ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел | | |||||
ФИО педагога | Хаджиметва Д.И | |||||
Дата | 08.10.02.2022г | |||||
Класс 6 Г,Е | Количество присутствующих: | отсутствующих: | ||||
Тема урока | Могулистан (серединаXIV –началоXVI вв | |||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 6.3.1.6 Знать государства сформировавшие в середина XIV –началоXVI вв на территории Казахстана и используя карту понимать политические процессы | |||||
Цель урока | Ознакомить с историей создания Могулистана, с внешней и внутренней политикой государства | |||||
Критерии успеха | Умеет работать с картой Умеет работать с источниками Определяет причины распада средневековых государств | |||||
Ход урока | ||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оценивание | Ресурсы | ||
| Приветствие.Повторение новой темы класс встает в два ряда: «Я кыпшак....», «Я монгол...» Выход на новую тему с помощью видеоролика Новая тема. Постановка целей урока и критериев успеха. 1.Какие государства образовались в результате распада Золотой Орды? Назвать и показать по карте. (Ак Орда, Могулистан, Ногайская Орда, х-во Абулхаира) 2. Вспомните, когда начала создаваться Ак Орда? (14веке) 3. Какие владения сыновей Жошы вошли в состав Белой Орды? Показать их на карте (Восточном Дешт-и- Кыпчаке . старший сын Чингисхана Жошы. Этот улус делился на Правое и левое военные крылья. Из левого военного крыла улуса Жоши сформировалось государство –Белая Орда, которое процветало почти 240лет. Территория Белой Орды состояла из земельных владений двух сыновей хана Жошы –Орда Ежена и Шайбана) 4. На сколько этапов делилась история политического положения Белой Орды? (3 этапа: 1. Период борьбы правителей Белой Орды за отделение от Золотой Орды с целью обрести самостоятельность; 2. Открытое вмешательство Золотой Орды во внутренние дела Белой Орды; 3. Борьба Урус хана и его потомков против эмира Тимура) 5. Назовите ханов Ак Орды? (Ерзен, Мубарак, Урус, Токтакия, Тимур-Малик, Барак | Настраиваются на положительный настрой урока. Собирают пазлы | | Интерактивная доска,видеоролик Картинки-пазлы | ||
.Актуализация опорных знаний учащихся. (4 мин) | К середине XIV века улус Чагатая распался. В его восточной части, включавшей Юго-Восточный Казахстан и Кыргызстан, было создано государство Могулистан. А в западной части, в Мавераннахре было создано государство эмира Тимура. Историк Мухаммед Хайдар Дулати писал, что территория Могулистана простиралась на 7-8 месяцев пути. Этнический состав государства составляли дулаты, канлы, уйсуны, аргыны, жалаиры, барласы и другие тюркские племена, а также тюркизированные монгольские племена – арлат, чорас, калучи. Основатель государства - эмир Пуладчи из племени дулат. Вожди племени дулат в улусе Чагатая играли ведущую роль еще с середины XIV века. Не имея права на престол, он в 1348 году возвел на трон 18-летнего чагатаида Тоглук-Тимура. Фактически власть оставалась в руках эмира Пуладчи. Его основной целью было отделение Могулистана от Мавераннахра и создание независимого ханства. Правителями - ханами в Могулистане были представители династии чагатаидов. Тоглук-Тимур хан стал основателем династии, находившейся у власти до начала XVI века. Столицей государства он сделал город Алмалык. Власть осуществлялась по улусной системе. Наследственный титул верховного улусного бека (улусбеги) был закреплен за главой племени дулат. Ислам стал государственной религией при Тоглук-Тимуре. Как писал Мухаммед Хайдар, только за один день было принудительно обращено в ислам 160 тысяч человек. В своей внешней политике Тоглук-Тимур пытался восстановить свою власть на всех землях бывшего Чагатайского улуса. В 1360-1361 годах он дважды совершил походы в Мавераннахр. На ханский трон Мавераннахра он возвел сына Ильяса-Ходжу. После смерти Тоглук-Тимура, эмир Тимур поднялся на борьбу за власть. В сражение1365 года под Ташкентом (известно в истории как Батпактинская «Грязевая битва») победу одержал хан Ильяс-Ходжа. Но осада Самарканда закончилась неудачей и восстановить власть на всей территории Чагатайского улуса не удалось. Эмир племени дулат Камар ад-дин, возведя на ханский трон Хизр-Ходжу, старался усилить господствующее положение знати племени дулат. Когда Могульское ханство было ослаблено междоусобицами, захвативший в 1370 году власть в Мавераннахре эмирТимур начал завоевательную войну против Могулистана. В 1380-1390 годах эмир Тимур несколько раз совершал опустошительные набеги. В результате могульское ханство распалось на независимые владения. Хан Хизр-Ходжа признал вассальную зависимость от Тимура. Лишь после смерти Тимура в период правленияМухаммед хана Могулистан вновь обрел независимость. В 1425 году потомок Тимура Улугбек совершил поход на Могулистан и подверг разграблению. Есен-Буга занял ханский трон (1433-1462 гг.) в борьбе с братом Жунусом. Распад ханства начался в период правления внука Жунус хана Абд ар-Рашида. Территория Жетысу отошла от Могулистана к Казахскому ханству. Работа в парах:
Представить выполненное задание. Взаимооценивание. | Устно отвечают на вопросы, с объяснением. Находит ошибки в примерах Отгадав ребус формулирует цели и тему урока. Излагает свои мысли. Каждая группа читает свой параграф, выбирает и предоставляет ключевую информацию из изученного материала на флипчарте. После чего каждая группа учащихся, проходят от стола к столу, и внимательно слушает новую информацию. Затем ученики возвращаются в группы и посовещавшись оценивают работу других групп. | Стратегия «Верно - не верно» | Интерактивная доска | ||
Словесная оценка учителя. Взаимооценивание Стратегия «Стикер» | ИКТ,Ребусы Учебник, маркеры, флипчарт, стикеры | |||||
Подведение итогов урока (5 мин) | Ролевая игра «узнай правителя». Каждая группа описывает правителя выбранного госудаства. Ученики задают вопросы и называют правильный ответ.
Домашнее задание: пр 24 стр 117 – 121 перессказ Рефлексия «Две звезды, одно пожелание». Вывод урока | Ученики показывают умение обосновывать свое понимание Записывают д.з. в дневники | Самооценивание | Рефлексивный лист, стикеры |