Файл: Конфликт интересов на государственной службе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1343

Скачиваний: 39

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.2 Правовое регулирование конфликта интересов на государственной службе.

Специфика государственной службы объективно предопределяет наличие столкновений между общественным благом, приумножать которое государственный служащий призван, и его личными интересами, и интересами социальных групп, к которым он принадлежит. Поэтому в международно правовых документах и во внутреннем законодательстве различных государств конфликту интересов уделяется серьезное внимание, так как коллизии интересов и восприятие их общественностью подрывают ее веру в добросовестность и честность государственных служащих и других должностных лиц.

Государственное должностное лицо обязано уведомить в письменной форме своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, и вправе в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по службе (работе), вызывающих или способных вы - звать возникновение конфликта интересов. В свою очередь руководитель государственного органа, иной организации, которому стало известно о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов, обязан незамедлительно принять меры по его предотвращению или урегулированию. Также установлено ограничение по совместной государственной службе госслужащих и некоторых категорий иных лиц, являющихся супругами, близкими родственниками или свойственниками.

Из трех признаков конфликта интересов (влияние личной заинтересованности на надлежащие исполнение обязанностей; противоречие между личной заинтересованностью и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства; возможность причинения вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства) в новой редакции его определения оставлен только один (влияние личной заинтересованности на исполнение обязанностей), но при этом повышены требования к исполнению обязанностей (они должны исполняться не только надлежаще, но и объективно и беспристрастно). Также раскрыто понятие третьих лиц. К ним отнесены, во-первых, лица, состоящие со служащим или работником в близком родстве или свойстве, к числу которых законодатель отнес родителей, супругов, детей, братьев, сестер, а также братьев, сестер, родителей, детей супругов и супругов детей; во-вторых, другие лица и организации, с которыми служащий, работник или их родственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Главным признаком, по которому анализируемая ситуация отличается от злоупотребления должностным положением, хищений и других правонарушений, является влияние личной заинтересованности на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных (служебных) обязанностей либо осуществление полномочий. Закрепленное в Федеральном законе «О противодействии коррупции» понятие конфликта интересов применяется в отношении всех лиц, на которых нормативными правовыми актами РФ возложена обязанность принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Законодатель определяет конфликт интересов через такую категорию, как ситуация, под которой в праве понимается локализованный в пространстве и во
времени фрагмент общественной жизни, характеризующийся качественной определенностью своего содержания и относительно стабильным составом участников, являющийся первичным элементом регулирования юридической нормы, система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность в данный момент.

Содержание отраженной в законодательстве ситуации определяется правом или обязанностью действовать соответствующим образом. Таким образом, конфликт интересов имеет ситуативный характер. Ситуация конфликта интересов возникает, существует и разрешается под влиянием объективных и субъективных факторов. Без учета особенностей ситуации во многих случаях невозможно понять причины и механизм поведения индивида при конфликте интересов. Конфликт интересов характеризуется безусловной альтернативностью, минимальным выбором - лишь из двух возможностей. Конфликт интересов объективен в том смысле, что тот или иной способ его разрешения значим для непосредственного окружения индивида, для коллектива, в котором индивид работает, и в целом для общества; он затрагивает интересы не только носителя конфликта, но и других людей, приобретает общественное значение. Однако конфликт интересов субъективен, так как столкновение мотивов, обусловленных, с одной стороны, личными интересами, а с другой - велением долга, проистекает из сознания личности. Только сам индивид может принять решение, этически обусловленное нравственными установками социальной группы, к которой он принадлежит. В этом смысле конфликт интересов имеет сугубо личностный характер. В целях недопущения конфликта интересов российским законодательством предусмотрен ряд мер. Система этих мер основывается на положениях Конституции Российской Федерации, а также Конвенции ООН против коррупции, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, уже указанного Руководства ОЭСР и других международно-правовых документов. В частности, лица, замещающие государственные должности, а также государственные служащие и работники обязаны: - передавать ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление; - уведомлять о склонении к совершению коррупционных правонарушений; - предварительно уведомлять о намерении выполнения иной оплачиваемой работы. Кроме того, в целях недопущения конфликта интересов соответствующим лицам запрещено:



- получать подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, принимать оплату развлечений, отдыха и иные вознаграждения, связанные с исполнением служебных обязанностей, осуществлением полномочий;

- осуществлять предпринимательскую деятельность лично или через доверенных лиц;

- участвовать в управлении хозяйствующими субъектами;

- открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

- быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в государственных органах, в которых они замещают должности, если иное не предусмотрено федеральными законами;

- занимать должности государственной службы либо должности в организации в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) со служащим, если замещение должности государственной службы либо должности в организации связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Для некоторых категорий лиц в целях недопущения конфликта интересов установлены дополнительные требования. Например, служащие Банка России, занимающие должности, перечень которых утвержден Советом директоров, могут получать кредиты на личные нужды только в Банке России. В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» обязательным условием участия в закупках для государственных и муниципальных нужд является отсутствие близкого родства и (или) брачных отношений между, с одной стороны, руководителем заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы заказчика, контрактным управляющим, а с другой стороны, физическими лицами (директор, управляющий, члены коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, и т. п.), представляющими участника закупок. [3].

Порядок сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов
, определен Указом Президента Российской Федерации от 22.12.2015 № 650 «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации». При наличии поручения Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации или Министра иностранных дел Российской Федерации уведомления могут рассматриваться соответственно Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, председателем президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, заместителем Председателя Правительства — Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации или руководителем соответствующего подразделения МИДа России. Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, соответствующие подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации или МИДа России осуществляют предварительное рассмотрение уведомлений в установленном порядке [4].

В морально-нравственном контексте конфликт интересов выступает как столкновение между реальным и должным, между ролями служащего как должностного лица и человека с устоявшейся системой социальных ценностей и взглядов, между правильным и неправильным социальным поведением с точки зрения морали, служебной этики и профессионального долга и всегда проходит через личность служащего.

Современные механизмы урегулирования конфликта интересов основаны уже не только на нормативно закрепленных требованиях о недопущении и своевременном улаживании коллизий и наказании за их несоблюдение, но и прежде всего на раскрытии информации о потенциальных случаях личной заинтересованности и повышении роли этики и нравственности при выборе предпочтений между частным интересом и служебным долгом. Все свои действия по реализации должностных функций служащий должен сверять с этическими нормами.

Этические нормы формируют стандарты поведения индивида в определенных обстоятельствах личной заинтересованности, определяют рамки реализации субъектом предоставленных ему законом прав и обеспечивают баланс личных и публичных интересов применительно к конкретному жизненному случаю.

2. ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ



2.1 Причины и условия возникновения конфликта интересов на государственной службе




Важнейшей государственной задачей в последние годы является совершенствование системы государственного управления и эффективное противодействие коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления.

Урегулирование конфликта интересов - один из главных антикоррупционных механизмов и одновременно способ обеспечения надлежащего функционирования служебных правоотношений [5].

В статье 11 Федерального закона № 273-ФЗ предотвращение и урегулирование конфликта интересов возложено на двух субъектов: государственного служащего и представителя нанимателя. При этом необходимо отметить, что основным субъектом, который по действующему законодательству должен выявлять и пресекать коррупционные правонарушения на государственной службе, является все-таки представитель нанимателя, то есть руководитель соответствующего государственного органа: именно на него возложено принятие наиболее важных решений и соответствующих организационных мер, направленных на формирование внутриведомственной основы противодействия коррупции. В свою очередь, организация внутриведомственной основы противодействия коррупции невозможна без создания и функционирования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - конфликтные комиссии), поскольку механизмы противодействия коррупции достаточно сложны и зачастую их применение требует принятия оценочных решений и значительных временных затрат.

В то же время сводить институт конфликта интересов исключительно к противодействию коррупции было бы неправильно. Конфликт интересов связан именно с конфликтом публичного и частного интереса. При этом такой конфликт не обязательно имеет коррупционный результат. Государственные служащие нередко помимо своей воли и без совершения каких-либо противоправных действий попадают в ситуации, характеризующиеся конфликтом интересов. Однако сама ситуация конфликта между частным и публичным интересами требует более тщательного контроля за принимаемыми ими при этом решениями. Из сказанного можно сделать вывод о том, что конфликтные комиссии вовлечены не только в противодействие коррупции, это еще и своеобразные органы управления этическими (нравственными) отношениями на гражданской службе.