Файл: Управление профессиональным развитием персонала государственной службы и карьерным процессом в государственном аппарате.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 547
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организационное планирование карьеры персонала включает в себя несколько этапов. На первом этапе, исходя из функций государственного органа, устанавливаются главные задачи по обеспечению количественной и качественной эффективности профессиональной деятельности всех гражданских служащих. Кроме того, обеспечивается стимулирование эффективности и мотивации персонала.
На втором этапе разрабатывается кадровая стратегия государственного органа в соответствии с общими условиями ее развития и обновления. Создаются предпосылки должностного и профессионального роста собственных служащих, устанавливаются необходимые условия службы с учетом индивидуальных возможностей гражданских служащих.
На третьем этапе определяются и корректируются личные цели каждого гражданского служащего, на основе которых разрабатываются мероприятия по их реализации, а также по реализации стратегии карьеры с учетом потребностей гражданских служащих.
В процессе индивидуального планирования карьеры гражданские служащие оценивают свои возможности, анализируют свои слабые и сильные стороны, разрабатывают цели и планы действий, которые будут развивать их карьеры в желаемом направлении.
Индивидуальные потребности и ожидания
Персональные консультации
Индивидуальные усилия по совершенствованию
Линия поведения
Формальное обучение и программы по совершенствованию
Кадровое планирование
Возможности и потребности государственного органа
Индивидуальное планирование карьеры должно начинаться с личной оценки персональной значимости, потребностей и ожиданий, анализа своих сильных и слабых сторон, цель которой – самопознание, самоидентификация, являющиеся ключевым фактором успеха. Затем собирается и анализируется информация относительно возможностей карьеры как внутри государственного органа, так и за его пределами. В результате анализа фактов, собранных на первых двух стадиях, устанавливаются цели карьеры в виде будущих должностей и предпринимаются усилия по достижению этих целей внутри установленных временных рамок. Однако адекватная самооценка зачастую бывает невозможной без помощи извне, поэтому наряду с тестами, помогающими оценить личностные и поведенческие характеристики, следует на каждом этапе оценки применять индивидуальные беседы по карьере.
Инструментами реализации процесса управления карьерой, элементами планирования карьеры являются карьерограмма и индивидуальный план карьеры.
Пример карьерограммы гражданского служащего
(перспективы должностного роста)
Замещаемая должность
Сроки замещения должности
Квалификационная учеба
Старший специалист 1-го разряда
3—5 лет
Обучение в вузе. Программа ДПО для лиц, впервые принятых на гражданскую службу
Главный специалист- эксперт
5—6 лет
Курсы повышения квалификации
Консультант
3—4 года
Обучение в магистратуре
Начальник отдела
2—3 года
Профессиональная переподготовка
Заместитель директора департамента
Индивидуальный
план
профессионального
развития
государственного гражданского служащего, или индивидуальный план карьеры, — документ, содержащий описание целей гражданского служащего относительно своего служебно-профессионального продвижения на длительный срок (до 5—7 лет), а также меры, которые он должен предпринять для достижения этих целей. Индивидуальный план позволяет систематизировать информацию о его развитии, он необходим для контроля и учета мероприятий по работе с кадровым резервом и развитию каждого конкретного служащего. Выполнение плана является показателем эффективной деятельности не только самого гражданского служащего, но и его руководителей и
свидетельством уровня системы управления карьерой в государственном органе.
Индивидуальный план карьеры должен содержать:
краткую личную информацию о гражданском служащем;
имена и должности наставника и непосредственного руководителя гражданского служащего;
краткую информацию о перемещениях в государственном органе;
информацию о замещаемой должности;
информацию о целях гражданского служащего относительно служебно-профессионального роста;
информацию об имеющихся компетенциях, степени их развитости (на основе текущей оценки) и необходимости их дальнейшего развития для достижения следующего этапа карьеры;
информацию о выполнении плана на окончание отчетного периода (год);
другие сведения, необходимые для планирования карьеры гражданского служащего.
Таким образом, индивидуальный план карьеры определяет последовательность должностей, на которые претендует государственный гражданский служащий, а также мероприятий, необходимых для соответствия этим должностям (например, обучение по программам повышения квалификации). Безусловно, такой план составляется с учетом текущих и перспективных потребностей государственного органа.
При консультировании гражданских служащих кадровым службам следует проинформировать государственных гражданских служащих о следующих факторах, обеспечивающих успешную реализацию стратегии карьерного роста:
успешное выполнение должностных обязанностей;
умение не только пользоваться всеми доступными средствами профессионального развития, но и демонстрировать вновь приобретенные знания, умения и навыки;
эффективное взаимодействие с непосредственным руководителем в рамках должностных обязанностей, так как именно он оценивает работу гражданского служащего в замещаемой должности и его потенциал, принимает решение о его продвижении и располагает ресурсами, необходимыми для развития гражданского служащего;
реализация мероприятий по профессиональному развитию гражданского служащего, необходимых для достижения целевой
(планируемой) должности гражданской службы.
Важное значение имеет механизм идентификации кандидатов из различных структурных подразделений организации.
Индивидуальный план карьеры должен содержать:
краткую личную информацию о гражданском служащем;
имена и должности наставника и непосредственного руководителя гражданского служащего;
краткую информацию о перемещениях в государственном органе;
информацию о замещаемой должности;
информацию о целях гражданского служащего относительно служебно-профессионального роста;
информацию об имеющихся компетенциях, степени их развитости (на основе текущей оценки) и необходимости их дальнейшего развития для достижения следующего этапа карьеры;
информацию о выполнении плана на окончание отчетного периода (год);
другие сведения, необходимые для планирования карьеры гражданского служащего.
Таким образом, индивидуальный план карьеры определяет последовательность должностей, на которые претендует государственный гражданский служащий, а также мероприятий, необходимых для соответствия этим должностям (например, обучение по программам повышения квалификации). Безусловно, такой план составляется с учетом текущих и перспективных потребностей государственного органа.
При консультировании гражданских служащих кадровым службам следует проинформировать государственных гражданских служащих о следующих факторах, обеспечивающих успешную реализацию стратегии карьерного роста:
успешное выполнение должностных обязанностей;
умение не только пользоваться всеми доступными средствами профессионального развития, но и демонстрировать вновь приобретенные знания, умения и навыки;
эффективное взаимодействие с непосредственным руководителем в рамках должностных обязанностей, так как именно он оценивает работу гражданского служащего в замещаемой должности и его потенциал, принимает решение о его продвижении и располагает ресурсами, необходимыми для развития гражданского служащего;
реализация мероприятий по профессиональному развитию гражданского служащего, необходимых для достижения целевой
(планируемой) должности гражданской службы.
Важное значение имеет механизм идентификации кандидатов из различных структурных подразделений организации.
В западной практике обычно используются параллельно:
оценка и рассмотрение кандидатур по структурным подразделениям;
менее формальные процедуры собеседований, проводимых высшим руководством;
проверка руководителей путем их подключения к различным проблемным группам (люди лучше всего раскрываются в деле при решении реальных проблем);
открытые дискуссии по обсуждению кандидатур.
Необходимо отметить, что планирование карьеры не создает новых вакансий и не является гарантией продвижения по службе или получения нового назначения. Планирование карьеры прежде всего способствует профессиональному развитию и должностному росту гражданского служащего, повышает его значимость для государственного органа и обеспечивает соответствие его квалификации новым возможностям, которые могут представиться в дальнейшем. При этом основную ответственность за развитие собственной карьеры несет сам гражданский служащий.
Вопросы для самопроверки:
1.
Как наиболее эффективно организовать управление карьерой государственного служащего?
2.
Какова роль и ключевые задачи непосредственного руководителя в управлении карьерой государственных гражданских служащих?
3.
В чем специфика различных вариантов карьерных траекторий на государственной гражданской службе?
Тема 3.
Правовые и нормативные основы обеспечения управления
персоналом государственной службы
Управление персоналом
государственной и муниципальной
службы
Цели изучения темы:
– Дать студентам представление о нормативно-правовых основах управления персоналом в системе государственной гражданской и муниципальной службы.
Задачи изучения темы:
рассмотреть систему нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по государственной гражданской и муниципальной службе;
выяснить, каким образом специфика правового регулирования государственной и муниципальной службы влияет на систему управления персоналом в органах государственной власти и местного самоуправления.
В результате изучения данной темы Вы будете
Знать:
нормативно-правовые основы кадровой политики на федеральном, региональном и локальном (ведомственном) уровне;
различия в правовом статусе государственного гражданского либо муниципального служащего и работника государственной организации.
Уметь:
разрабатывать, применять и совершенствовать нормативные документы, определяющие процедуры, иерархию, субординацию и взаимодействие в организации и вне ее (положения, административные и должностные регламенты);
сравнивать особенности правового регулирования управления персоналом на государственной и муниципальной службе.
Владеть:
• навыками поиска и применения профильных нормативно- правовых актов по вопросам государственной и муниципальной службы.
Учебные вопросы темы:
1.
Нормативные основы отношений на государственной гражданской службе как основа управления персоналом в органах государственной власти.
2.
Нормативные основы отношений на муниципальной службе как основа управления персоналом в органах местного самоуправления.
3.
Значение локальных нормативных актов в системе управления персоналом на государственной и муниципальной службе.
Вопрос 1. Нормативные основы отношений на
государственной гражданской службе как основа управления
персоналом в органах государственной власти.
Основы действующего законодательства о государственной службе были заложены в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-
ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», который пришел на смену Федеральному закону от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации».
В данной законе заложены основные принципы построения и функционирования государственной службы, сформулированы общие условия государственной службы, а также определены цели системы управления государственной службой.
Этим законом предусмотрено, что реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.
Принципы государственной службы Российской Федерации:
Система государственной службы Российской Федерации:
Законность
Федерализм
Приоритет прав и свобод человека и гражданина
Принципы
государственной
службы
Открытость государственной службы, ее доступность общественному контролю
Единство организационных и правовых основ государственной службы
Взаимосвязь государственной и муниципальной службы
Равный доступ граждан к государственной службе
Профессионализм и компетентность государственных служащих
Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства и их деятельность
Федеральная государственная служба Российской Федерации
Федеральная
государственная
гражданская служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов РФ и лиц, замещающих государственные должности РФ
Иные виды государственной
службы РФ – служба в правоохранительных органах и т.п.
Военная служба – профессиональная служебная деятельность граждан РФ на воинских должностях в
Вооруженных Силах РФ, иных войсках, воинских
(специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства
Нормативно-правовые основы управления персоналом на
государственной гражданской службе РФ:
Конституция РФ закрепляет исходные для государственной службы вообще и гражданской службы в частности основы: верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России; единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между федеральным центром и субъектами Федерации; приоритет прав и свобод человека и гражданина; обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов субъектов РФ и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ
Конституция Российской Федерации
Федеральные законы
Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской
Федерации»
Федеральный закон от
26.07.2004 г. № 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе
Российской
Федерации»
Иные федеральные законы
Указы Президента Российской Федерации
Постановления Правительства Российской Федерации
Законы субъектов РФ о государственной гражданской службе субъектов РФ
Акты представителя нанимателя