Файл: Основы товароведения Классификация общие принципы, методы и правила классификации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РЕФЕРАТ

На тему: «Основы товароведения - Классификация: общие принципы, методы и правила классификации»

Москва 2023

Оглавление




Введение 1

Список литературы: 19


Введение



Товароведение как научная дисциплина возникла и формировалась вместе с развитием товарного производства. Товароведение изучает факторы, определяющие качество товаров, потребительские свойства товаров, разрабатывает методы измерения свойств и оценки уровня качества товаров, определяет условия и методы сохранения качества товаров при перевозке, хранении, эксплуатации, исследует причины их физического и морального износа. Наряду с этим, товароведение занимается исследованием текущего ассортимента товаров, разработкой рациональной структуры ассортимента, основных направлений его развития и совершенствования, разрабатывает научную классификацию товаров, которая необходима для изучения огромной массы товаров, обращающихся на рынке, а также для стандартизации и кодирования продукции. Товароведение в своем развитии опирается и взаимосвязано с такими науками, как экономика, физика, химия, биология, эстетика, маркетинг и др. При переходе к рыночным отношениям выявилась значимость товароведных знаний в коммерческой деятельности, усилился интерес практических торговых работников к товароведным знаниям, это и определяет актуальность темы работы. Товароведение формировалось в силу потребностей человека, оценки товаров, качестве, пользе здоровью, ценности на рынке и т.д. Предметом товароведения - потребительные стоимости товаров. Методы товароведения - способы познания товара, его исследования или приемы и действия, обеспечивающие достижение поставленной цели. Развитие науки, выявление новых научных фактов и данных настоятельно требует периодического обобщения накопившегося материала, на основании которого можно делать определенные выводы, обосновывать различные теоретические положения.
Все это относится и к товароведению продовольственных товаров, которое теснейшим образом связано с торговлей, пищевой промышленностью, сельскохозяйственным производством, а также с естественными, главным образом биологическими, науками. С развитием пищевой промышленности и расширением ассортимента выпускаемых изделий происходит постоянная дифференциация и специализация ее отраслей, а соответственно и научных исследований в товароведении. Специализация является естественным процессом, способствующим углубленному изучению отдельных узких областей товароведения; в то же время она обусловливает Ослабление естественных связей между его разделами и затрудняет широкие теоретические обобщения, что, в конечном счете, препятствует дальнейшему развитию самого товароведения как науки.


1. Основные сведения

Метод классификации находит широкое применение в товароведении, так как огромное количество объектов (товаров, их свойств и показателей, условий и сроков хранения) требует их подразделения по определенным признакам. В прил. А приведена классификация продовольственных и непродовольственных товаров.

Классификация — разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Объект — элемент классифицируемого множества (например, товар). Из множества товаров по признаку назначения выделяются потребительские товары, товары промышленного назначения и товары для управленческой деятельности (оргтехника).

Признак классификации—свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация. Наиболее часто применяемые признаки — сырьевой, технологический, конструкторский, рецептурный, компонентный, структурный.

Признаки могут иметь качественное и количественное выражение, называемое значением признака классификации. Назначение, сырьевой и технологический признаки чаще выражаются качественно, а компонентный и структурный — количественно и качественно. Например, один из признаков классификации молока, сливок, сметаны, творога по видам — это содержание жира, а тканей — сырье (льняные, хлопчатобумажные, шерстяные и проч.).

В результате разделения множества на подмножества создаются классификационные группировки, которые могут иметь общие и различные признаки, а также могут быть взаимозависимыми или независимыми. Различают две разновидности метода классификации: иерархический и фасетный.


    1. Методы

Иерархический метод классификации последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки.

Особенностью иерархического метода является тесная связь между отдельными классификационными группировками, выявляемая через общность и различия основополагающих признаков. В основу деления множества на подмножества положена ступень классификации.

Ступень классификации — этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок.

Такая классификация при большой глубине становится чересчур громоздкой и запутанной, многие низшие ступени будут дублировать друг друга. Это затрудняет практическое применение классификации, поэтому глубина классификации обычно не превышает 10.



Фасетный метод классификации — параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки.

Особенностью этого метода является отсутствие связи между разными признаками. Благодаря этому он отличается большой гибкостью, возможностью ограничивать число признаков и группировок, что создает удобство при его использовании. Информационная емкость этого метода может быть увеличена путем выделения общих и частных классификационных группировок. Примером фасетного метода классификации служит классификация вин: по срокам выдержки — молодые, ординарные, марочные, коллекционные; по цвету — белые, розовые, красные; по технологии — тихие, игристые. Количество признаков может быть увеличено многократно: по упаковке, по изготовителям и т. д.

Каждая разновидность методов классификации характеризуется определенными преимуществами и недостатками. Преимущества одного метода классификации выступают в качестве недостатков другого, т. е. обе разновидности дополняют друг друга, поэтому в некоторых случаях их используют совместно.



Рассмотренные методы классификации широко используются в товароведении при делении товаров на системные категории: роды, классы, группы. Эти методы могут применяться независимо друг от друга и совместно.

Классификация товаров необходима для автоматизации учета и обработки информации о продукции в различных сферах деятельности, а также при планировании масштабов деятельности и составлении прейскурантов и каталогов. Правильная классификация имеет значение при проведении идентификации для изучения потребительских свойств и качества товаров, экспертизы и подтверждения соответствия продукции.

Кодирование — образование и присвоение кода классификационной группировке или объекту классификации.

Код — совокупность знаков для обозначения классификационной группировки или объекта классификации.

Присвоение кода осуществляется на основе определенных правил и методов: 1) код должен иметь определенную структуру построения; 2) код может быть выражен с помощью различных заранее обусловленных знаков; 3) код должен способствовать упорядочению объектов.

Структура кода — условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем. Структура состоит из алфавита, основания, разряда и длины кода.


Алфавит кода — система знаков, принятых для образования кода. Различают алфавит кода:

— буквенный — алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков;

— цифровой — алфавит кода, знаками которого являются цифры;

— буквенно-цифровой — алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков и цифры.

Основанием кода называют общее число знаков в его коде.

Последовательность расположения знаков в коде определяется его разрядом.

Разряд кода — позиция знака в коде. Например, по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОКПД 2 код 01.11.11.112 имеют семена озимой твердой пшеницы. Между вторым и третьим, четвертым и пятым знаками кода ставится точка, которая выполняет разделительную функцию. При наличии в ОКПД 2 дополнительных уровней деления, как в данном примере, точка ставится также между шестым и седьмым знаками кода. Двухразрядный код 01 присвоен классу “Продукция и услуги сельского хозяйства и охоты”. Третий и четвертый знаки кода характе- ризируют подкласс и группу соответственно, пятый и шестой знаки -— подгруппу и вид продукции, седьмой и восьмой знаки — категорию, 9 — подкатегории.

Длина кода — число знаков в коде без учета разделительных знаков (точек в вышеуказанном примере).

Методы кодирования:

— порядковый — образование кода из чисел натурального ряда;

— серийно-порядковый — образование кода из чисел натурального ряда, закрепление отдельных серий чисел за объектами классификации с определенными признаками;

— последовательный — образование кода с использованием кодов последовательно расположенных подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе классификации;

— параллельный — образование кода с использованием кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации.

Классификатор — официальный документ, систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок или объектов классификации.

Штриховой код — чередование темных штрихов и белых пробелов разной ширины. За единицу ширины принимается модуль — самый узкий штрих или пробел (0,33 мм), каждая цифра кодируется семью модулями, которые сгруппированы в 2 штриха и 2 пробела. В начале и конце штрихового кода помещены удлиненные краевые штрихи, указывающие на начало и конец сканирования, центральные удлиненные штрихи разделяют код на 2 части, что облегчает визуальную проверку полноты записи кода.


Наиболее известны следующие системы кодирования: европейская — EAN, западногерманская — BAN, американская — UPC, японская —- Carla Code. На международном рынке наиболее распространенной является европейская система кодирования — EAN. Штриховой код EAN (European Artiecle Numbering) разработан международной ассоциацией EAN (г. Брюссель). Разновидностями кода являются: EAN-8 (сокращенный), для кодирования используется 8 цифр; EAN-13 (полный), по которому кодируется 13 цифр; в EAN-128 для кодирования используется любое количество букв и цифр, объединенных в регламентированные группы. Ассоциация EAN выдает цифровой код каждой стране централизованно (прил. Б).

В России штриховым кодированием занимается Внешнеэкономическая ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН, представляющая интересы своих членов в международной ассоциации EAN. ЮНИСКАН выдает предприятиям России коды, а также ведет соответствующий банк данных. Эта ассоциация занимается внедрением технологии кодирования в различных сферах деятельности. Правительством России принята государственная программа внедрения штрихового кодирования в торговле, на транспорте, в медицине, сельском хозяйстве и других сферах.

В области внешней торговли наличие на товаре штрихового кода обязательно. Это объясняется тем, что система штрихового кодирования товаров становится экономически оправданной только в том случае, если она охватывает не менее 85% выпускаемых товаров.

Штриховой код EAN не классифицирует, а идентифицирует товар, т. е. любое другое изделие не может иметь такого же кода. Использование штриховых кодов дает возможность организовать эффективный контроль за прохождением товаров, начиная с предприятия-изготовителя и кончая складом магазина, а также осуществлять электронный обмен данными о товарах между торговыми партнерами, что ускоряет продвижение товара к потребителю.

Цифровой 13-разрядный код товара включает код страны из двух или трех цифр, где кодировался товар, код предприятия из 4 или 5 цифр, которое произвело товар, код самого товара из 5 цифр и контрольное число. Последняя цифра (контрольное число) предназначена для проверки правильности считывания штрихового кода сканером. Проверка производится автоматически по алгоритму EAN. Максимальные размеры кода — 74,6 х 52,5 мм, минимальные — 30 х 21 мм.

Существует также структура кода EAN-8, являющаяся укороченной модификацией EAN-13, которая предназначена для товаров небольших размеров. В код EAN-8 входит код страны, состоящий из двух или трех цифр, код изготовителя и контрольное число.