Файл: Система управления рисками (сур) основа организации таможенного контроля.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 848

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ»
Институт государственной службы и управления
Кафедра таможенного дела
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине
«ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА» на тему: «Система управления рисками (СУР) – основа организации таможенного контроля.»
Вариант 11
Выполнила: студентка 2 курса, группы УП-8а11
Направление подготовки
38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
Профиль «Государственное управление таможенными процессами»
Студентка А. В. Марченко
Руководитель В. П. Студеникина
Луганск, 2023 г.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ»
Институт
управления и государственной службы
Кафедра Таможенного дела
Направление подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное
управление»
Профиль «Государственное управление таможенными процессами»
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу
1. Фамилию, имя отчество студента Марченко Александра Владимировна
2. Группа УП-8а11, вариант №11 3. Тема работы «Система управления рисками (СУР)
– основа организации таможенного контроля.»
4. Срок сдачи студентом законченной работы «26» мая 2023 г.
5. Начальные данные к работе теоретический материал: лекции по дисциплине, практические задания, методические указания к выполнению курсовой работы, учебные и научно-методические издания по теме курсовой работы.
6. Содержание расчетно-пояснительной записки (основные вопросы.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ.
Глава 2. АНАЛИЗ МЕТОДИКИ СУР В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ

5. Календарный план выполнения работы
Студентка
А. В. Марченко
Руководитель работы
В.П. Студеникина
Дата выдачи задания «01» марта 2023 г.
Название этапа
Срок выполнения
Примечания
1. Обзор литературных источников по теме курсовой работы
25.02.2023 г.
2. Подготовка первой главы курсовой работы
11.03.2023 г.
3. Написание второй главы курсовой работы
22.04.2023 г.
4.Написание заключения оформление списка использованных источников и других элементов курсовой работы
13.05.2023 г.
5.Проверка в системе Антиплагиат. вуз и оформление работы согласно требований
21.05.2023 г.
6.Предоставление работы на предварительное оценивание
23.05.2023 г.
7.Исправление замечаний к работе после предварительного оценивания.
25.05.2023 г.
8.Представление работы на кафедру для защиты
27.05.2023 г.
9.Защита курсовой работы
06.06.2023 г.


5
ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................... 6
РАЗДЕЛ 1. ............................................................................................................ 8
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
РИСКАМИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ. ............... 8
1.1. Понятие и сущность управления рисками ....................................... 8
1.2. Особенности управления рисками в таможенной деятельности 13
1.3. Применение системы управления рисками в таможенных
органах Российской Федерации .............................................................. 17
Вывод к разделу 1 ...................................................................................... 21
РАЗДЕЛ 2. .......................................................................................................... 23
АНАЛИЗ МЕТОДИКИ СУР В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ .. 23
2.1. Разработка целевой методики выявления рисков и профилей
рисков .......................................................................................................... 23
2.2. Основные проблемы методики СУР в системе таможенного
контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ .. 31
2.3. Минимизация рисков в методике СУР ........................................... 35
Вывод к разделу 2 .............................................................................................. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .................................................................................. 48

6
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что специфика экономических преобразований в России отводит ключевое положение в системе государственного регулирования таможенным органам; не последнюю роль в этом играет тот факт, что доля таможенных платежей в доходной части бюджета страны колеблется в разные годы от 30 до 45%.
В силу этого контроль за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу превращается в одну из наиболее значимых задач таможенных органов.
Такое противоречие делает невозможным существовавшую ранее систему таможенного контроля, основывавшуюся на тотальном таможенном досмотре приходящих грузов.
Следует также учитывать, что управление рисками не является изолированной, обособленной от большинства других функций управления.
Поскольку риски присутствуют на всех фазах и этапах таможенной деятельности, функция управления рисками не только не исчезает до реализации и контроля решений, но и, что важно отметить, она становится системообразующей функцией таможенного дела.
Cистема управления рисками, основанная на принципе выборочности остается одним из ключевых элементов эффективного таможенного контроля и всецело направлена на создание благоприятных условий для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Благодаря применению системы управления рисками сократилось время таможенного оформления товаров и транспортных средств. Благодаря выборочной системе контроля товары и транспортные средства оформляются в максимально сжатые сроки – 99,8% всех грузовых таможенных деклараций оформляется в один день. Система управления рисками – это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Данный метод позволяет


7 оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля.
Объектом курсовой работы выступили таможенные органы РФ.
Предметом – реализация принципа выборочности таможенного контроля товаров и транспортных средств на основе СУР.
Цель курсовой работы – выяснить особенности реализации принципа выборочности таможенного контроля товаров и транспортных средств на основе СУР.
Задачи:
— Определить понятие и сущность управления рисками.
— Выяснить особенности управления рисками при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств.
— Изучить применение системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации
Методы исследования курсовой работы является применение таможенными органами СУР для выбора мер по минимизации рисков при проведении таможенного контроля.
В курсовой работе рассматриваются теоретические аспекты исследования применения таможенными органами сур для выбора мер по минимизации при проведении таможенного контроля. Проведен анализ применения таможенными органами сур для выбора мер по минимизации при проведении таможенного контроля. Рассмотрены основные проблемы и перспективы использования системы управления рисками при таможенном контроле, а также предложены методы и направления дальнейшего совершенствования применения таможенными органами СУР для выбора мер по минимизации при проведении таможенного контроля.

8
РАЗДЕЛ 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО
КОНТРОЛЯ.
1.1. Понятие и сущность управления рисками
Большинство управленческих решений, связанных с финансово- хозяйственной деятельностью предприятия, принимается в условиях риска, что обусловлено рядом факторов: отсутствием полной информации, наличием противоборствующих тенденций, элементами случайности и многими другими. В связи с этим проблема управления и анализа риска приобретает важное значение как составная часть теории и практики управления.
Управление риском представляет собой определенную сумму знаний и набор процедур и технологий по ограничению (минимизации) рисков в разных сферах деятельности: экономической, научно-технической, военной, в том числе и в таможенной деятельности [10].
В явлении "риск" можно выделить следующие элементы, взаимосвязь которых и составляет его сущность: возможность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива;
— вероятность достижения желаемого результата;
— отсутствие уверенности в достижении поставленной цели;
— возможность материальных, нравственных и других потерь, связанных с осуществлением выбранной в условиях неопределенности альтернативы.
Под риском понимается деятельность, связанная с преодолением определенной неопределенности в ситуации неизбежного выбора, когда имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата. Практика анализа рисков в


9 таможенном деле показывает, что это непрерывный процесс сбора, обобщения, аналитического изучения информации, направленный на прогнозирование, выявление, предупреждение и пресечение таможенных правонарушений и обеспечивающий принятие эффективных управленческих решений [16].
Согласно ст. 127 гл. 18 Таможенного Кодекса РФ, в таможенных органах при изучении проблемы анализа и управления рисками используются следующие основные понятия:
— анализ рисков – систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для выявления рисков, причин и условий их возникновения;
— индикаторы риска – критерии, отклонение от которых либо их наличие требует применения в отношении товаров, перемещаемых
(перемещенных) через таможенную границу, соответствующих операций таможенного контроля;
— область риска – объекты риска либо их совокупность, имеющие значение для таможенных целей, которые могут иметь между собой определенную связь, дающие основание предполагать, что может быть нарушено таможенное законодательство при перемещении товаров через таможенную границу либо их помещении под таможенный режим или процедуру;
— объекты риска – товары риска (товары прикрытия) либо транспортные (перевозочные), коммерческие и таможенные документы или деятельность лиц, в фактическом владении которых находятся товары риска;
— профиль риска – совокупность индикаторов риска, а также предписание на проведение операций таможенного контроля должностными лицами таможенных органов, направленных на предотвращение или минимизацию рисков;
— стратегия управления рисками – плановая деятельность таможенных органов, направленная на пресечение нарушения таможенного

10 законодательства, повышение эффективности таможенного контроля и сокращение времени его проведения;
— тактика управления рисками – совокупность действий, предпринимаемых должностными лицами таможенных органов по выявлению рисков и принятию соответствующих мер, направленных на пресечение нарушения таможенного законодательства;
— товары риска – товары, в том числе транспортные средства, перемещаемые (перемещенные) через таможенную границу, в отношении которых существуют риски;
— товары прикрытия – товары, под видом которых через таможенную границу перемещаются иные товары;
— управление риском – систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, предусматривающая непрерывный сбор и анализ имеющейся у таможенных органов информации [4].
При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства.
На законодательном уровне риски разделяются на два вида, которые по типам делятся на выявленные и потенциальные, а также на внутренние и внешние.
Выявленный риск является фактом, т.е. известным риском, когда нарушение законодательства уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте.
Потенциальный риск – это риск, который не проявил себя, но условия для его возникновения существуют.
Внутренние риски – риски, связанные с проведением таможенных операций должностными лицами таможенных органов.
Внешние риски
– риски, связанные с проведением внешнеэкономических операций юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами.


11
Система управления рисками (СУР) применяется в целях эффективного использования ресурсов на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов и заключается в определении товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, в отношении которых проводятся операции таможенного контроля, а также форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам, документам и лицам, и степени проведения таможенного контроля
[3].
СУР основывается на следующих базовых принципах построения, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы:
— принцип целевой направленности;
— принцип целостности;
— принцип информационного единства;
— принцип законности;
— принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков [12].
Основываясь на указанных принципах, СУР обеспечивает организацию эффективного таможенного контроля, осуществляемого на основе выборочности. Это позволяет таможенным органам:
— сосредоточить внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов;
— увеличить возможности по выявлению и прогнозированию нарушений таможенного законодательства;
— оказать благоприятные условия лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и соблюдающим таможенное законодательство;
— ускорить перемещение товаров и транспортных средств.

12
Объектами анализа риска в соответствии со статьей 129 Таможенного кодекса Таможенного союза являются:
1) товары, находящиеся под таможенным контролем либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
2) транспортные средства международной перевозки;
3) сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах
(контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;
4) сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;
5) деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;
6) результаты применения форм таможенного контроля [14].
Гибкая система управления рисками является основой современных методов таможенного контроля, которые позволяют эффективно контролировать процессы таможенного оформления на тех участках, где существует наибольший риск их проявления.
Основными задачами системы управления рисками являются:
— создание единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование СУР;
— разработка методик (программ) по выявлению рисков;
— определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков;
— выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;
— оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках;
— определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению;