Файл: Особенности раскрытия и расследования преступлений, связанных с организацией и деятельностью наркопритонов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 328

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.

Любой преступник – рецидивист самонадеянно стремится избежать разоблачения. Позволим себе процитировать слова осужденного Левкина: «Я понимал, что мои поступки противоречат закону и преступны, но я надеялся, что все обойдется…»1.

Поскольку большинство притоносодержателей являются наркоманами или алкоголиками, их самоконтроль и способность руководить своими действиями могут быть значительно ослаблены и из-за их физического состояния.

Утрата преступником и его окружением самоконтроля в притоне чаще всего проявляется в таких ситуациях:

  • посетители притона просят у соседей по дому димедрол, мясорубку, бинт, вату и т.п.;

  • из квартиры, в которой находится притон, идет запах ацетона, уксуса, аммиака и т.п.;

  • в квартиру очень часто приходят различные молодые люди, при выходе у них нарушена координация движений, речь невнятная, но запах алкоголя не ощущается, иногда они выбрасывают использованные шприцы;

  • в квартире бывает очень шумно, иногда устраиваются драки;

  • у посетителей очень неряшливый внешний вид;

  • под окнами квартиры валяются использованные шприцы, ватные тампоны;

  • в притоне и у посетителей оставлены следы наркотиков.

Обстановка совершения преступления может оказать значительное влияние и на сокрытие следов преступления, т.е. некоторые пространственно-временные и социально-психологические факторы могут помешать преступнику скрыть следы своего преступления. В притоне это может проявиться, например, в неожиданном возвращении домой кого-либо из родственников; в непредвиденном поведении кого-либо из посетителей притона; в дефиците времени, имеющегося в распоряжении преступника; в отсутствии воды в водопроводе; в повышенной дозе наркотического средства, принятого преступником и т.п.

По способу взаимодействия личности преступника с обстановкой преступления обычно учитывают закрытую и открытую системы1.

Для закрытой системы характерны следующие признаки:

  • место совершения преступления должно быть ограничено определенным участком, территорией (жилое, подсобное помещение, транспортное средство, учреждение и т.п.);

  • число лиц, находящихся в этом месте и имеющих доступ к объекту посягательства, в силу осуществляемых им функций (труда, быта, отдыха), также должно быть ограниченным.


Указанные признаки дают основание отнести притоны для изготовления и потребления наркотических средств и психотропных веществ к системам закрытого типа, в которых способ взаимодействия личности и обстановки преступления свидетельствует об относительно ограниченном круге лиц, которые могут совершить преступление.

В таких системах действия лица по совершению и сокрытию преступления обусловлены спецификой этой обстановки и осознанием того, что оно действует в условиях узкого круга лиц, на которых может пасть подозрение.

Поэтому в исследуемой категории уголовных дел, как правило, уже на первоначальном этапе расследования, применяя метод ограничения и исключения, органы предварительного следствия выявляют лицо, подозреваемое в организации либо содержании наркопритона.

Резюмируя изложенное, криминальную ситуацию, возникающую в ходе организации и деятельности наркопритона, можно определить как функциональный элемент криминалистической характеристики преступления данной категории, детерминированный действиями преступника по выбору способа преступления, адекватного изменяющейся обстановке, предшествующей и сопутствующей криминальному деянию, и обусловливающий соответствующий механизм следообразования.

Перейдем к исследованию второго гносеологического блока – криминалистической характеристики расследования преступлений по организации и содержанию наркопритона.


Глава 2. Криминалистическая характеристика расследования преступлений, связанных с организацией и деятельностью наркопритонов
Данная глава посвящена анализу второго ряда криминалистических явлений – криминалистической характеристике расследования преступлений, связанных с организацией и деятельностью наркопритонов.

Криминалистическая характеристика преступлений и криминалистическая характеристика их расследования, по мнению В.К. Гавло, являются взаимосвязанными компонентами в информационно-познавательной структуре методики расследования преступлений. Если криминалистическая характеристика преступления отражает ретроспективную направленность с ее специфическим содержанием, свидетельствующим о том, что происходит в различных ситуациях совершения преступления, и каковы их закономерности, то криминалистическая характеристика расследования преступлений – перспективную направленность, содержанием которой являются закономерности расследования события преступления1.

Специфика организации деятельности по расследованию преступлений порождает новую систему корреляционных связей: субъект расследования – информация о событии преступления – следственные ситуации – следственные версии – тактические операции. В данной главе предпринята попытка исследовать элементы криминалистической характеристики расследования преступлений, связанных с деятельностью наркопритонов, взятые в отдельности и системе.

Говоря о взаимодействии криминалистической характеристики преступлений и криминалистической характеристики расследования, необходимо учитывать, что элементам обеих систем присуща амбивалентность (полярность).

Так, личности преступника противопоставлена личность следователя (оперативного работника); действиям преступников по подготовке, совершению и сокрытию преступления противопоставлены тактические операции по выявлению и раскрытию преступления.

Еще более тесная функциональная зависимость прослеживается во взаимодействии ситуации преступления и следственной ситуации. Очевидно, что сложная криминальная ситуация в деятельности наркопритона неизбежно отразится на генезисе и динамике следственной ситуации по уголовному делу.

Категория «следственная ситуация» прочно заняла свое место в понятийном аппарате криминалистики. Само учение о следственной ситуации, впервые появившись почти одновременно в работах А.Н. Колесниченко1 и В.К. Гавло2 в 60-х годах прошлого столетия, продолжает развиваться, обогащая методику расследования преступлений новыми знаниями. Теоретические и практические разработки, накопленные по данной проблеме, уже давно позволили сделать вывод о возникновении новой и перспективной частной криминалистической теории – теории следственных ситуаций.


По вопросу определения следственной ситуации у ученых нет единства точек зрения. На момент настоящего исследования существует более тридцати ее определений. Состояние понятийного аппарата криминалистики на сегодня позволяет все это многообразие точек зрения условно свести к трем позициям.

Согласно первой точке зрения, следственная ситуация представляет собой системное образование, формируемое сочетанием различного рода компонентов и функциональными связями между ними3.

Другими авторами следственная ситуация определяется как мысленная динамическая модель, отражающая информационно-логическое, тактико-психологическое, тактико-управленческое и организационное состояние, сложившееся по уголовному делу и характеризующее благоприятный или неблагоприятный характер процесса расследования1.

Существует еще и третья точка зрения, согласно которой следственная ситуация представляет собой «… степень информационной осведомленности следователя о преступлении, а также состояние процесса расследования, сложившееся на любой определенный момент времени, анализ и оценка которого позволяют следователю принять наиболее целесообразные по делу решения»2.

Полагаем, каждая из приведенных позиций авторов имеет право на существование, так как в них описываются различные аспекты одного и того же явления. Все же концепции настоящего исследования в наибольшей степени отвечает первое определение следственной ситуации, данное В.К. Гавло.

Проблема борьбы с организацией и функционированием наркопритонов является комплексной, охватывающей деятельность различных правоохранительных органов и специальных служб. В эффективности такой борьбы не последнюю роль играет вооруженность криминалистов методикой выявления и расследования преступлений. Первым этапом в создании подобных методик является программа исследования типичных следственных ситуаций, которая является ключом к пониманию и механизма преступления, и характера поисково-познавательной деятельности различных участников расследования. В следующем параграфе будут исследованы закономерности возникновения и развития оперативно-розыскных ситуаций, связанных с выявлением наркопритонов.

    1. Оперативно-розыскные ситуации, связанные с выявлением наркопритонов



Высокий уровень латентности преступлений, связанных с деятельностью наркопритонов, значительно поднимает роль оперативно-розыскной работы в деле выявления подобных преступлений. Негласный характер такой работы, полагаем, определяет и особенности оперативно-розыскных ситуаций, возникающих в процессе выявления и расследования деятельности наркопритонов.

Оперативно-розыскная ситуация как научная категория является результатом интеграции двух юридических наук: криминалистики и теории оперативно-розыскной деятельности, в научных аппаратах которых она уже прочно заняла свое место.

По мнению С.Э. Воронина, оперативно-розыскная ситуация – это тип проблемной следственной ситуации, возникающей в процессе мыслительной деятельности оперативного работника, познающего механизм преступления и разрешающего эту ситуацию с помощью гласных и негласных методов получения информации, составляющих специфическое содержание оперативно-розыскной деятельности1. На наш взгляд, данное определение достаточно полно описывает признаки оперативно-розыскной ситуации под углом зрения поисково-познавательной деятельности оперативного работника. Кроме того, мы разделяем позицию С.Э. Воронина, предлагающего в структуре криминалистической характеристики расследования выделять оперативно-розыскную характеристику расследования, содержание которой, как раз, и составляют оперативно-розыскные ситуации и пути их разрешения2.

Очевидно, что оперативно-розыскные ситуации возникают в ходе оперативно-розыскной деятельности. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (1995) определяет ее как вид деятельности, «осуществляемой гласно и негласно, уполномоченными на то настоящим Федеральным законом оперативными подразделениями государственных органов в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств»1.

Анализ данного определения показывает, что этот вид деятельности, объективно необходимой и полезной, характеризуется следующими признаками:

- имеет государственно-правовой характер;

- организационно и структурно обособлен от других видов деятельности за счет специального круга субъектов, уполномоченных государством его осуществлять;

- реализуется при помощи присущих только для него средств и методов, имеющих специфическую форму оперативно-розыскных мероприятий.