Файл: Особенности раскрытия и расследования преступлений, связанных с организацией и деятельностью наркопритонов.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 325
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Показания свидетелей – ближайших родственников можно получить лишь по их желанию, так как в соответствии со ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга, родителя, ребенка, усыновителя, усыновленного, родного брата, родной сестры, деда, бабки и внука. Как правило, если такие показания и бывают получены, то они обычно не носят изобличающего характера, а лишь оправдывают самого свидетеля в непричастности к найденным наркотикам, к пособничеству в их хранении, изготовлении либо употреблении. Однако, видя искреннюю заинтересованность следователя (дознавателя) в судьбе близкого родственника, желая принудительно излечить его от пагубного пристрастия или уберечь от дальнейших противоправных действий, такие свидетели нередко выражают согласие дать и более значимые для расследования показания.
Полагаем, что при допросе соседей (родственников, сослуживцев и других свидетелей) необходимо выяснить:
-
что им известно о данной квартире (помещении); -
что им известно о хозяине квартиры (помещения); -
какие у них с ним взаимоотношения; -
что им известно о его друзьях, знакомых; -
с какого времени и кто приходит в эту квартиру, как часто, в каком состоянии; -
были ли жалобы на шум, доносящийся из квартиры (помещения), либо неприятные запахи и т.д.; -
совершал ли хозяин этого помещения поездки в другие города, районы, как часто, на каком транспорте, что рассказывал о целях поездок; -
знали, догадывались ли вы о характере деятельности своего соседа (родственника, сослуживца).
При допросе лиц, задержанных в притоне, на наш взгляд, необходимо выяснить:
- их личность, место жительства, работы, учебы;
-
какие взаимоотношения связывают с хозяином квартиры (помещения); -
с какого времени посещают данный адрес; -
в связи с чем; -
употребляют ли наркотики, какие именно, в какой дозе, каким способом, с какого времени; -
не нуждаются ли они в медицинской помощи, если да, то в чем выражается эта необходимость; -
где берут деньги на наркотики; -
кто предложил употребить наркотики в первый раз; -
кто приобретает наркотики, где, по какой цене; -
кто готовит наркотическое средство, каким способом, с помощью каких средств, инструментов, приспособлений, в какой посуде; где они сейчас находятся; -
чья это посуда, инструменты, приспособления; -
как и чем рассчитываются за предоставленное помещение; -
осуществлялось ли в притоне склонение каких-либо лиц к потреблению наркотических средств; -
посещали ли притон несовершеннолетние лица; -
есть ли среди посетителей лица, зараженные гепатитом, ВИЧ-инфекцией, другими венерическими заболеваниями; -
сопровождалось ли потребление наркотических средств в притоне совершением других преступлений (изнасилованием, истязанием, вымогательством, заражением венерическими болезнями и т.п.); -
каковы были состав клиентуры (имена, адреса, телефоны, средства связи и др.), способ вербовки, имелись ли посредники в вербовке; -
не совершались ли задержанными кражи из квартир, грабежи, другие преступления.
Допрос посетителей наркопритона является первоначальным следственным действием, так как, с одной стороны, сведения доказательственного характера, полученные в его ходе, чаще всего, ложатся в основу обвинения лиц, подозреваемых в организации и содержании наркопритона. С другой стороны, неоправданное промедление с проведением такого допроса может привести к тому, что посетители, будучи сами заинтересованными в результатах следствия или под воздействием других лиц, могут дать ложные показания. Поэтому всех задержанных в наркопритоне необходимо как можно быстрее изолировать друг от друга, и проводить допрос, не оставляя времени задержанным на обдумывание деталей и выработки линии поведения.
Уточним, что круг лиц, являющихся посетителями наркопритона, в процессе расследования может расширяться, поскольку вполне возможно, что в момент задержания в наркопритоне находились только некоторые из посетителей. Поэтому, по мере выявления, необходимо допросить и посетителей наркопритона по другим эпизодам.
Результативному допросу подозреваемого в организации либо содержании наркопритона должна предшествовать комплексная подготовка. Для этого необходимо изучить имеющиеся материалы дела, оперативных данных, собрать «досье» о личности подозреваемого, выбрать время допроса, продумать тактику поведения на допросе.
Задача допроса подозреваемого состоит в получении от него не признания вины, а правдивых, полных и достоверных показаний, с помощью которых устанавливается истина по делу.
На наш взгляд, при допросе подозреваемого в организации либо содержании наркопритона выяснению подлежит следующий круг вопросов:
-
чья именно это квартира (помещение) и с какого времени предоставляется для потребления наркотиков; -
что явилось причиной принятия такого решения, когда и при каких обстоятельствах это произошло; -
каковы соучастники и каково распределение обязанностей (подбор помещения, обсуждение условий найма, разработка плана функционирования, вербовка клиентуры, обеспечение приспособлениями для потребления наркотических средств); -
каков источник приобретения наркотических средств (самостоятельное изготовление, покупка у третьих лиц и т.п.); -
употребляет ли сам допрашиваемый наркотики, какие, как давно, в какой дозе; -
какая плата взималась за посещение притона и употребление наркотических средств; -
каковы состав клиентуры (имена, адреса, телефоны, средства связи и др.), способ вербовки; имелись ли посредники; -
время функционирования притона регулярность посещения клиентами; -
какие и кем предпринимались меры по конспирированию наркопритона; -
какие вещества употреблялись в притоне, каким способом и в какой дозе, а также другие вопросы.
Согласно п. 5 ст. 53 УПК РФ в допросе подозреваемого вправе участвовать защитник, который по ходу допроса также может задавать свои вопросы, что естественным образом может отразиться на плане и тактике проведения этого следственного действия. Чувствуя уверенность, подозреваемый может вести себя более независимо, что также может повлечь за собой упрощение или исключение ряда приемов эмоционального и логического воздействия на допрашиваемого. То есть, в зависимости от сложившейся ситуации, конкретных фактов и наличия информации, которой обладает следователь (дознаватель), он должен быть готов к любому повороту событий на допросе.
Уточним, что любая тактическая операция расследования деятельности наркопритона представляет собой систему согласованных действий, центральным звеном в которой являются оперативно-розыскные мероприятия. Главная проблема здесь заключается в трансформации и использовании следователем представленной ему легализованной фактической информации в уголовном процессе.
Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что тактическая операция расследования преступлений, связанных с организацией и деятельностью наркопритонов, представляет собой блок-схему, состоящую из оперативно-розыскных, процессуальных и следственных действий, направленных на легализацию оперативно-розыскной информации, раскрытие и расследование преступлений данного вида. Особенности тактической операции обусловлены особенностями криминалистической характеристики преступления и характером следственной ситуации (типовой и реальной) по уголовному делу.
Заключение
Кратко резюмируя изложенное в настоящем дипломе, можно сделать следующие выводы:
1. Одной из острейших проблем, представляющих непосредственную и реальную угрозу здоровью не только отдельной личности, но и нации в целом, правопорядку и безопасности государства, является проблема наркомании. Наиболее опасной формой ее распространения являются притоны для потребления наркотических средств и психотропных веществ, поскольку там происходит массовое вовлечение в преступную деятельность и склонение к злоупотреблению наркотиками. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с организацией и деятельностью наркопритонов, определяет основные направления деятельности работников правоохранительных органов при их раскрытии и расследовании.
2. Основными структурными элементами криминалистической характеристики преступления, которые необходимо учитывать, являются: предмет преступного посягательства, обстановка, механизм и способ их совершения, свойства личности субъекта преступления, механизм следообразования, типичные криминальные ситуации, также связи между элементами КХП.
3. Элементы криминалистической характеристики преступлений и система связей между ними являются информационной базой для разработки методики расследования выделенной классификационной группы преступлений, в частности, могут быть использованы для выдвижения следственных версий и разработки программ выявления преступлений, связанных с организацией и деятельностью наркопритонов.
4. Высокий уровень латентности преступлений данного вида предопределяет их раскрытие, в основном, в результате проведения негласной оперативно-розыскной деятельности, в структуре которой преобладает агентурный метод.
5. Оперативно-розыскные ситуации расследования указанной категории преступлений являются разновидностью следственных ситуаций и возникают в процессе преодоления информационной неопределенности при реализации оперативно-розыскных мероприятий. Генезис и динамика таких ситуаций обусловлены видом и характером проводимого оперативно-розыскного мероприятия по уголовному делу.
6. Неправильное разрешение следственных ситуаций, возникающих на первоначальном, дальнейшем и заключительном этапах расследования деятельности наркопритона, является причиной типичных следственных ошибок гносеологического, организационного и процессуального характера.
7. Процессуальные следственные ошибки являются результатом неправильно разрешенных уголовно-процессуальных ситуаций, возникающих в ходе принятия решений по уголовному делу в досудебном производстве. Процессуальные ошибки в ситуациях расследования деятельности наркопритона могут трансформироваться в гносеологические и организационные следственные ошибки.
8. Отдельные положения действующего уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие порядок производства следственных действий, в практике расследования преступлений, связанных с организацией и деятельностью наркопритонов, становятся причиной возникновения многочисленных следственных ситуаций проблемного типа, в том числе возникающих в судебном разбирательстве при проверке и оценке доказательств.
9. Блочное программирование в методике расследования деятельности наркопритона есть процесс разработки типовых тактических операций, исходя из ситуаций преступления и ситуаций расследования, складывающихся по уголовному делу. Типовые блок-схемы тактических операций направлены на легализацию оперативной информации, раскрытие и расследование преступлений, связанных с организацией и деятельностью наркопритонов.
Список основных использованных источников и литературы
1. Международно-правовые акты
1.1. Единая конвенция ООН о наркотических средствах 1961 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. ХХIII. - М., 1970. - С. 105-136.
1.2. Конвенция о психотропных веществах 1971 г. // Сборник действующих договоров и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. ХХХV. - М., 1981. - С. 416-434.
1.3. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. ХLVII. - М., 1994. - С. 133-157.
1.4. Документы специальной сессии Генеральной Ассамблеи