Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста Практическое занятие 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация
«Национальный социально – педагогический колледж»
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста
Практическое занятие №4
Выполнила:
Преподаватель:
Пермь – 2022
Задание 1. Ваши коллеги попросили Вас разработать комплекс динамических пауз в режиме дня ДОУ и непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
Вопросы:
1. Составьте комплекс из шести общеразвивающих упражнений (ОРУ), направленных на достижение релаксации детьми дошкольного возраста.
Комплекс упражнений «В лесу»
Упражнение 1. «Дерево»
Стоя дети поднимают руки в стороны, затем вверх. Деревья прямые, ровные. Подул ветерок, ветки качаются, затем ветер усиливается, руки наклоняются все больше. Постепенно ветер стихает, руки опускаются вниз, дети расслабляются и отдыхают.
Упражнение 2. «Тишина леса»
Дети смолкают по звуковому сигналу, после чего не произносят ни звука. По окончании минуты дети рассказывают, слышали ли они какие-то звуки, например, пение птиц, стук дятла и другие звуки.
Упражнение 3. «Птички»
Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Прилетели к лесному ручейку, почистили клювом пёрышки, попили чистой прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь сели в уютное гнездышко на лесной полянке.
Упражнение 4. «Зайки»
Дети прыгают, как зайчики, затем ложатся на ковёр (расслабление).
Упражнение 5. «Цветочек»
Я – бутон (дети присели на пол, обхватили подтянутые к себе колени, опустили головы, мышцы напряжены). Светит теплое солнце, я расту (медленно поднимаются, расслабленно раскачивают руками). Солнце исчезло, стало темно, мои лепестки закрываются (исходное положение, и вот снова утро... и т. д.
Упражнение 6. «Медвежата»
Мама – медведица играет с медвежатами. Она бросает им шишки. Мишки ловят и с силой сжимают их в лапах. Представьте, что вы – медвежата. Мишки устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А медведица снова кидает шишки медвежатам (повторить 2 – 3 раза).
2. Объясните, какое значение имеют ритмический рисунок и имитационные движения при проведении динамических пауз в ДО.
Движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно-развивающий процесс: на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова, аритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывают согласованную реакцию всего организма.
Ритмический рисунок может выполняться самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе шагом, бегом, прыжками.
С помощью имитационных упражнений ребенок способен изображать те или иные действия. Например, дети изображают какого-то спортсмена, тогда ребенок сразу представляет в своей голове, а какие движения характеризуют такого спортсмена. Имитационные упражнения помогают правильно освоить двигательную структуру движения в целом и отдельных его фаз. Также, у ребенка включается фантазия и воображение. Для детей это становится игрой, а, значит, интересным способом провести паузу между занятиями.
3. Сформулируйте для Ваших коллег общие правила проведения динамических пауз с детьми дошкольного возраста.
-
Добавлять элементы новизны в уже знакомые детям игры, упражнения, показ новых способов действия с уже знакомыми предметами. -
Использовать динамические паузы под музыкальное сопровождение, так как это способствует всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию дошкольников. -
Применять не одну, а две и даже три физкультурные минутки, чередуя комплексные и специальные. -
Подбирать хорошо знакомые и простые занимательные упражнения для детей. -
Отдавать предпочтение упражнениям для утомленных групп мышц на конкретных занятиях.
Задание 2. В рамках недели методического мастерства Вам необходимо провести мастер-класс для коллег на тему «Круговая тренировка в дошкольном учреждении как средство повышения двигательной деятельности детей».
Вопросы:
1. Составьте план занятия с использованием круговой тренировки в старшей группе воспитанников детского сада с указанием видов деятельности в вводной, основной и заключительной частях занятия.
I Вводная часть | – Ходьба в колонне по одному с остановкой по сигналу «Сделай фигуру». – Ходьба в полуприседе. – Бег в колонне по одному. – Бег змейкой. – Боковой галоп. – Ходьба в колонне по одному. – Перестроение в 3 колонны. |
II Основная часть | Упражнения на станциях: – ползание по скамейке на животе, подтягиваясь двумя руками – отбивание мяча об пол правой и левой рукой – прыжки через скакалку – ходьба по узкой рейке скамейки – «Кольцебросс» - метание колец в горизонтальную цель Подвижная игра «Угадай, кого поймали» Цель: Развивать наблюдательность, активность, инициативу. Упражнять в беге, в прыжках. Описание: Дети сидят на стульчиках, воспитатель предлагает пойти погулять в лес или на полянку. Там можно увидеть птичек, жучков, пчел, лягушек, кузнечиков, зайчика, ежика. Их можно поймать и принести в живой уголок. Играющие идут за воспитателем, а затем разбегаются в разные стороны и делают вид, что ловят в воздухе или присев на землю. «Пора домой»- говорит воспитатель и все дети, держа живность в ладошах, бегут домой и занимают каждый свой стульчик. Воспитатель называет кого-нибудь из детей и предлагает показать, кого он поймал в лесу. Ребенок имитирует движения пойманного зверька. Дети отгадывают, кого поймали. После они снова идут гулять в лес. |
III Заключительная часть | Игра малой подвижности «Кто ушел?» Цель: развивать внимательность, учить играть сообща. Ход игры: Дети стоят кругом или полукругом. Педагог предлагает одному ребенку запомнить тех, кто находится рядом (пять-шесть человек), а затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза. Кто-то из детей прячется. Воспитатель спрашивает: «Отгадай, кто ушел?». Если ребенок отгадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Если ошибется, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, возвращается на свое место. Отгадывающий должен его назвать. |
2. Составьте непрерывно-поточный сюжетный комплекс круговой тренировки игрового характера из пяти станций для детей старшего дошкольного возраста.
Схема круговой тренировки «В мире животных»
«Слоники» (1-я «станция»). Проползание на четвереньках по гимнастической скамейке.
«Обезьянки» (2-я «станция»). Влезть на первый пролет гимнастической стенки, приставным шагом перебраться на второй, спуститься вниз. То же самое повторить на третьем - четвертом пролетах. Затем влезть на пятый пролет, перейти на шестой, сесть на наклонную доску и по ней скатиться вниз. Преподаватель страхует.
«Мышки» (3-я «станция»). Проползание под дугами, составленными туннелем.
«Цапли». (4-я «станция»). Переход по канату, лежащему на полу, стараясь не потерять равновесие, не касаться пола.
«Змеи» (5-я «станция»). Проползание на животе по гимнастической скамейке, подтягиваясь на руках.
3. Представьте Вашим коллегам алгоритм разучивания выбранного комплекса круговой тренировки с детьми дошкольного возраста.
-
Разместить детей в зале или площадке, откуда хорошо просматриваются все «станции» и выполняемые на них упражнения. -
Вызвать у детей интерес и игровую мотивацию к выполнению круговой тренировки. -
Выбрать одного-двух ловких детей, которые будут одновременно с объяснениями преподавателя выполнять упражнения на «станциях» с последовательным прохождением одного «круга». -
Преподаватель отчётливо произносит название каждой «станции», объясняет двигательное задание, а выбранные для показа дети выполняют упражнение. -
После объяснения заданий преподаватель размещает детей по «станциям» (по 3-4 человека на каждой, в зависимости от количества «станций» и детей), обращая внимание на правильное исходное положение. -
По сигналу дети начинают одновременно делать упражнения, а преподаватель наблюдает за ними, даёт дополнительные словесные указания, объяснения, исправляет ошибки, добиваясь правильного выполнения двигательных заданий на всех «станциях».
Задание 3. В целях развития двигательных навыков и физических качеств дошкольников старшей группы, а также ознакомления их со спортивными играми, Вам необходимо составить картотеку подвижных игр и игровых упражнений.
Вопросы:
1. Подберите и представьте не менее пяти подвижных игр на ознакомление с элементами спортивной игры «футбол».
1. Размах и удар
Отбивание мяча вдаль ногой. Отбивать необходимо так, чтобы внутренняя стороны стопы касалась мяча.
2. Вижу цель - бью по ней
Ударить по мячу так, чтобы он сбил кеглю.
3. Не потеряй мяч (вариант 1)
Ведение мяча ногой в заданном направлении.
4. Не потеряй мяч (вариант 2)
Ведение мяча ногой змейкой, обводя мяч вокруг расставленных кеглей.
5. Лови, это тебе (вариант 3)
Отбиваний мяча ногой в паре друг другу на расстоянии 1,5 метра.
2. С целью ознакомления с техникой владения мячом в футболе, составьте комплекс из пяти игровых упражнений, подготавливающих к ведению мяча.
Упражнение 1. Ведение мяча вперёд и обратно после поворота с мячом внутренней стороны стопы.
Упражнение 2. Ведение мяча по квадрату. При ведении мяча стараться смотреть на бегущего игрока впереди.
Упражнение 3. Ведение мяча с закрытыми глазами с помощью партнера, который голоси корректирует движения и указывает направление.
Упражнение 4. Ведение мяча - обвод мяча ногами вокруг препятствий.
Упражнение 5. Ведение мяча носком до ворот.
3. Перечислите правила подбора подвижных игр и игровых упражнений.
-
При подборе упражнений необходимо учитывать общий уровень физического и умственного развития детей, состояние здоровья каждого ребёнка, индивидуальные особенности детей. -
Необходимо учитывать место проведения (улица или спортивный зал). -
Необходимо учитывать интерес детей, ведь заинтересованность детей влияет на результат выполнения тех или иных упражнений. -
Для воспитания чувства коллективизма и товарищества, взаимовыручки и поддержки, игры должны содержать задания. -
При знакомстве с новыми элементами создать плавный переход от «простых» к «более сложным», при этом наблюдать, когда возможно сделать этот переход, чтобы дети успешно выполняли элементы.
Задание 4. Строевые упражнения являются одним из средств физического воспитания дошкольников, обеспечивающие организацию детей в любом виде упражнений, во всех формах работы по физическому и патриотическому воспитанию. Вас пригласили в качестве эксперта в состав жюри популярного муниципального конкурса «Смотр строя и песни среди воспитанников ДОУ».
Вопросы:
1. Перечислите основные виды строевых упражнений, которые могут быть использованы в программе конкурса и укажите их значение.
Значения:
-
Служат средством постепенного и умеренного разогревания мышц, а также содействуют правильной осанки и регулируют эмоциональный настрой занимающихся. -
Решают задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, повышения дисциплины. -
Обладают большой зрелищностью и могут использоваться как составная часть массовых, физкультурно-спортивных гимнастических выступлений.
Все строевые упражнения подразделяются на четыре подгруппы:
-
Строевые приемы. К ним относятся такие действия учащихся, как выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Отставить!», «Разойдись!», повороты на месте и расчет. -
Построения и перестроения. Они характеризуются умением учащихся строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них. -
Передвижения. К этой группе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера и способами их выполнения, остановками, поворотами. Например, передвижения строевым и походным шагом, повороты в движении, передвижения по точкам и границам зала, по диагонали, в обход, по кругу и т.п. -
Размыкания и смыкания. Связаны со способами увеличения и уменьшения интервала и дистанции строя.
2. Подберите и опишите не менее двух приёмов, способствующих освоению дошкольниками следующих строевых упражнений:
А. «построение в круг» в первой младшей группе;
1. Создать форму круга с помощью каки-либо предметов, чтобы дети видели линию (погремушки, игрушки)
2. Идти друг за другом по кругу, развернуться к центру и взяться за руки.
Б. «построение в шеренгу» во второй младшей группе;
1. Из построения друг за другом в затылок (колонну). Из этого положения воспитатель предлагает детям повернуться всем направо или налево.
2. Дети ориентируются по нанесенным краской или мелом линиям, становясь на них носочками.
В. «перестроение из колонны в несколько звеньев» в средней группе;
1. Воспитатель заранее распределяет детей по звеньям так, чтобы в каждом из них было равное число детей, и назначает ведущих. По сигналу ведущие выходят на условные места, за ними становятся ребята.
2. В начале обучения ведущим можно дать флажки или повязки разного цвета, чтобы детям было легче находить свое звено.
Г. «размыкание» в старшей группе.
1. Направляющий остается на месте, а все остальные поднимают руки вперед и отходят назад так, чтобы не касаться впереди стоящего. После этого руки опускают.
2. В кругу и шеренге дети размыкаются на вытянутые руки в стороны.
3. Сформулируйте общие методические рекомендации по обучению дошкольников разных возрастных групп строевым упражнениям.
-
Использовать четкие команды и распоряжения, чтобы дети отчетливо слышали и понимали, что необходимо сделать. -
Следовать структуре команды: предварительная часть, исполнительная часть и пауза между командами. -
Перед тем, как подавать новую команду, руководитель должен находиться в основной стойке. -
Соизмерять величину строя и голос подачи команд (чем больше строй, тем больше будет пауза между структурами команд) -
Следует варьировать в некоторых случаях между командами и распоряжениями. Например, можно сказать вместо команды «нале-во» распоряжение «повернитесь налево».