Файл: Управление профессиональным развитием персонала государственной службы и карьерным процессом в государственном аппарате.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 563
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Следует особо отметить, что непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим утрату доверия и увольнение с гражданской службы. Аналогичные последствия возможны и для представителя нанимателя в случае непринятия им мер по урегулирования конфликта интересов, стороной которого является его подчиненный.
Механизмы регулирования поведения государственных и
муниципальных служащих в ситуации конфликта интересов.
Внешний
контроль
–
базируется
на
внешних,
зачастую формальных условиях и
предписаниях
Внутренний
контроль
–
базируется на нравственных
убеждениях,
личных
и
профессиональных ценностях.
1.
Законодательство о противодействии коррупции и этических требованиях к государственным и муниципальным служащим.
2. Этические кодексы.
3. Регулярная отчетность.
4.
Корпоративная культура государственного органа (органа местного самоуправления)
1.
Этические ценности и убеждения.
2. Сложившиеся поведенческие ориентации.
3. Этические аспекты принятия решений (в т.ч. бескорыстие, беспристрастность в процессе принятия решений, уважение прав и законных интересов граждан и организаций, стремление следовать букве и духу закона).
Отметим один из важных элементов управления административной этикой – подотчетность (внутреннюю и внешнюю).
Это система и механизм контроля работы государственных служащих и распределения ответственности, принимающие как формальный, так и неформальный характер. Выражается это в том числе в обязанности государственных служащих регулярно предоставлять представителю нанимателя сведения об имуществе, находящемся в их собственности, а также доходах и обязательствах имущественного характера. В конечном итоге, уровень соблюдения этических стандартов проявляется в этическом поведении – следовании определенным моральным нормам и недопущении неэтических действий и решений.
Одной из важнейших задач является формирование профессиональной этики госслужащих, что неотделимо от работы по повышению их компетентности и общего уровня профессионального развития. Чтобы добиться результатов, необходимо, во–первых, определить основы профессиональной этики в государственном управлении, во–вторых, зафиксировать моральные стандарты и нормы служебного поведения в этическом кодексе государственной службы,
в–третьих, создать механизмы обеспечения и систему поддержки этическому кодексу.
Особую роль в регулировании этических вопросов государственной службы играют законодательные акты, определяющие юридические нормы поведения служащих (этический минимум) и устанавливающие меру наказания для тех, кто их нарушает. В этих законодательных актах указывается, что не должен делать государственный служащий в определенных обстоятельствах, особо оговариваются вопросы, относящиеся к их финансовому положению и декларированию ими личных доходов и источников поступления, определяются принципы открытости органов власти.
Сферы применения законодательных актов, относящихся к
этическим аспектам государственной службы.
Вопросы для самопроверки:
1.
В чем специфика организационного конфликта на государственной службе?
2.
Каковы слагаемые оптимальной, минимизирующей конфликты, рабочей атмосферы в коллективе?
3.
Что из себя представляет конфликт интересов на государственной гражданской службе и каковы методы его урегулирования?
4.
Какова роль правил и норм профессиональной этики на государственной службе?
Виды деятельности государственных
служащих – нормативные акты, регулирующие конфликты интересов, решающие вопросы трудоустройства после увольнения со службы, принятие подарков, получение гонораров, работу по совместительству и др.
Регулирование лоббистской
деятельности — законы, защищающие органы государственной власти от чрезмерного давления групп интересов и лоббистов; определяющие принципы и формы взаимодействия законодателей с представителями этих групп, правовые рамки их деятельности.
Финансовое положение
государственного служащего — специальные нормы, обязывающие госслужащих предоставлять декларацию о своих доходах и источниках их поступления.
Статус специальных служб
(этических комиссий) — законы, устанавливающие статус служб, формируемых для урегулирования конфликтов и решения этических проблем в госаппарате.
Особую роль в регулировании этических вопросов государственной службы играют законодательные акты, определяющие юридические нормы поведения служащих (этический минимум) и устанавливающие меру наказания для тех, кто их нарушает. В этих законодательных актах указывается, что не должен делать государственный служащий в определенных обстоятельствах, особо оговариваются вопросы, относящиеся к их финансовому положению и декларированию ими личных доходов и источников поступления, определяются принципы открытости органов власти.
Сферы применения законодательных актов, относящихся к
этическим аспектам государственной службы.
Вопросы для самопроверки:
1.
В чем специфика организационного конфликта на государственной службе?
2.
Каковы слагаемые оптимальной, минимизирующей конфликты, рабочей атмосферы в коллективе?
3.
Что из себя представляет конфликт интересов на государственной гражданской службе и каковы методы его урегулирования?
4.
Какова роль правил и норм профессиональной этики на государственной службе?
Виды деятельности государственных
служащих – нормативные акты, регулирующие конфликты интересов, решающие вопросы трудоустройства после увольнения со службы, принятие подарков, получение гонораров, работу по совместительству и др.
Регулирование лоббистской
деятельности — законы, защищающие органы государственной власти от чрезмерного давления групп интересов и лоббистов; определяющие принципы и формы взаимодействия законодателей с представителями этих групп, правовые рамки их деятельности.
Финансовое положение
государственного служащего — специальные нормы, обязывающие госслужащих предоставлять декларацию о своих доходах и источниках их поступления.
Статус специальных служб
(этических комиссий) — законы, устанавливающие статус служб, формируемых для урегулирования конфликтов и решения этических проблем в госаппарате.
5.
Какие дополнительные меры предупреждения и урегулирования конфликта интересов могут быть предусмотрены во внутренних нормативных актах государственного органа?
Управление персоналом
государственной и муниципальной
службы
Тема 2.
Управление персоналом государственной
службы как профессиональная деятельность
Глоссарий
Государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы, обеспечивающих исполнение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ.
Государственная служба – институт ведения публичных дел, реализации законов и функций государства, представляющий собой систему административных органов, обеспечивающих, гарантирующих реализацию государственно- политических задач; профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной службы по обеспечению реализации данных задач.
Государственный служащий – гражданин, исполняющий в порядке, установленном законодательством, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств бюджета.
Местничество – в средневековой Руси: порядок распределения служебных мест с учетом происхождения и служебного положения предков лица.
Муниципальная служба – профессиональная служебная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Номенклатура (кадровая) – все ответственные работники, назначение на должность которых гласно или негласно производилось политическим руководством страны, перечень лиц, подлежащих назначению. Построенная на Н. модель бюрократии была реализована в Советской России с 1917 по 1991 г., отдельные ее пережитки сохраняются до настоящего времени.
Служилое государство – это такая модель государственного устройства, в которой основу составляют служилые классы, т.е. такие социальные группы, которые
находятся на государственной службе и несут определенные служебные обязанности и повинности; таким образом, статус человека или сословия определяется не правами и привилегиями, а обязанностями по отношению к государству. Модель с. г. была реализована в России в середины XV в. до конца
XVII в.
Табель о рангах («Табель о рангах всех чинов воинских, статских и
придворных») – закон о порядке государственной службы в Российской империи
(соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства).
Утверждена 24 января (4 февраля) 1722 г. императором Петром I просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 г. Все чины Табели о рангах подразделялись на три типа: военные, cтатские и придворные — и делились на 14 классов. К каждому классу приписывался чин. Петровская Табель о рангах насчитывала 263 должности.
XVII в.
Табель о рангах («Табель о рангах всех чинов воинских, статских и
придворных») – закон о порядке государственной службы в Российской империи
(соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства).
Утверждена 24 января (4 февраля) 1722 г. императором Петром I просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 г. Все чины Табели о рангах подразделялись на три типа: военные, cтатские и придворные — и делились на 14 классов. К каждому классу приписывался чин. Петровская Табель о рангах насчитывала 263 должности.
Управление персоналом
государственной и муниципальной
службы
Тема 8.
Критерии, методы оценки персонала
государственной службы и контроль
в системе управления персоналом
государственной службы
Глоссарий
Аттестация – мероприятие, которое проводится с целью определения соответствия государственного служащего замещаемой должности на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.
Кадровый аудит – экспертиза соответствия кадрового потенциала организации целям, задачам и стратегии развития организации, и разработка на этой основе программы организационных изменений.
Квалификационный экзамен – мероприятие, которое проводится с целью определения уровня профессиональных знаний государственного гражданского служащего, в том числе знания Конституции Российской Федерации, законодательства о государственной службе и профильного законодательства, необходимого для осуществления государственным гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Оценка персонала текущая – оценка служащих, осуществляемая не в рамках отдельных оценочных (аттестационных) мероприятий, а в ходе ежедневного выполнения служащими своих должностных обязанностей.