Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для успешного взаимодействия при заслонах необходимо соблюдать следующие правила: а) заслон ставится скрыто; не касаясь защитника на расстоянии в 10-20 см; б) желательно, чтобы защитник натолкнулся на заслон, тогда у нападающего будет меньше вероятности в нарушении правил и нападающему легче уйти от опеки.
7.1.3. Командные действия в нападении
Командные действия подразделяются на два вида ведения игры: это стремительное нападение и позиционное нападение.
Стремительное нападение содержит элемент неожиданности для противника. При нем игроки, начинающие атаку, стремятся создать возможность для быстродвигающихся нападающих действовать против неорганизованной защиты противника. Одним из первых отечественных специалистов, обративших внимание на эффективность стремительного нападения, был В. С. Косинцев. В команде «СКИФ» того времени широко применялись варианты стремительного нападения.
Стремительное нападение осуществляют с отрывом и прорывом. При отрыве осуществляется уход одного или нескольких свободных игроков к воротам противника. При этом один из партнеров длинной сопровождающей передачей создает условия для взятия ворот одному из нападающих, готовых к быстрым атакующим действиям. Здесь возможно и применение индивидуальных действий нападающим, завершающим атаку. Оно содержит перехват, ведение и поражение ворот соперников. Яркими действиями в таких условиях игры отличается нападающий команды «Чеховские медведи» Дмитрий Ковалев. Выполняя защитные действия, он всегда готов мгновенно перейти в контратаку, оторваться от противника и выполнить бросок в условиях отсутствия противодействия или при слабо подготовленном противодействии соперников.
При использовании варианта атаки прорывом, несколько опекаемых нападающих перемещаются к воротам противника, а вторым эшелоном движутся партнеры с мячом, свободные от опеки. Важно при этом не дать противнику организовать стройную защиту. При этом даже при численном большинстве в составе защитников, атакующим не следует отказываться от стремительного нападения. Для осуществления стремительного нападения игрокам атаки необходимо уметь быстро ориентироваться, правильно определять момент начала ухода, чтобы опередить противника, не дать ему возможности построить прочную оборону. Для успеха построения атак прорывом необходимо владение «скоростной» техникой игры (И. Н. Преображенский, В. В. Козин), умение применять системы защиты с выдвинутыми вперед игроками; нацеливать быстрых игроков команды и вратаря к организации стремительного нападения. Если контратака не принесла успеха и противник сумел организовать оборону своих ворот, нападающие занимают определенные места на площадке и немедленно организовывают противодействие защите.
Позиционное нападение (рис. 27) - это вид командных нападающих действий против организованной защиты. Такое нападение предполагает определенную запланированную расстановку игроков
При системе нападения 3x3 крайние игроки могут занимать позиции как вблизи вратарской зоны, так и за 9-метровой линией. Три игрока первой линии нападения - это крайние и линейный игроки, действуют в зоне ближних бросков. Они активно переходят с одной стороны на другую, меняясь местами. Три других нападающих составляют вторую линию нападения - это правый полусредний, левый полусредний, центральный разыгрывающий. Они взаимодействуют, придерживаясь своих позиций. Выполнение активных перемещений первой линии и быстрых передач, взаимодействия всей шестерки игроков приводят к дезорганизации защиты противника. Игроки первой линии, используя постановку заслонов, создают благоприятные условия игрокам второй линии атаки для бросков по воротам с дальней дистанции или для выполнения прохода к вратарской зоне.
Система нападения 4x2. При использовании этой системы два игрока нападения находятся у 6-метровой линии, а два других игрока в центральной зоне за линией свободных бросков. Крайние нападающие располагаются как близко от зоны вратаря, так и за 9-метровой линией. Взаимодействуя в образованных своеобразных треугольниках, эти игроки «разрывают» систему защиты противника и атакуют в образовавшемся коридоре в центральной зоне.
Применение заслонов здесь создает возможности для активного взаимодействия обеих линий нападения и создает условия для игроков, находящихся на выгодных позициях для реализации атак.
Для достижения успеха в гандболе, команда должна использовать различные тактики, которые позволят ей наилучшим образом использовать свои сильные стороны и противостоять сильной команде. Вот некоторые из них:
1. Создание численного преимущества. Оно заключается в нарушении численного равновесия между нападением и защитой. Достичь численного преимущества в нападении можно различными способами: 1) переносом очага борьбы с одной стороны площадки на другую за счет дальней передачи мяча; 2) быстротой смены позиций игроками, особенно крайними; 3) чередованием темпа передвижения игроков по площадке; 4) применением заслонов, финтов.
2. Разнообразие действий. Это правило исключает шаблонное применение тактических действий. Любые действия нападающих должны быть неожиданными для защитников. Добиться этого можно: 1) применением различных систем нападения в ходе игры; 2) чередованием комбинаций с разнообразными вариантами завершения атаки; 3) заменой игроков одного амплуа, но с различным стилем игры; 4) импровизацией действий.
3. Соблюдение игровой дисциплины. На каждую встречу с командой противника разрабатывается тактический план действий. Перед игрой тренер доводит этот план до всех членов команды, сообщая сильные и слабые стороны противника и намечая конкретные пути борьбы. С самого начала поединка гандболисты должны осуществлять этот план, внося незначительные коррективы в отдельные ситуации. Для осуществления этого в игре необходимо:
1) всем членам команды усвоить основные правила тактики;
2) добросовестно выполнять функции своего амплуа в команде;
3) соблюдать оптимальное соотношение регламентированных и импровизированных действий;
4) определить целесообразность замены действий, по указанию тренера и капитана команды, проявлением собственной инициативы.
4. Взаимопомощь. Гандбол – командная игра, и успех зависит от усилий всех игроков команды. Поэтому действия каждого должны быть подчинены выполнению общекомандной задачи. Причем все без исключения члены коллектива обязаны добросовестно выполнять свои функции в команде, при необходимости брать на себя обязанности партнеров. Для осуществления этого принципа гандболист должен рационально применять приемы игры. Нужно помнить, что:
1) ответственным за передачу мяча является передающий игрок, который должен рассчитывать скорость передвижения и место нахождения партнера;
2) если игрок с мячом, не рассчитав своих возможностей, попал в трудное положение и ему некому отдать мяч, партнер обязан сделать уход от своего опекуна и найти возможность принять мяч;
3) если игрок с мячом допустил ошибку и потерял мяч, все его партнеры немедленно переходят к защитным действиям.
Кроме того, в спорте, особенно в гандболе, настоящий успех зависит не только от индивидуальных навыков игроков, но и от того, насколько хорошо команда работает вместе. Для этого важно, чтобы каждый член команды понимал свою роль в рамках выбранной тактики и умел сотрудничать с остальными игроками на поле. Каждый игрок должен быть готов выполнить свои задачи и знать, как помочь другим игрокам в достижении общей цели - победы.
В заключение, классификация тактики в гандболе имеет большое значение для команды. Использование различных тактик помогает выявить сильные стороны команды и противостоять более сильным соперникам. Важно, чтобы каждая команда имела несколько тактик в своем арсенале и умела изменять их в зависимости от обстановки на поле. Это может повысить шансы команды на победу в игре и сделать ее более успешной в долгосрочной перспективе.
3. Организация проведения физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня.
Учебное заведение не только дает студентам возможность получать знания в профессиональном направлении, но и погружает их в практическую деятельность физической культуры и спорта, знакомит более углубленно со средствами и методами физического совершенствования, помогает формировать двигательные умения и навыки в процессе жизнедеятельности. Это способствует становлению культуры личности студента, его ценностно-ориентированных качеств в формировании здорового образа жизни. В период обучения, учитывая умственные и психологические нагрузки, воздействующие на молодой организм обучающегося, важна роль регулярной физической активности.
В статье 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о пропаганде и обучении навыкам здорового образа жизни, организации и создания условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся в различных образовательных учреждениях [1]. К регламентирующим документам в образовательных учреждениях высшего и профессионального образования относят учебные программы, планы и профессиональные стандарты. На основании анализа мы видим, что дисциплина представлена элективным или теоретическим курсом по физической культуре и спорту. Студенты изучают материал, который в большей степени соотнесен с профессиональной ориентацией и направлением, в котором заложены формы и методы обучения и освоения навыков физических упражнений.
Многие ученые занимались исследованиями понятия «физкультурно-оздоровительная деятельность студентов» (ФОД), но для современного представления хотелось бы выделить научные труды Л.И. Лубышевой, которые нашли отражение в монографии «Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике». Использование социокультурного потенциала спортивной молодежной среды и его влияния на индивида позволило увидеть новые пути модернизации физкультурно-спортивной практики в современной системе образования [2, с. 10].
Понятие «студенческий спорт», с одной стороны, это массовый спорт молодежи, а с другой – спорт высших достижений [3]. Мы понимаем, что молодежная среда включает в себя достаточно широкий возрастной круг, в котором студенчество представлено в основном двумя возрастными группами: 15–18 лет – это учреждения профессионального образования и 18–22 года – это учреждения высшего образования.
Физкультурно-спортивная работа в учебных заведениях выстраивается по следующим направлениям [4]:
- учебные занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт»;
- элективные дисциплины;
- внеурочные занятия (спортивные секции по видам спорта);
- участие в соревнованиях разного уровня.
Недостаточное внимание организации ФОД в вузах обусловлено тем, что особенности учебного заведения и учебных программ уже настраивают обучающихся на специфику будущей трудовой деятельности, уделяя внимание профессиональной ориентации, при этом вопросы о важности ведения ЗОЖ, профилактики профессиональных заболеваний средствами физической культуры и т.д. зачастую остаются практически в стороне от внимания обучающихся. Разработка программы развития также требует углубленного изучения молодежных тенденций в различных спортивных направлениях. Формирование условий для занятий физической культурой и спортом в учебных заведениях должно основываться на понимании молодежью важности ведения здорового образа жизни, профилактики профессиональных заболеваний путем регулярных физических упражнений.
Имеющийся курс дисциплин по физической культуре и спорту не всегда разработан с учетом условий будущей профессии, ее особенностей, условий деятельности и возможных рисков для здоровья.
Сегодня перед образовательными организациями высшего и профессионального образования встает вопрос о вовлечении студентов в регулярные занятия физической культурой и спортом, формировании студенческого спортивного кластера на территориях учебных заведений. Учитывая современные тенденции молодежной среды и ресурсного обеспечения учебных заведений, необходимо совершенствование механизма управления физкультурно-оздоровительной деятельностью студентов. Однако этот механизм должен сохранять баланс между поддержкой и мотивацией студентов к занятиям физической культурой и спортом и синхронностью воспитания социальных функций молодежной среды.
Условия для мотивации к дополнительным и в то же время самостоятельным систематическим занятиям физическими упражнениями должны пересекаться с условиями учреждений образования, учитывать специфику ресурсного обеспечения, в этом случае мы можем предполагать проведение дополнительной оценки эффективности управленческих воздействий. Тогда возможно соблюдение принципа свободы выбора и возможности физкультурно-оздоровительной работы среди обучающихся. Механизм управленческих воздействий на развитие физкультурно-оздоровительной деятельности среди студентов в каждом образовательном учреждении индивидуален. Однако, если сфокусироваться на изучении потребности молодежной среды, возможно увидеть динамику приоритетов определенных возрастных групп и заложить ее в основу программы развития учебного заведения, тем самым усилить ее для реализации принципа свободы выбора.