако, Уголовным кодексом РФ не установлена ответственность за потребление наркотиков, равно как и за появление в состоянии наркотического опьянения в общественных местах. Эти деяния законодательство относит к административным правонарушениям, что не входит в предмет нашего исследования.
По смыслу закона, содержание притона есть фактическое владение помещением, используемым для систематического, т.е. два и более раза, потребления наркотических средств и психотропных веществ. Возможно, что, с криминалистической точки зрения, критерий систематичности в исследуемом виде преступлений особой роли и не играет. Однако в уголовно-правовом плане его отсутствие означает отсутствие преступления как такового. Так, например, гражданин Заколюкин был оправдан приговором суда за вменяемое ему в вину совершение преступления по содержанию притона для потребления наркотических средств. Причиной этому стало доказательство только одного факта предоставления квартиры для указанных целей, другие аналогичные случаи не были конкретизированы органами следствия и не подтверждены какими-либо доказательствами2.
Хотя в массиве изученных нами уголовных дел мы встретили только один такой случай, все же в практической работе эта проблема является одной из острейших в плане раскрытия преступлений, связанных с организацией и содержанием наркопритонов. Особую актуальность эта проблема приобрела в связи со вступлением в силу нового Уголовно-процессуального кодекса РФ, ст. 12 которого запрещает осмотр жилища без согласия проживающих в нем лиц или без судебного решения1.
Типичным признаком рассматриваемого вида преступления является обязательное включение в способ преступления действий виновных лиц по сокрытию своего деяния. Различие может быть только в качестве выполнения указанных действий, которое зависит от преступного опыта.
Р.С. Белкин отмечает, что «сокрытие преступления – деятельность (элемент преступной деятельности), направленная на воспрепятствование расследованию путем утаивания, уничтожения, маскировки или фальсификации следов преступления и преступника и их носителей»2. Сокрытие непосредственно направлено на следы преступления.
Наиболее типичными способами сокрытия в преступлениях рассматриваемого вида являются следующие: