ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лезгин под предводительством Хаджи Давуда, начавшееся в 1707 и подавленное в 1728 году. Боровшиеся против Ирана и Турции, восставшие особые надежды возлагали на Россию, не оправдавшиеся в последствии. Восстание началось в Цахурском султанате, населенном цахурами, аварцами и лезгинами, перекинулось затем на лезгинские земли.
Далее восстание начало распространяться среди других народов Дагестана: аварцев, даргинцев, лакцев. Дружным действиями дагестанцы освободили свою землю, однако с помощью подкупа и заговоров иранский шах смог внести раскол в восстание, и от Хаджи Давуда начали отходить некоторые народы. В мае 1728 году Хаджи Давуда обещавшие помощь турки заманили к себе и арестовали. Его перевезли на Кипр, где он и умер.
Для окончательного подавления свободолюбивых дагестанцев, а также для выяснения отношений с турками собрал огромное войско и ринулся в поход иранский предводитель Надир-Шах. Борьба против него является одной из наиболее ярких страниц в истории народов Дагестана. Покорив полностью Закавказье, стотысячное иранское войско вторглось в Дагестан. Первыми Надир-Шаха встретили лезгины. Несмотря на упорное сопротивление горного народа, Надир-Шах ценой больших усилий и невиданной до селе жестокости перешел Южный Дагестан и вторгся в более северные районы. Напуганные этими зверствами, дагестанские ханы, уцмии и султаны стали сдаваться кровавому Шаху. Однако народ остановить было невозможно: повсеместно создавались отряды добровольцев, готовых защитить Родину. В октябре 1741 года отдельные отряды Надир-Шаха были разбиты в Табасаране и Кайтаге, однако, несмотря на это, Надир-Шах дошел до земель аварцев. Но уже с половиной воинов. Здесь его ждало объединенное войско дагестанцев. Несколько дней длилась кровавая битва, в которой Надир-Шах потерпел сокрушительное поражение и через семь лет после начала своего дагестанского похода бежал из Дагестана. Из-за возраставшего влияния России в этом регионе Иран и Турция снова и снова пытались подчинить себе Закавказье и Дагестан. Однако после поражения, нанесенного Россией Турции и Ирану, и заключения Гюлистанского мира в 1813 году Дагестан вошел в состав Российской Империи.
Но подписание Гюлистанского мира не принесло мира в Дагестан. Политика России на Кавказе, которую олицетворяет генерал Ермолов, автор тактики "выжженной земли", не могла не привести к возмущению гордого, свободолюбивого народа. То здесь, то там начали вспыхивать восстания. Возникла и идеологическая основа для массового восстания горцев - мюридизм.
Появившись в Южном Дагестане, мюридизм перекинулся в нагорный Дагестан и Чечню, где стал быстро развиваться и распространяться. Окончательное движение горцев под флагом мюридизма оформилось в 1828 году в Аварии. Особенно широкие размеры оно приняло в 30-40-х годах XIX века, когда во главе борьбы за независимость стал имам Шамиль. Восстание, длившиеся до 1859 года, то есть более тридцати лет, показало всему миру несгибаемую волю и храбрость дагестанского народа. Поразительным фактом остается то, что эта война шла более трех десятилетий между государствами с разницей в численности населения в 100 раз, а территории в 400 раз! И это притом, что Россия в течение одного неполного года смогла разбить Наполеона, покорившего пол-Европы, а в период борьбы с горцами была в пике в своей военной мощи и международного авторитета. Это хорошо известный всем отрезок истории, но хочется заметить, что в данный период помимо восстания под предводительством Шамиля, антиколониальные выступления дагестанцев в разных регионах возникали и другие подавленные царскими войсками: например, Кубинское восстание в 1837 года (Кубинское ханство являлось тогда частью Дагестана). Борьба продолжалась и после прекращения войны горцев под предводительством Шамиля. Самым крупным в этот период было восстание 1877 года, распространившееся почти на весь Дагестан. Руководителями и вдохновителями его являлись многие ученые и религиозные деятели Дагестана: Хасан Алкадарский, Гази-Магомед Согратлинский, кадий (судья) Цудахарский, Кази-Ахмед и Абдул Казикумухские. После подавления восстания около пяти тысяч человек были высланы из Дагестана, а руководители частью казнены, частью посажены в тюрьмы.
Хотя вхождение Дагестана в состав России и имело определенную прогрессивную роль, в целом он оставался колониальной окраиной империи. Уровень жизни населения был одним из самых низких по России. В 1913 году здесь было всего 66 врачей, то есть 1 врач на 12300 жителей. Это был край сплошной неграмотности и отсталого полуфеодального хозяйства. Именно по этой причине дагестанцы активно поддержали революции 1905-07 годов, а затем и Октябрьскую. Активно участвовал Дагестан и в гражданской войне, особенно отличившись в борьбе с войсками генерала Деникина, творившими повсюду большие зверства. Советский период истории республики неразрывно связан с историей всего Советского Союза, с преодолением культурной отсталости и созданием современной промышленности и сельского хозяйства.
В годы Великой Отечественной войны дагестанцы снова проявили свой героический и свободолюбивый характер: 47 дагестанцев стали героями Советского Союза, тысячи дагестанцев награждены орденами, более 150 тысяч медалями. Послевоенное развитие в республике шло также очень интенсивными темпами. Однако в 50-60 годах из-за политических перекосов того периода началось переселение горцев на равнину. И хотя этот процесс оправдывался лучшим условиями жизни и работы на равнине, в результате оказались заброшенными множество селений, тысячи гектаров горных земель. Приостановилось развитие горных районов, были утеряны знаменитая многовековая террасная система земледелия и многие народные традиции и обычаи.
Дагестанцы, у которых принято почитать старших, а ругать мертвых считается кощунством, с благодарностью и теплотой вспоминают Советский период истории республики. И, прежде всего, из-за мира, царившего в то время на Кавказе. Поэтому наш народ, знающий, что такое война не понаслышке, сумел сохранить мир в самом многонациональном регионе бывшего Советского Союза, который в посткоммунистический период опустился в омут конфронтаций, межнациональных конфликтов и войн.
Народы Дагестана
Среди республик Российской Федерации Дагестан по численности населения занимает третье место. На 1 января 1998 года в республике проживало 2,1 млн. человек (1,2 процента от населения России), из которых 58 процентов - сельские жители. Средняя плотность населения - 41,2 человека на 1 кв. км (в среднем по Северному Кавказу - 49,6). По численности населения Дагестан занимает 25-е место в Российской Федерации, по территории 52-е место.
Население Дагестана необыкновенно сложно и разнообразно по своим языкам и племенному составу. Трудно найти на всем земном шаре страну, где на небольшой, сравнительно, площади помещалось бы столько народов с различными языками, а также племенными и бытовыми особенностями. Наиболее поражает в этом отношении горный Дагестан, издавна прославившийся своей многоплеменностью и получивший уже в древности название: "Гора языков".
Современный этнический состав населения республики отличается динамичностью. На территории Дагестана зафиксированы представители 102 -х национальностей, которые принадлежат к трем языковым семьям :
К дагестанско-нахской ветви иберийско-кавказской семьи языков относятся аварцы (вместе с 14 этносами, имеющими самостоятельные, но близкие аварскому, языки, а именно, ахвахцами, каратинцами, андийцами, ботлихцами, годоберинцами, тиндалами, чамалялцами, багулалами, хваршинами, дидойцами, бежтинцами, гунзибцами, гинухцами и арчинцами), даргинцы (включая кубачинцев и кайтагцев), лезгины, лакцы, табасаранцы, рутульцы, агулы, цахуры и чеченцы.
К тюркской группе алтайской языковой семьи относятся кумыки, азербайджанцы и ногайцы.
К индоевропейской языковой семье принадлежат русские, таты и горские евреи, говорящие на татском языке, который относится к иранским языкам.
В республике нет т.н. "титульной национальности", но ее политическими атрибутами наделены в настоящее время 14 национальностей Дагестана:
Аварцы - наиболее многочисленный этнос Дагестана. В настоящее время их в республике 577.1 тыс. человек, что составляет 27.9 проц. населения республики. Основная область расселения - регионы западного горного Дагестана. Сельское население аварцев составляет 68 проц. и расселено главным образом в 22 районах республики. В Ахвахском, Ботлихском, Гергебильском, Гумбетовском, Гунибском, Казбековском, Тляратинском, Унцукульском, Хунзахском, Цумадинском, Цунтинском, Чародинском и Шамильском районах аварцы составляют 98-100 процентов населения. В Кизилюртовском районе доля аварцев выросла почти до 80 проц., в Хасавюртовском, Кизлярском, Буйнакском и Кумтуркалинском они составляют треть, а в Тарумовском, Бабаюртовском, Левашинском и Новолакском - до четверти всего населения. В городах и поселках городского типа проживает 32 проц. аварского населения. В Махачкале они составляют 21 проц. В Кизилюрте, Южно-Сухокумске и Буйнакске - 43-52 проц., в Хасавюрте, Кизляре и Каспийске - 12-22 проц. Аварцы составляют значительную часть населения поселков городского типа: Бавтугай, Новый Сулак, Шамилькала, Дубки, Шамхал.
Даргинцы - второй по численности дагестанский этнос - составляют 16.1 проц. населения республики (332.4 тыс. человек).Территория традиционного расселения даргинцев - горные и предгорные регионы среднего Дагестана. Около 68 проц. даргинцев расселены в 16 сельских районах. В Акушинском, Дахадаевском, Кайтагском, Левашинском и Сергокалинском районах даргинцы составляют от 75 до 100 населения. Значительна их доля в Каякентском и Карабудахкентском районах (соответственно 43 и 36 проц.). Они проживают также в Тарумовском (19 проц.), Кизлярском (15 проц.) и Буйнакском (14 проц.) районах. В Дербентском, Ногайском, Агульском, Бабаюртовском, Хасавюртовском и Кумторкалинском районах доля даргинцев варьирует от 4 до 9 проц. населения этих районов. Даргинцы - горожане проживают в Избербаше (57 проц. населения этого города), в Махачкале (12.4 проц.), Кизляре (7.3 проц.),Буйнакске (6.6 проц.), Хасавюрте (4.2 проц.) и Дагестанских Огнях (9 проц.).Знаменитый даргинский аул Кубачи относится к поселкам городского типа. Много даргинцев также в поселках Ачису, Манаскент и Мамедкала.
Кумыки насчитывают 267.5 тыс. человек и составляют 12.9 проц. населения республики. Территория их традиционного расселения - Терско-Сулакская низменность и предгорные районы Дагестана. Более половины кумыков (52 проц.) проживают в 8 районах сельской местности. В Кумторкалинском районе их 67.5 проц., в Карабудахкентском - 62 проц., Буйнакском - 55 проц., Каякентском - 51 проц., Бабаюртовском - 44 проц., Хасавюртовском - 28.5 проц. Кизилюртовском - 13.6 проц., в Кайтагском - 9 проц. населения районов. В Махачкале они составляют 15 проц. населения, в Буйнакске - треть, Хасавюрте - четверть и Кизилюрте - пятую часть населения. В Избербаше - 17 проц. и Каспийске - 10 проц. В Дербенте кумыков меньше одного процента. Некоторая часть кумыков расселена в поселках городского типа: в Тарках - 91 проц. населения, Тюбе - 36 проц. Ленинкенте - 31.3 проц. Кяхулае - 28.6 проц., Альбурикенте - 27.6 проц., Шамхале - 26.8 проц., Манаскенте - 24.9 проц.
Лезгин в Дагестане в настоящее время 250.7 тыс. человек, что составляет 12.2 проц. населения республики. Основная территория расселения лезгин - нагорный, предгорный и равнинный Южный Дагестан. Сельское население (около 64 проц.) расселено в 9 районах. В Ахтынском, Докузпаринском, Курахском, Магарамкентском и Сулейман-Стальском районах они составляют от 93 до 100 проц., в Хивском - 37.3 и Рутульском - 8 проц. населения. Часть лезгин проживает в Дербентском (15 проц.) и Хасавюртовском (6 проц.) районах. Лезгины - горожане сосредоточены главным образом в Дербенте (26 проц.), Дагестанских Огнях (22 проц.), Каспийске (16 проц.), Махачкале (9.5 проц.) и Избербаше (8 проц.). Они составляют основное население поселка Белиджи и около 10 проц. поселка Мамедкала.
Далее восстание начало распространяться среди других народов Дагестана: аварцев, даргинцев, лакцев. Дружным действиями дагестанцы освободили свою землю, однако с помощью подкупа и заговоров иранский шах смог внести раскол в восстание, и от Хаджи Давуда начали отходить некоторые народы. В мае 1728 году Хаджи Давуда обещавшие помощь турки заманили к себе и арестовали. Его перевезли на Кипр, где он и умер.
Для окончательного подавления свободолюбивых дагестанцев, а также для выяснения отношений с турками собрал огромное войско и ринулся в поход иранский предводитель Надир-Шах. Борьба против него является одной из наиболее ярких страниц в истории народов Дагестана. Покорив полностью Закавказье, стотысячное иранское войско вторглось в Дагестан. Первыми Надир-Шаха встретили лезгины. Несмотря на упорное сопротивление горного народа, Надир-Шах ценой больших усилий и невиданной до селе жестокости перешел Южный Дагестан и вторгся в более северные районы. Напуганные этими зверствами, дагестанские ханы, уцмии и султаны стали сдаваться кровавому Шаху. Однако народ остановить было невозможно: повсеместно создавались отряды добровольцев, готовых защитить Родину. В октябре 1741 года отдельные отряды Надир-Шаха были разбиты в Табасаране и Кайтаге, однако, несмотря на это, Надир-Шах дошел до земель аварцев. Но уже с половиной воинов. Здесь его ждало объединенное войско дагестанцев. Несколько дней длилась кровавая битва, в которой Надир-Шах потерпел сокрушительное поражение и через семь лет после начала своего дагестанского похода бежал из Дагестана. Из-за возраставшего влияния России в этом регионе Иран и Турция снова и снова пытались подчинить себе Закавказье и Дагестан. Однако после поражения, нанесенного Россией Турции и Ирану, и заключения Гюлистанского мира в 1813 году Дагестан вошел в состав Российской Империи.
Но подписание Гюлистанского мира не принесло мира в Дагестан. Политика России на Кавказе, которую олицетворяет генерал Ермолов, автор тактики "выжженной земли", не могла не привести к возмущению гордого, свободолюбивого народа. То здесь, то там начали вспыхивать восстания. Возникла и идеологическая основа для массового восстания горцев - мюридизм.
Появившись в Южном Дагестане, мюридизм перекинулся в нагорный Дагестан и Чечню, где стал быстро развиваться и распространяться. Окончательное движение горцев под флагом мюридизма оформилось в 1828 году в Аварии. Особенно широкие размеры оно приняло в 30-40-х годах XIX века, когда во главе борьбы за независимость стал имам Шамиль. Восстание, длившиеся до 1859 года, то есть более тридцати лет, показало всему миру несгибаемую волю и храбрость дагестанского народа. Поразительным фактом остается то, что эта война шла более трех десятилетий между государствами с разницей в численности населения в 100 раз, а территории в 400 раз! И это притом, что Россия в течение одного неполного года смогла разбить Наполеона, покорившего пол-Европы, а в период борьбы с горцами была в пике в своей военной мощи и международного авторитета. Это хорошо известный всем отрезок истории, но хочется заметить, что в данный период помимо восстания под предводительством Шамиля, антиколониальные выступления дагестанцев в разных регионах возникали и другие подавленные царскими войсками: например, Кубинское восстание в 1837 года (Кубинское ханство являлось тогда частью Дагестана). Борьба продолжалась и после прекращения войны горцев под предводительством Шамиля. Самым крупным в этот период было восстание 1877 года, распространившееся почти на весь Дагестан. Руководителями и вдохновителями его являлись многие ученые и религиозные деятели Дагестана: Хасан Алкадарский, Гази-Магомед Согратлинский, кадий (судья) Цудахарский, Кази-Ахмед и Абдул Казикумухские. После подавления восстания около пяти тысяч человек были высланы из Дагестана, а руководители частью казнены, частью посажены в тюрьмы.
Хотя вхождение Дагестана в состав России и имело определенную прогрессивную роль, в целом он оставался колониальной окраиной империи. Уровень жизни населения был одним из самых низких по России. В 1913 году здесь было всего 66 врачей, то есть 1 врач на 12300 жителей. Это был край сплошной неграмотности и отсталого полуфеодального хозяйства. Именно по этой причине дагестанцы активно поддержали революции 1905-07 годов, а затем и Октябрьскую. Активно участвовал Дагестан и в гражданской войне, особенно отличившись в борьбе с войсками генерала Деникина, творившими повсюду большие зверства. Советский период истории республики неразрывно связан с историей всего Советского Союза, с преодолением культурной отсталости и созданием современной промышленности и сельского хозяйства.
В годы Великой Отечественной войны дагестанцы снова проявили свой героический и свободолюбивый характер: 47 дагестанцев стали героями Советского Союза, тысячи дагестанцев награждены орденами, более 150 тысяч медалями. Послевоенное развитие в республике шло также очень интенсивными темпами. Однако в 50-60 годах из-за политических перекосов того периода началось переселение горцев на равнину. И хотя этот процесс оправдывался лучшим условиями жизни и работы на равнине, в результате оказались заброшенными множество селений, тысячи гектаров горных земель. Приостановилось развитие горных районов, были утеряны знаменитая многовековая террасная система земледелия и многие народные традиции и обычаи.
Дагестанцы, у которых принято почитать старших, а ругать мертвых считается кощунством, с благодарностью и теплотой вспоминают Советский период истории республики. И, прежде всего, из-за мира, царившего в то время на Кавказе. Поэтому наш народ, знающий, что такое война не понаслышке, сумел сохранить мир в самом многонациональном регионе бывшего Советского Союза, который в посткоммунистический период опустился в омут конфронтаций, межнациональных конфликтов и войн.
Народы Дагестана
Среди республик Российской Федерации Дагестан по численности населения занимает третье место. На 1 января 1998 года в республике проживало 2,1 млн. человек (1,2 процента от населения России), из которых 58 процентов - сельские жители. Средняя плотность населения - 41,2 человека на 1 кв. км (в среднем по Северному Кавказу - 49,6). По численности населения Дагестан занимает 25-е место в Российской Федерации, по территории 52-е место.
Население Дагестана необыкновенно сложно и разнообразно по своим языкам и племенному составу. Трудно найти на всем земном шаре страну, где на небольшой, сравнительно, площади помещалось бы столько народов с различными языками, а также племенными и бытовыми особенностями. Наиболее поражает в этом отношении горный Дагестан, издавна прославившийся своей многоплеменностью и получивший уже в древности название: "Гора языков".
Современный этнический состав населения республики отличается динамичностью. На территории Дагестана зафиксированы представители 102 -х национальностей, которые принадлежат к трем языковым семьям :
К дагестанско-нахской ветви иберийско-кавказской семьи языков относятся аварцы (вместе с 14 этносами, имеющими самостоятельные, но близкие аварскому, языки, а именно, ахвахцами, каратинцами, андийцами, ботлихцами, годоберинцами, тиндалами, чамалялцами, багулалами, хваршинами, дидойцами, бежтинцами, гунзибцами, гинухцами и арчинцами), даргинцы (включая кубачинцев и кайтагцев), лезгины, лакцы, табасаранцы, рутульцы, агулы, цахуры и чеченцы.
К тюркской группе алтайской языковой семьи относятся кумыки, азербайджанцы и ногайцы.
К индоевропейской языковой семье принадлежат русские, таты и горские евреи, говорящие на татском языке, который относится к иранским языкам.
В республике нет т.н. "титульной национальности", но ее политическими атрибутами наделены в настоящее время 14 национальностей Дагестана:
Аварцы - наиболее многочисленный этнос Дагестана. В настоящее время их в республике 577.1 тыс. человек, что составляет 27.9 проц. населения республики. Основная область расселения - регионы западного горного Дагестана. Сельское население аварцев составляет 68 проц. и расселено главным образом в 22 районах республики. В Ахвахском, Ботлихском, Гергебильском, Гумбетовском, Гунибском, Казбековском, Тляратинском, Унцукульском, Хунзахском, Цумадинском, Цунтинском, Чародинском и Шамильском районах аварцы составляют 98-100 процентов населения. В Кизилюртовском районе доля аварцев выросла почти до 80 проц., в Хасавюртовском, Кизлярском, Буйнакском и Кумтуркалинском они составляют треть, а в Тарумовском, Бабаюртовском, Левашинском и Новолакском - до четверти всего населения. В городах и поселках городского типа проживает 32 проц. аварского населения. В Махачкале они составляют 21 проц. В Кизилюрте, Южно-Сухокумске и Буйнакске - 43-52 проц., в Хасавюрте, Кизляре и Каспийске - 12-22 проц. Аварцы составляют значительную часть населения поселков городского типа: Бавтугай, Новый Сулак, Шамилькала, Дубки, Шамхал.
Даргинцы - второй по численности дагестанский этнос - составляют 16.1 проц. населения республики (332.4 тыс. человек).Территория традиционного расселения даргинцев - горные и предгорные регионы среднего Дагестана. Около 68 проц. даргинцев расселены в 16 сельских районах. В Акушинском, Дахадаевском, Кайтагском, Левашинском и Сергокалинском районах даргинцы составляют от 75 до 100 населения. Значительна их доля в Каякентском и Карабудахкентском районах (соответственно 43 и 36 проц.). Они проживают также в Тарумовском (19 проц.), Кизлярском (15 проц.) и Буйнакском (14 проц.) районах. В Дербентском, Ногайском, Агульском, Бабаюртовском, Хасавюртовском и Кумторкалинском районах доля даргинцев варьирует от 4 до 9 проц. населения этих районов. Даргинцы - горожане проживают в Избербаше (57 проц. населения этого города), в Махачкале (12.4 проц.), Кизляре (7.3 проц.),Буйнакске (6.6 проц.), Хасавюрте (4.2 проц.) и Дагестанских Огнях (9 проц.).Знаменитый даргинский аул Кубачи относится к поселкам городского типа. Много даргинцев также в поселках Ачису, Манаскент и Мамедкала.
Кумыки насчитывают 267.5 тыс. человек и составляют 12.9 проц. населения республики. Территория их традиционного расселения - Терско-Сулакская низменность и предгорные районы Дагестана. Более половины кумыков (52 проц.) проживают в 8 районах сельской местности. В Кумторкалинском районе их 67.5 проц., в Карабудахкентском - 62 проц., Буйнакском - 55 проц., Каякентском - 51 проц., Бабаюртовском - 44 проц., Хасавюртовском - 28.5 проц. Кизилюртовском - 13.6 проц., в Кайтагском - 9 проц. населения районов. В Махачкале они составляют 15 проц. населения, в Буйнакске - треть, Хасавюрте - четверть и Кизилюрте - пятую часть населения. В Избербаше - 17 проц. и Каспийске - 10 проц. В Дербенте кумыков меньше одного процента. Некоторая часть кумыков расселена в поселках городского типа: в Тарках - 91 проц. населения, Тюбе - 36 проц. Ленинкенте - 31.3 проц. Кяхулае - 28.6 проц., Альбурикенте - 27.6 проц., Шамхале - 26.8 проц., Манаскенте - 24.9 проц.
Лезгин в Дагестане в настоящее время 250.7 тыс. человек, что составляет 12.2 проц. населения республики. Основная территория расселения лезгин - нагорный, предгорный и равнинный Южный Дагестан. Сельское население (около 64 проц.) расселено в 9 районах. В Ахтынском, Докузпаринском, Курахском, Магарамкентском и Сулейман-Стальском районах они составляют от 93 до 100 проц., в Хивском - 37.3 и Рутульском - 8 проц. населения. Часть лезгин проживает в Дербентском (15 проц.) и Хасавюртовском (6 проц.) районах. Лезгины - горожане сосредоточены главным образом в Дербенте (26 проц.), Дагестанских Огнях (22 проц.), Каспийске (16 проц.), Махачкале (9.5 проц.) и Избербаше (8 проц.). Они составляют основное население поселка Белиджи и около 10 проц. поселка Мамедкала.