Файл: Основные принципы музыкального оформления урока народносценического танца.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМ.С.В.РАХМАНИНОВА"
Курсовая работа
Гаврилов Владислав Олегович
Тема: «Основные принципы музыкального оформления урока народно-сценического танца»
По направлению
“Народное Хореографическое Творчество“
По виду (хореографическое искусство)
3 курс, очная форма обучения
Руководитель:
Волкова Анастасия Сергеевна
Допустить к защите:
_______________________
«___»_____________20___гг.
Калининград, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА I. МУЗЫКА, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ НА УРОКАХ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА.
1.1. Концертмейстер- полноценный участник творческого процесса.
1.2. Аспекты деятельности концертмейстера.
ГЛАВА II. ВЫБОР МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ УРОКОВ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА.
2.1. Методы и принципы подбора музыкального материала на уроках народно-сценического танца.
2.2. Подбор музыкального материала на урок народно-сценического танца в музыкальном колледже им. Рахманинова 3 курса.
ГЛАВА I. МУЗЫКА, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ НА УРОКАХ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА.
1.1. Концертмейстер- полноценный участник творческого процесса.
Концертмейстер – полноценный участник творческого процесса, помощник педагога. Кроме владения техникой исполнения, концертмейстер хореографии должен знать и понимать технологию движения, помочь учащимся услышать музыку и, прочувствовав ее мышцами, перевести в пластику, создать эмоциональную атмосферу урока.
Преподаватель и концертмейстер – духовные посредники между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством. Они организуют систему отношений в коллективе через разнообразные виды воспитывающей деятельности творческого коллектива, создают условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства. Особую роль в таких условиях приобретает взаимодействие концертмейстера с творческим коллективом.
Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями детского исполнения, отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью. В настоящей работе сделана попытка изучить и проанализировать проблему творческой и педагогической деятельности концертмейстера в рамках взаимодействия с детским творческим коллективом на основе научных исследований существующих публикаций по проблемам творческой и педагогической деятельности концертмейстера.
Термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны, хотя на практике и в литературе часто применяются как синонимы. Аккомпаниатор (от франц. «akkompagner» - сопровождать) – музыкант, играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Мелодию сопровождают ритм и гармония, сопровождение подразумевает ритмическую и гармоническую опору. Отсюда понятно, какая огромная нагрузка ложится на плечи аккомпаниатора. Он должен справиться с ней, чтобы достичь художественного единения всех компонентов исполняемого произведения.
Понятие концертмейстер многозначно. Как правило, первое, что приходит в голову и с чем ассоциируется данное понятие – это пианист, аккомпанирующий солирующему исполнителю.
Деятельность аккомпаниатора подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстер в детском творческом коллективе включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.
Итак, особенностью концертмейстерской деятельности является ее реально существующая многомерность, предопределяющая необходимость решения разнообразных творческих задач, связанных с музыкальным исполнительством. Творческое начало присутствует в любом виде деятельности, в любой специальности. Однако наибольшее значение оно приобретает в музыкально-педагогических профессиях и среди них в профессии концертмейстера.
В этом разделе представлены знания и навыки, необходимые хореографическим аккомпаниаторам для начала профессиональной карьеры.:
умение читать с листа;
· знание основ хореографии, чтобы верно организовать музыкальное сопровождение танцорам; осведомленность об основных движениях, умение одновременно играть и видеть танцующих; умение вести за собой целый ансамбль танцоров; умение импровизировать (подбирать) вступления заключения, необходимые в учебном процессе на занятиях хореографии;
· умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; навыки импровизации, то есть умение играть простейшие стилизации на народные темы, без подготовки фактурно разрабатывать заданную тему, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре;
· знание истории музыкальной культуры.
Одним из ключевых элементов становления является умение бегло читать ноты. Без этого навыка невозможно стать профессиональным аккомпаниатором. На учебных занятиях в хореографических училищах часто возникают ситуации, когда у аккомпаниаторов нет времени на предварительное ознакомление с нотами. Кроме того, при работе со студентами разных специализаций репертуар настолько богат, что условия не способствуют запоминанию текстов, и аккомпаниатор всегда должен выступать по нотам. От аккомпаниаторов требуется умение быстро читать нотные партитуры.
Перед началом аккомпанемента необходимо мысленно охватить все ноты, представить себе характер и настроение музыки, определить основной ключ и темп. Мысленное чтение - это эффективный способ научиться читать по партитуре. Однако чтение партитуры всегда предшествует игре аккомпанемента, поэтому момент мысленного схватывания партитуры также предшествует игре аккомпанемента.
В силу своей специфики концертмейстеры хореографических школ и училищ должны, а в некоторых случаях и обязаны, уметь подбирать мелодические аккомпанементы на слух и исполнять элементарные импровизации для вступлений, проигрышей и концовок.
Концертмейстеру умение играть по слуху дает возможность освободить внимание (оторвать глаза от нот) для того, чтобы держать в поле зрения танцоров. Там, где существует противоречие между исполнением партитуры и необходимостью постоянного визуального контроля за движущимся ансамблем, аккомпаниатор освобождается от ограничений партитуры, аккомпанируя на слух, чему отчасти способствует импровизация аккомпанемента из авторского или собственного варианта партитуры. В силу характера исполняемого аккомпанемента умение импровизировать вступление, вступление и заключение музыки (моменты выхода, перегруппировки танцевального коллектива) является необходимым условием успешного урока хореографии.
Рассмотрим деятельность концертмейстера, который занимается хореографией с учениками разных возрастов. Искусство танца не может существовать без музыки. Поэтому в классе хореографии работают два педагога: хореограф и концертмейстер. Ученики получают не только физическое, но и музыкальное развитие. Музыкальное сопровождение играет важную роль в учебном процессе и является основой всех занятий.
Успешное сотрудничество с учениками во многом зависит от того, насколько правильно и выразительно концертмейстер исполняет музыку и доносит ее содержание до учеников. Четкая фразировка и яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в своих танцевальных движениях. Гармония музыки и танца - прекрасное средство эмоционального развития учащихся как основа эстетического воспитания. Классический танец, несомненно, является основой хореографии. Поскольку занятия классическим танцем направлены на развитие телосложения, выравнивания корпуса и позиций рук и ног, ученики, приходящие на занятия народным танцем, уже имеют некоторые хореографические навыки, что может оказать большую помощь в изучении нового предмета.
Народный танец - один из основных предметов специального цикла хореографии, который расширяет и обогащает исполнительские навыки учащихся. На уроках народного танца учащиеся знакомятся с танцами разных национальностей. Поскольку одна из главных задач преподавателя народного танца - научить учащихся точно и выразительно передавать национальный характер танцев, музыкальный материал должен быть ярким, красочным и приятно ритмичным.
Слушание музыки позволяет учащимся сравнивать фразы по сходству и контрасту, познавать их выразительное значение, следить за развитием музыкальных образов, иметь общее представление о структуре произведения и определять его характер. Ученики развивают первые эстетические чувства. На сцене учащиеся знакомятся с народными танцами разных стран, развивая свою музыкальную культуру, слуховые и образные навыки, способны воспринимать музыку и движение как неотъемлемую часть сцены. Концертмейстер незаметно учит детей распознавать характер музыки.
В хореографическом процессе решаются следующие задачи музыкального образования
- Развитие музыкального восприятия метрических ритмов
- Умение ритмично исполнять движения под музыку и воспринимать их в единстве;
- умение согласовывать характер движений с характером музыки;
- Развитие воображения, художественных и творческих способностей
- Развивать интерес и эмоциональную восприимчивость учащихся к музыке;
- Расширение музыкального кругозора учащихся.
1.2 Аспекты деятельности концертмейстера.
В работе концертмейстера всегда есть объективные трудности. Приходится работать с детьми разного возраста, от начинающих до выпускников, и с педагогами разных стилей танца - классической хореографии, народного танца, современного танца и т.д. Непросто наполнить каждый класс музыкой, соответствующей возрасту танцоров, репертуару данной возрастной категории и направлению танца. Единственный выход - постоянное совершенствование и серьезный творческий подход к работе.
В обязанности аккомпаниатора на занятиях по хореографии входит
- подбор репертуара музыкальных произведений для использования на занятиях, постоянное пополнение музыкального багажа, знание характера и особенностей танца;
- изучение эстетического воспитания детей в хореографических коллективах, особенно их опыта музыкального развития;
- изучение новых методов "движения под музыку";
- систематическое изучение музыкального развития танцоров, так как музыкально образованные ученики более выразительны в танце.
Эффективная деятельность в хореографическом классе возможна только при совместной работе хореографа и музыканта. Педагог и концертмейстер должны иметь творческий контакт и быть знакомы с хореографическим и музыкальным материалом каждого урока. При этом большую роль играет психологическая совместимость и личностные качества концертмейстера и хореографа. Для подлинного творчества необходима дружеская, непринужденная атмосфера и взаимопонимание. Важно, чтобы концертмейстер был другом и партнером. Только с позиции творческого подхода можно реализовать все идеи и добиться высоких результатов в исполнительской деятельности учащихся класса хореографии.
Хореографы готовят и планируют свою работу в хореографическом классе. Часто они работают с несколькими педагогами, и в большинстве случаев аккомпаниатор приносит готовую программу. Тематическое планирование хореографического материала также осуществляется педагогом. Концертмейстер должен знать как программу на каждый год, так и план каждого класса. Сотрудничество хореографа и концертмейстера необходимо во всех областях (планирование, реализация учебных и постановочных программ). Хореограф определяет структуру занятия. Однако отдача и эмоциональный уровень танца во многом определяются музыкантами и их выбором музыки.
Музыка для хореографии должна быть дополнена и разнообразна, руководствоваться эстетическими критериями и художественным вкусом. Многократное использование одной и той же музыки на занятиях может привести к тому, что танцоры будут выполнять механические и безэмоциональные упражнения. В крайних случаях частая смена аккомпанемента может также отвлекать внимание учащихся, что не способствует разучиванию и запоминанию движений.
Музыкальное развитие на хореографических занятиях происходит с помощью определенных методов и приемов. Первичным источником знаний является сама музыка, которая вызывает у людей только "музыкальные" чувства. Первичным источником является опыт слушания музыки. Второй источник знаний - слова учителя или концертмейстера, которые приводят к пониманию и восприятию музыкального образа конкретного произведения. Третий источник - непосредственная музыкально-танцевальная деятельность самих учащихся.