ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бокс как средство формирования нравственных качеств личности подростка
Мордовина Дарья Дмитриевна
Студентка 1 курса
Факультет: Юридический
Специальность: Правовое обеспечение национальной безопасности
«Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)».
РФ г. Казань
АННОТАЦИЯ
Развитие личности подростка и формирование его нравственных качеств очень важная проблема современного общества. Средствами достижения развитой, дисциплинированной, устойчивой к определенным жизненным трудностям личности могут быть различные факторы, влияющие на внутренний мир подростка, в том числе и спорт. Именно с ранних лет формируются такие важные качества, как стрессоустойчивость, самостоятельность, сила воли, уважение к окружающим и многое другое. В связи с этим родители отдают детей в секции, а подростки сами стремятся их посещать. У молодых людей и даже девушек все большей популярностью начал пользоваться бокс.
В процессе исследования проблемы формирования нравственных качеств подростка использовались такие методы, как: логический и статистический анализ, общенаучный.
ANNOTATION
The development of a teenager's personality and the formation of his moral qualities is a very important problem in modern society. The means of achieving a developed, disciplined, resistant to certain life difficulties of a personality can be various factors that affect the inner world of a teenager, including sports. It is from an early age that such important qualities as stress resistance, independence, willpower, respect for others and much more are formed. In this regard, parents send their children to the section, and adolescents themselves tend to visit them. Boxing has become increasingly popular among young people and even girls.
In the process of studying the problem of the formation of the moral qualities of a teenager, such methods as logical, statistical analysis, and general scientific ones were used.
Ключевые слова: нравственные качества, спорт, средства достижения, бокс.
Key words: moral qualities, sport, means of achievement, boxing
Многие боксеры к 20 годам становятся кандидатами и мастерами спорта, так как по статистике большинство из них начали заниматься боксом с подросткового, юношеского возраста. А если исходить из жизненного опыта, то спортивное воспитание подростка с каждым годом будет улучшать его личные достижения, нравственные качества и установки, которые необходимы человеку для положительного взаимоотношения с обществом.
Несмотря на достаточно сложный период ребенка, исходя из того, что в это время происходит изменение строения организма, и его психологического состояния, высококвалифицированные и стрессоустойчивые, а также знающие физиологию, психологию, педагогику, тренера воспитывают и обучают детей.
Наши мысли, эмоции, чувства - все это наша психологическая сфера и выражение наших нравственных качеств. У каждого подростка естественно разное восприятие и развитие: одни очень бурные, агрессивно на все реагируют, очень активные, другие наоборот спокойные, их эмоции и возбудимость понижены, кто-то устает быстро, а кто-то полон энергии. Все это происходит благодаря формированию психологических качеств, которое протекает у каждого различным образом исходя из своих психологических особенностей.
В ходе занятий боксом подростки начинают контролировать свои эмоции, свои действия, их интересы становятся более конкретными. Но, однако, при неудачном ударе или пропуске удара ребенок расстраивается, перестает верить в себя и свои силы, а при хорошем выполнении комбинации наоборот. Задача тренера выработать в нем эту уверенность в своих силах и желание добиваться больших успехов, не смотря на трудности.
Так же в данный период у молодых людей сильно развито воображение. Тем самым это упрощает тренеру задачу освоения детьми приемов и комбинаций. Показывая технику приема, проводя тренировку с боксерами высшего класса , и воспроизводства иной деятельности , позволит более ярко воображать бой. После таких показательных действий тренеры проводят «условный бой с противником».
Таким образом, чем богаче опыт юного бойца, тем сильнее развито его воображение. Тренер должен умело управлять развитием этих качеств. Ведь именно представление и осмысление связано с развитием памяти, в том числе и двигательной. У боксёров очень развита двигательная память, и они легко воспроизводят увиденную комбинацию.
В ходе тренировок, опыта образная память подростка перерастает в смысловую, она становится более логичной и синтетической. Способность запоминания большого количества упражнений и качественного их выполнения растет. Тренер не должен стоять на одном месте и отрабатывать один прием долгое время, а вместо этого объединять несколько, что позволит не потерять интерес и внимание ученика. Бокс требует повышенной внимательности и концентрированности, так как хотя бы малейшее отвлечение от действий соперника повлечет за собой удар.
Боксер должен исследовать своего противника, быть на нем сосредоточен и контролировать свои действия. Тренер всегда должен искать причину невнимательности и пытаться ее исключить.
Что касается воли подростков, то она значительно меньше, чем у взрослого человека. Бокс оказывает значительное влияние на рост силы воли, при помощи дисциплины, убеждений, упорства в боях, спортивного режима.
Повышенная физическая нагрузка, индивидуальный подход к каждому ученику и учет его физиологии и психологического, эмоционального состояния приводят к тому, что подросток становится более сдержанным, терпеливым, вырабатывается волевой характер.
Благодаря тому, что тренер стремится сплотить команду подростков-боксеров у ребят вырабатывается умение учиться у своих товарищей , старание помочь друг другу добиться все больших успехов , равняться на того, кто сильнее развит в данном спорте , стремиться расти и добиваться поставленной цели.
Так же еще одной чертой развития нравственных качеств у подростка в боксе является привитие ответственности перед коллективом. Данная черта возрождает такие качества как взаимовыручка, верность и ответственность не только в боксе, но и в любых других жизненных ситуациях.
Создав спарринг между подростком и более опытным боксером, заведомо зная, что он проиграет, тренер вызовет у ребенка переживания, но в тоже время позволит ему научиться обдумывать свои действия, ошибки и спланировать собственное самосовершенствование. Это приведет не только к улучшению своих успехов, но и к умению планировать в целом свою жизнь.
Подростки подвержены стрессу и все свое напряжение они пытаются выразить через негативное отношение к окружающим и, как бы противоречиво это не звучало, но именно благодаря боксу он учится сочувствию, сопереживанию и более правильному отношению к людям. Это происходит благодаря множеству прошедших спаррингов и, исходя из опыта, подросток понимает, что чувствует его коллега, товарищ.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что бокс является не только средством физического воспитания подростков, но и включает в себя множество способов выработки нравственных качеств. С помощью определенной модели формирования нравственных качеств боксера решаются задачи развития их у начинающих ребят. Одной из основных целей тренера является развитие нравственных установок и воспитания своих учеников. Стремление к спорту и самосовершенствованию связано с потребностью иметь внимание, уважение, взаимопонимание, любовь и умению правильно общаться. Тренер приучает детей к положительным эмоциям, нравственным устоям , ценностям не только с целью понимания и соблюдения их , но и к желанию приобщить к этому окружающих.
Модель формирования нравственных качеств поможет подростку-боксеру лучше взаимодействовать с социумом, развить в себе различные качества и проявлять воспитанность в обществе. Бокс помогает снять с подростка эмоциональную напряженность, тем самым уменьшить количество конфликтных ситуаций и агрессии.
Список литературы
Радополов К. В. Воспитание боксера. М., Физкультура и спорт, 1972.
Попенченко В. В. Некоторые особенности психологической и тактической подготовки боксеров к соревнованиям.— В сб.: На ринге. М., Физкультура и спорт, 1966
Кабанов С.В. Развитие нравственно-волевой сферы юных боксеров на начальном этапе подготовки : дис. … канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2005.
Колесник И.С. Актуализация проблемы формирования личности в процессе занятий боксом//Теория и практика физической культуры.-2007.-№5
Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М.:Академия, 2002