Файл: Классификация чс техногенного характера и их характеристика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 1: ПОНЯТИЯ ОБ АВАРИИ И КАТАСТРОФЕ.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЧС ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.



АВАРИЯ – это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения. Производственная авария – это внезапная остановка работы или нарушение установленного процесса производства на промышленных предприятиях, транспорте и др. ОЭ, которые приводят к повреждению или уничтожению материальных ценностей, поражению или гибели людей.

КАТАСТРОФА – это крупная авария с большими человеческими жертвами, т.е. событие с весьма трагическими последствиями.

Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв. Как правило, следствием крупных аварий и катастроф являются пожары и взрывы, в результате которых разрушаются производственные и жилые здания, повреждаются техника и оборудование. В ряде случаев они вызывают загазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов, а также агрессивных жидкостей и АХОВ. Причинами производственных аварий и катастроф могут быть стихийные бедствия, дефекты, допущенные при проектировании или строительстве сооружений и монтаже технических систем, нарушения технологии производства, правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов. Наиболее распространенными причинами аварий и катастроф на ОЭ являются нарушения технологического процесса производства и правил ТБ.
Классификация ЧС техногенного характера.
Транспортные аварии (катастрофы):

- аварии товарных поездов, пассажирских поездов;

- аварии речных и морских грузовых судов;

- аварии (катастрофы) речных и морских пассажирских судов;

- авиакатастрофы в аэропортах, населенных пунктах;

- авиакатастрофы вне аэропортов, населенных пунктов;

- аварии (катастрофы) на автодорогах (крупные автокатастрофы);

- аварии транспорта на мостах, ж/д переездах и тоннелях;

- аварии на магистральных трубопроводах.
Пожары, взрывы, угрозы взрывов.

- пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промобъектов;


- пожары (В) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и ВВ;

- пожары (В) на транспорте;

- пожары (В) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах;

- пожары (В) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового, культурного назначения;

- пожары (В) на химически опасных объектах;

- пожары (В) на радиационно опасных объектах;

- обнаружение неразорвавшихся б/пр;

- утрата ВВ (боеприпасов).
Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически

опасных веществ (АХОВ).
- аварии с выбросом (угрозой выброса) АХОВ при их производстве, переработке или хранении;

- аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) АХОВ;

- образование и распространение АХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии;

- аварии с химическими боеприпасами.
Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ).

- аварии на АС, АЭУ производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) РВ;

- аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ на предприятиях ядерно-топливного цикла;

- аварии транспортных средств и космических аппаратов с ЯУ или грузом РВ на борту;

- аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) РВ;

- аварии с ядерными б/пр в местах их хранения или установки;

- утрата радиоактивных источников.
Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически

опасных веществ (БОВ).

- аварии с выбросом (угрозой выброса) БОВ на предприятиях и в НИУ (лабораториях);

- аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) БОВ;

- утрата БОВ.
Внезапное обрушение зданий, сооружений.

- обрушение элементов транспортных коммуникаций;

- обрушение производственных зданий и сооружений;

- обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения.
Аварии на электроэнергетических системах.

- аварии на автономных ЭС с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей;

- аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий;



- выход из строя транспортных электроконтактных сетей.
Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения.

- аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;

- аварии на тепловых сетях (системах горячего водоснабжения) в холодное время года;

- аварии в системах снабжения населения питьевой водой;

- аварии на коммунальных газопроводах.
Аварии на очистных сооружениях (ОС).

- аварии на ОС сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;

- аварии на ОС промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.
Гидродинамические аварии.

- прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений;

- прорывы плотин с образованием прорывного паводка;

- прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений;

- прорывы плотин с образованием прорывного паводка;

- прорывы плотин и т.д., повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях.
Аварии, чаще всего, проходят в своем развитии 5 характерных фаз:

- первая – накопление отклонений от нормального процесса;

- вторая – инициирование аварии;

- третья – развитие аварии, во время которой оказывается воздействие на людей, природную среду и ОЭ;

- четвертая – проведение АСДНР, локализация аварии;

- пятая – восстановление жизнедеятельности после ликвидации последствий аварии.
Считается, что человеческими ошибками обусловлены 45% экстремальных ситуаций на АЭС, 60% - при авиакатастрофах и 80% - при катастрофах на море.

Наиболее вероятными являются аварии на больших технологических системах, что обусловлено увеличением их числа, сложности, ростом мощности агрегатов и территориальной концентрации аварийно-опасных объектов.

Каждая вторая авария происходила на сетях и объектах теплоснабжения. каждая пятая авария случалась на сетях водоснабжения и канализации. С 1994 г. обострилась обстановка по умышленному созданию ЧС (технологический терроризм) на объектах повышенной опасности и жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров.

Ежегодно в России по данным РАН в различного вида авариях и катастрофах гибнет более 50 тыс. и получают травмы более 250 тыс. человек.


Причинами роста числа техногенных аварий, в первую очередь, являются, изношенность значительной части основных фондов и падение технологической и производственной дисциплины.

Анализ действительных причин аварийных ситуаций на промобъектах свидетельствует о том, что вероятность их возникновения зависит от:

- устойчивости функционирования, ремонтопригодности и долговечности технических систем и оборудования объектов;

- зависимости процесса в технологической цепи системы от влияния возможных стихийных явлений, некомпетентности персонала;

- совпадения различных стадий технологического процесса и рассматриваемой и смежных системах;;

- множества случайных сочетаний различных внешних факторов.
Характер последствий производственных аварий и катастроф зависит от вида аварии (катастрофы), ее масштабов и особенностей предприятия, на котором возникла авария. как правило, следствием крупных аварий и катастроф являются пожары и взрывы, в результате которых разрушаются здания, повреждается техника и оборудование. В ряде случаев они вызывают загазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов. а также агрессивных жидкостей и АХОВ. Особую опасность представляют взрывы на предприятиях нефтяной, газовой и химической промышленности.

Возникающие при авариях и катастрофах пожары могут вызвать взрывы, которые в свою очередь могут быть вторичной причиной пожара. Знание причин возможных производственных аварий на том или ином предприятии и всесторонняя оценка опасности, которую может представлять предприятие в случае аварии для рабочих и служащих и проживающего вблизи населения, позволяют:

- правильно определить мероприятия по предупреждению аварий;

- предусмотреть необходимые меры по защите людей и снижению ущерба в случае возникновения аварии.

Большое значение имеют своевременность и полнота проведенных оргмероприятий по предупреждению аварий и катастроф. К таким мероприятиям относятся:


- организация устойчивости системы управления в любых возможных условиях обстановки;

- на каждом объекте должен быть разработан план ликвидации возможных аварий, организована подготовка рабочих и служащих к работе в аварийных условиях, предусмотрен резерв сил и средств для ликвидации последствий аварии.

Разработка этих мероприятий позволяет заблаговременно подготовить необходимые силы и средства, обеспечивающие успешную ликвидацию аварий в кратчайшие сроки.