ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Русские считаются одним из народов Дагестана. Сейчас их в республике 150.1 тыс. человек (7.3 проц. населения). Более 80 проц. дагестанских русских расселены во всех городах и поселках городского типа, однако только в Кизляре они составляют больше половины населения (54 проц.). Довольно значительна их доля в Махачкале и Каспийске (17-18 проц.), в остальных городах их доля варьирует от 3 до 10 проц. населения. Русские составляют основное население поселка городского типа Комсомольский (81 проц.), относительно много их в Дубках (16 проц.) и Сулаке (12 проц.). Сельское население русских (терские казаки) сосредоточено в низовьях Терека и его протоков на территории Кизлярского и Тарумовского районов, где их численность, как относительная, так и абсолютная, в последние годы заметно уменьшается(27.2 и 30.4 проц. соответственно). Незначительное число сельских русских проживает также в Бабаюртовском (1.5 проц.), Хасавюртовском (0.4 проц.), Ногайском (1.8 проц.), и Дербентском (0.7 проц.) районах.
Лакцы расселены исторически в центральной части горного Дагестана на территории Лакского и Кулинского районов. В настоящее время их 102.6 тыс.человек в республике или 5 проц. от всего населения. В указанных горных районах они составляют соответственно 94 и 99 проц. населения. Сельское население лакцев проживают также в равнинном Новолакском районе (48 проц. населения района), Акушинском (5 проц.), Рутульском (5 проц.) и Кизлярском (3 проц.) районах. Однако большинство (64 проц.)лакцев проживает в городах республики. Из них более половины сосредоточенно в Махачкале, где они составляют более 12 проц. населения, в Каспийске - 14 проц., в Буйнакске и Кизилюрте - около 8 проц. населения этих городов. В ряде поселков городского типа - сулак, Ачису, Кяхулай, Манаскент и др. лакцы составляют от 3 до 9 проц. населения.
Табасараны насчитывают 93.6 тыс. человек, что составляет 4.5 проц. населения Дагестана. Основной территорией их расселения является юго-восточный Дагестан. Большая часть (64 проц.) табасаранов живет в сельской местности в Табасаранском районе (80 проц.), Хивском (62 проц.) и Дербентском (15 проц.) Небольшое число их живет в Каякентском и Кизлярском районах. Горожане сосредоточены главным образом в Дербенте и Дагестанских Огнях (до трети населения в каждом), а в Махачкале и других городах число табасаранце незначительно.
Азербайджанцы насчитывают 88.3 тыс., что составляет 4.3 проц. населения республики. Около половины их проживает в сельской местности в Дербентском (55.7 проц.), Табасаранском (18 проц.), также в Рутульском (4 проц.) и Кизлярском (3 проц.) районах. Азербайджанцы-горожане живут в основном в Дербенте и Дагестанских Огнях, где они составляют около трети населения, а также в поселках Мамедкала (22.4) и Белиджах (7.3 проц.). В Махачкале азербайджанцев сейчас немногим более 6 тыс. или 1.6 проц. населения столицы Дагестана.
Чеченцы в Дагестане в настоящее время 92.2 тыс. человек. Их численность в последние два года значительно возросла. Еще в 1994 г. их численность в Дагестане составляла 62 тыс. Без сомнения такое резкое увеличение связано с военными действиями на территории соседней Чеченской республики. Они сейчас составляют 4.5 проц. населения республики. Сельское население, составляющее около 48 проц., сосредоточено в Хасавюртовском районе (25.6 проц. населения этого района), Новолакском (13 проц.), Казбековском (13 проц.) и Бабаюртовском (8 проц.). Чеченцы-горожане живут главным образом в трех городах Дагестана - Хасавюрте (35.6 проц.населения города), Махачкале (4.3 проц.) и Кизляре (6.5 проц.).
Ногайцев насчитывается в Дагестане 33.4 тыс. человек, 16 проц. населения. Основная область их расселения - Территория Ногайской степи на севере республики. Сельское население ногайцев - около 87 проц. всех ногайцев - расселено в четырех районах: Ногайском (82 проц. населения района), Бабаюртовском (16), Тарумовском (8) и Кизлярском (7.8 проц.). В поселке Сулак они составляют более половины жителей. Незначительное число ногайцев живет в Махачкале, Кизляре и Хасавюрте.
Таты - дагестанский этнос, говорящий на татском языке (иранская ветвь) и исторически исповедующий иудаизм. Указать их численность в настоящее время несколько затруднено поскольку многие из них записываются евреями и попадают в общую с ними графу национальности. Евреев вместе с татами в Дагестане сейчас 18.5 тыс. человек. Это менее одного процента населения республики. Их численность заметно уменьшается, особенно в последние годы из-за массового выезда в Израиль. Подавляющее их большинство проживает в городах - 98 проц., главным образом в Дербенте, Махачкале, Буйнакске, Хасавюрте, Каспийске и Кизляре.
Рутульцы - малочисленный этнос Дагестана, насчитывающий 17.1 тыс. человек (0.8 проц. населения республики). Основная территория расселения - верховья р.Самур в Южном Дагестане. Сельское население (около 70 проц.) рутульцев расселено в Рутульском (55 проц. населения района) и Докузпаринском (2.3 проц.) районах, а также небольшими группами в несколько сотен человек в Кизлярском, Магарамкентском, и Дербентском районах. Большинство рутульцевгорожан проживает в Махачкале и Дербенте.
Агулов всего 16 тыс. человек. Основной ареал их расселения - бассейн рек Чирагчай и Курах в высокогорном Южном Дагестане. Сельских агульцев около 67 процентов и они проживают главным образом в Агульском районе (90 проц. населения района).Агулы горожане живут в поселках Шамхал и Тюбе и в городах Махачкале, Дербенте и Дагестанских Огнях.
Цахуры - самый маленький народ Дагестана, насчитывающий 6.3 тыс. человек. (0.3 проц. населения Дагестана) - живут в верховьях р.Самур. Сельских цахуров 82 проц., которые проживают главным образом в Рутульском районе. Городские цахурцы живут в Махачкале, Южно-Сухокумске и Дербенте.
Религия
Ислам, одна из мировых религий, её последователи - мусульмане. И. возник в Западной Аравии, в Хиджазе, в нач. 7 в. Основателем И. считается житель Мекки Мухаммед (570-632). В возрасте 40 лет (ок. 610) Мухаммед объявил себя посланником единого Бога - Аллаха, продиктовавшего ему свою волю. В этот период каждое из арабских племён имело своих богов, но по мере концентрации власти у нек-рых племён стали выделяться гл. боги. Мухаммед призывал своих соотечественников отказаться от поклонения многочисленным племенным богам, верить только в Аллаха, вести праведную жизнь и готовить себя к грядущему Божьему суду. Основным догматом вероучения Мухаммеда стало признание единым Богом Аллаха и Мухаммеда - "посланником Аллаха" ("ля иляха илля-ллах ва Мухаммедун расулюллах").
Учение И. распространилось среди арабов не сразу, и даже не все из родного племени курейшитов поддержали Мухаммеда. Среди первых его последователей были его жена Хадиджа, его дядя по отцу Абу Талиб и двоюродный брат Али, сын Абу Талиба. Со своими сторонниками Мухаммеду пришлось переселиться из Мекки в Ясриб (позднее - Медина); со времени этого переселения -хиджры, к-рое произошло в 622, начинается летосчисление Ислама На формирование И. оказали влияние как политеистические представления, так и давно существовавшие на терр. Аравии монотеистические религии - иудаизм и христианство. Вероучение И. изложено в священной книге мусульман - Коране. Коран был прочитан Мухаммеду ангелом Джибрилом (Джабраилом) по вечному оригиналу, находящемуся на небе. Коран при жизни Мухаммеда существовал в устной форме, и было немало людей (кари, мн. ч. курра), к-рые могли читать весь Коран или его большую часть наизусть. Первая попытка записать Коран была предпринята в кругу ближайших сподвижников Мухаммеда после его смерти, но как рукописная книга и канонический текст Коран стал доступен лишь при третьем халифе - Османе (644-656).
Коран делится на 114 глав, именуемых сурами, расположенных в порядке убывания их объёма, кроме первой - Фатихи, к-рая включает краткое содержание основных догматов И., читается при совершении практически всех мусульманских обрядов и широко используется для надписей на культовых зданиях. Хотя суры расположены не в хронологическом порядке, их делят на "мекканские" (до хиджры) и "мединские" (после хиджры) соответственно периодам пребывания Мухаммеда в Мекке и Медине. В "мекканских" частях Корана Мухаммед говорит о будущем воскресении из мёртвых и существовании единого Бога, осуждает языческий обряд погребения заживо новорождённых девочек; на первых порах ведущей мыслью Мухаммеда было не единобожие, а близящийся Страшный суд. Суры "мекканских" откровений делятся на три группы. В сурах первой группы содержатся наставления и призывы поразмыслить о спасении; эти откровения соответствуют начальным четырём годам деятельности Мухаммеда и древнейшей считается 96-я сура. Во вторую группу входят суры пятого и шестого года деятельности Мухаммеда, предсказание о Страшном суде как бы отступает на задний план перед провозглашением единобожия. Содержатся и сказания о предшествующих пророках. В третьей группе откровений (шестой год до хиджры) таких сказаний становится больше. Аллах упоминается как Рахман (Милостивый) , но в позднейших сурах это слово исчезает. Суры "мединского" периода содержат множество культовых, юридических и этических предписаний, намёки на нек-рые происходившие события, призывы уважать пророка и его семью, восхваление тех, кто умирает "на пути Божьем", выпады против лицемеров, фарисеев И., и
против христианской Троицы; встречаются также выпады против евреев. Деятельность Авраама (Ибрахима) Мухаммед стал связывать только с арабами и, согласно Корану, он со своим сыном Исмаилом создал не только мекканское святилище, но и чистую первоначальную религию, ту самую, к-рую стремится восстановить Мухаммед и к-рую исказили евреи и христиане. В "мединских" сурах нет какого-либо специального кодекса законов, и мусульмане не ведут судопроизводства по Корану, однако более 500 стихов (суры 2, 4, 5) содержат предписания по религиозным, гражданским и уголовным делам и ясно излагают обязанности образцового мусульманина (напр., 2: 172). Каждый мусульманин должен следовать пяти основным "столпам" - обязанностям религии. Главный догмат И. кратко изложен в 112-й суре Корана: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: Он - Аллах - един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!".
Первая обязанность мусульманина - вера в то, что Аллах - единственное божество, а Мухаммед - его посланник; троекратное произнесение шахады ("ля иляха илля-ллах ва Мухаммедун ра-сулюллах") является главной частью ритуала принятия Ислама.
Вторая обязанность - пятикратная молитва (салят, намаз), к-рую ежедневно нужно совершать в любом ритуально чистом месте, однако в пятницу мусульмане должны совершать коллективную молитву в соборной мечети, которая в то же время является центром религиозного обучения и общественных собраний.
Третья ритуальная обязанность - пост (самум) в месяц рамадан. Согласно традиции первое откровение было ниспослано Мухаммеду в месяц рамадан, поэтому пост в месяц рамадан воспринимается как телесная форма служения Богу. В течение светового дня верующий не должен есть, пить, воскурять благовония, развлекаться и только, когда "белую нитку невозможно отличить от черной", с заходом солнца разрешается пить, есть, однако и ночное время рекомендуется посвящать благочестивым размышлениям, чтению молитв. Особенно приветствуются коллективная молитва, рассказы о деятельности Мухаммеда и его сподвижниках. От соблюдения поста освобождаются больные, немощные старики и маленькие дети, путники, воины, участвующие в боевых действиях (хотя традиционно на время поста заключается перемирие), и др. Невыполненный пост освобождёнными от него может быть соблюдён в другое время или возмещён соответствующим образом.
Четвёртой обязанностью мусульман является закят - обязательный налог на имущество и доходы, к-рый должен расходоваться на нужды общины и её прихожан. Этот принцип распределения как бы утверждает людей в представлении, что все верующие равны, для Аллаха нет бедных и богатых и всё имущество распределяется в равной мере между верующими; кроме того, верующие должны делать добровольные пожертвования - садака.
Пятой обязанностью мусульман является совершение паломничества в Мекку (хаджж), прежде всего в "Священную мечеть" аль-Масджид аль-Харам, где находится гл. святыня И.- Кааба, здание с вмурованным "чёрным камнем" в вост. углу. Существует очень строгий ритуал совершения этого паломничества в месяц зу-ль-хиджжа, к-рый соблюдается на протяжении всего существования И. Желательно, чтобы хаджж совершил каждый мусульманин хотя бы раз в своей жизни (при условии физических и материальных возможностей); в этом случае он получает звание хаджи и уважение соплеменников. Иногда к обязанностям мусульман причисляют джихад - полную отдачу всех сил, включая священную войну, для торжества Ислама - как свидетельство благочестия, гарантирующего доступ в рай. По мере распространения И. среди неарабских народов, стоявших на разных ступенях развития, для решения различных проблем гражданского общества предписаний Корана оказывалось недостаточно. Обратились к "прецедентам", т.е. действиям и поступкам пророка (сунна), древним обычаям Медины, собственному чувству справедливости (рай). Сунна - свод обычаев и правил поведения древней общины, практика и теория мусульманского правоверия - была зафиксирована в хадисах (рассказах о поступках и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников), кодифицирована в 9 в. и вошла наряду с Кораном в священную литературу. Сунна фактически приобрела большее значение, чем Коран - памятник начального И. Мусульманскими правоведами было объявлено, что сунна может обойтись без Корана, но Коран не может обойтись без сунны. Правоверные мусульмане получили название ахль ас-сунна - "люди сунны", "сунниты". Дальнейшее развитие мусульманского общества потребовало развития правоведения - фикха. Его основными корнями у суннитов наряду с Кораном и сунной были признаны иджма (согласное мнение авторитетных учёных) и кыяс (суждение по аналогии). Правоведы-факихи составили своды или кодексы мусульманского права - шариат. Обычное право - адат, к-рое регулировало различные отношения у завоёванных арабами народов и племен, в какой-то мере было согласовано с шариатом и даже приравнено к нему. Во 2-й пол. 8-9 вв. выработка норм мусульманского права была завершена. При этом сунниты разделились на последователей четырёх правоверных мазхабов (религиозно-правовых школ) - ханафитов, маликитов, шафиитов, ханбалитов. Основателями этих до настоящего времени существующих школ были Абу Ханифа (ок. 699-767), Малик ибн Анас (708/715-795), аш Шафии (767-820) и Ибн Ханбаль (780-855). Они были признаны непререкаемыми авторитетами, применявшими иджтихад - самостоятельное, не зависимое от других толкование религиозного права. После них "двери иджтихада" были закрыты и применение мусульманского права к новым общественным и политическим явлениям стало производиться при помощи фетв (официального суждения высшего религиозного авторитета). Уже в первое столетие существования И. в нем произошёл раскол: выделились, кроме суннитов, шииты - сторонники Али, мужа дочери