ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДИСЦИПЛИНА «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
-
Выполните письменно задания №1-9.
Задание 1.Выделитеэлементыкоммуникативногопроцесса.Генеральныйдиректорторговойфирмырешилобсудитьсменеджерамимагазиноввопрососостояниииулучшениикачестваторговогообслуживаниянаселениянасовещании.
Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Знаковые системы, которые используются в коммуникативном процессе лежат в основе двух традиционно выделяемых видов коммуникации:
-
Вербальной (с речью в качестве знаковой системы); -
Невербальной (с использованием различных неречевых знаковых систем).
Речь является самым универсальным средством коммуникации. Она представляет собой исторически сложившуюся форму общения человека с другими людьми посредством языка. Коммуникатор в процессе говорения
кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Степень и точность понимания слушающим смысла высказывания будет очевидна коммуникатору только тогда, когда реципиент заговорит, превратится т.о. в коммуникатора и даст знать как он понял принятую информацию.
Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности. В психологии выделяют пять форм невербальной коммуникации:
| Кинесику; | |
| Паралингвистику и экстралингвистику; | |
| Проксемику (пространственно-временную | организацию |
коммуникативного процесса);
-
Визуальное общение; -
Такесика.
Каждая из указанных форм общения использует свою знаковую систему.
Кинесика – это система средств общения, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом кинетическая система предстает как отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики, различных частей тела (рук- тогда мы имеем жестикуляцию; лица - тогда мы имеем мимику; позы - тогда мы имеем пантомимику). Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, благодаря чему общение приобретает нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении, например, одних и тех же жестов в различных национальных культурах. Например, кивок головы у русских и болгар имеет прямо противоположное значение: согласие у русских, отрицание у болгар.
Ответ:
-
Генеральный директор (Источник сообщения) → 2. Идея «Необходимо проверить и улучшить качество торгового обслуживания населения» (Сообщение) → 3. (Канал) межличностный, с использованием вербальных и невербальных средств общения → 4. Коллектив менеджеров или группа людей (Получатель) → 5. Обратная связь (от менеджеров к генеральному директору)
Генеральный директор
(источник сообщения)
↓
Идея «Необходимо проверить и улучшить качество торгового обслуживания населения (Сообщение)
Обратная связь
↓
(Канал) межличностный, с использованием вербальных и невербальных средств общения
↓
Коллектив менеджеров или группа людей (Получатель)
Задание 2. Ответьте на следующие вопросы:
-
Насколько эффективным средством общения являютсяжесты?
Ответ: Жесты- это один из эффективных способов передачи и восприятия информации
-
В чемпроявляютсяих недостатки и ограниченность?
Ответ: С помощью жестов невозможно передать все разнообразие слов, как это можно сделать словами (например: плохой, недобрый)
-
Какогородапросьбыилитребованиялегчевсегопередатьжестами?
Ответ: Легче всего передать жестами согласие или направление куда пойти (например: пойти туда-то, согласиться кивком головы)
-
Какиетруднеевсего?
Ответ: Жестами труднее всего передать какую-либо конкретную информацию. (пример: Поехать в Москву в библиотеку на станции метро Библиотека им. Ленина.)
-
Какиеизнихвообщеневозможновыразитьжестом?
Ответ: Имеются слова, которые вообще невозможно выразить жестами (могу, умею, понимаю, знаю, должен…)
-
Могутлижестыпередатьэмоции?
Ответ: Скорее да, чем нет, т.к. жесты для этого и предназначены.
-
Тот,ктоактивножестикулирует,вамприятен?
Ответ: Да, так информация, которую до меня хотят донести, воспринимается легче.
Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также "добавки" к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система -это система вокализации, т.е. тембр (качество) голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, а также других средств, например покашливание, плач, смех.
Задание 3. А. Макаревич в одной из своих песен призывал: «Давайте делать паузы в словах...» Нужны ли они в разговоре? Поясните функцию пауз на следующих примерах.
-
В«Записныхкнижках»К.С.Станиславскогомывстречаемнезатейливыйсоветстарогоактерамолодойгромкоголосойдебютантке:«Неголосусиляй—можетпропастьправда,—говориреже». -
Вдиалогепаузизбегаютте,кточувствуетсебятревожноибоится
«зависнуть в пустоте»или спровоцироватьопасный поворотв беседе.А.Моруавсвоем«Искусствебеседы»писал:«Женщина,котораястрашитсяобъяснениявлюбвиилисиеныревности,должналюбойценойнедопускатьвразговорепауз.Покалюдимолчат,унихестьвремяпринятьрешение;крометого,затянувшаясяпаузапозволяетрезкоизменитьтонбеседы,иэтонезвучитдиссонансом».
Ответ: Пауза- временная остановка звучания, разрывающая поток речи, вызываемая разными причинами и выполняющая различные функции. Они придают информации большое значение, делают речь более четкой, выразительной, естественной.
Проксемика - это специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения.
Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э.Холл, который и ввел термин проксемика, буквальный перевод которого означает близость. К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. На праксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы.
Э.Холл описал нормы приближения человека к человеку – дистанции, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены 4 расстояниями:
-
интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких; -
персональное (от 45 см. до 1м.20см) – общение со знакомыми людьми; -
социальное (от 1,20 до 3,60) – предпочтительно
при общении с чужими людьми и при официальном общении;
-
публичное (от 3,60 и далее) – при выступлении перед различными аудиториями.
Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.
Задание 4. Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию? Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий.
1.Японцысадятсядовольноблизкодругкдругуичащеиспользуютконтактныйвзгляд,чемамериканцы;ихнераздражаетнеобходимостьсоприкасатьсярукавами,локтями,коленями;американцысчитают,чтоазиаты«фамильярны»ичрезмерно«давят»,аазиатысчитаютамериканцев
«слишкомхолоднымииофициальными».
Ответ: Исторически отсутствие земли и пространств "сократило" дистанцию японцев по сравнению с американцами. Исторические традиции укрепили природную дистанцию японцев как более короткую в сравнении с американцами.
2.А.Пизнаблюдалнаоднойизконференций,что,когдавстречалисьибеседовалидваамериканца,онистоялинарасстоянииоколометрадруготдругаисохранялиэтудистанциювтечениевсегоразговора;когдажеразговаривалияпонециамериканец,онимедленнопередвигалисьпокомнате:японецнаступал,аамериканецотодвигался—каждыйизнихстремилсядостичьпривычногоиудобногопространстваобщения.
Ответ: У американцев понятная обоим комфортная дистанция
, между американцем и японцем – культурно-историческое отличие.
3.Молодаяпара,толькочтоэмигрировавшаявЧикагоизДании,былаприглашенавместныйамериканскийклуб.Черезнескольконедельпослетого,какихприняливклуб,женщинысталижаловаться,чтооничувствуютсебянеуютновобществеэтогодатчанина,посколькуон«пристаеткним».Мужчиныжеэтогоклубапочувствовали,чтоякобыдатчанкасвоимповедениемнамекала,чтоонадлянихвполнедоступнавсексуальномотношении.
Ответ: Ориентированные на прикосновения европейцы были неправильно интерпретированные американцами, у которых прикосновения относятся к интимной зоне общения.
4.Сельскиежители,воспитанныевусловияхменьшейплотностинаселения,чемгорожане,имеютиболеепросторноеличностноепространство,поэтомуприрукопожатии«деревенский»протянетрукуиздалекаинаклониткорпусвперед,носместанесойдет,аещелучшепростопомашетприветственнорукой.
Ответ: Индивидуальный жизненный опыт деревенского жителя и условия воспитания "расширяют". личное пространство - даже находящийся далеко но в поле зрения человек уже попадает в него. Поэтому нет смысла двигаться и сокращать дистанцию - он и так уже в комфортной ситуации.
Визуальное общение – это контакт глазами. Многие исследователи считают, что контакт глаз между партнерами по общению может служить мерой симпатии между ними. Во многом этот фактор зависит от культурных традиций: в ряде стран контакта глаз избегают из уважения, у некоторых народов прямой взгляд глаза в глаза расценивается как вызов и агрессия.
Задание5.ВXVIIIв.известныйполитикграфЧестерфилд,готовясынакдипломатическойкарьере,писалему:«Говоряслюдьми,всегдасмотриимвглаза;еслитыэтогоизбегаешь,людиначинаютдумать,чтотысчитаешьсебявчем-товиноватым;ктомужетытеряешьвозможностьузнаватьповыражениюлиц,какоевпечатлениенанихпроизводяттвоислова».Каквысчитаете,графдалсынухорошийсовет?Какиебырекомендациидалидипломатамвы?
Ответ: Из источников: Граф Честерфилд (Филип Дормер Стенхоп Честерфилд)- это выдающий государственный деятель, литератор, политик восемнадцатого века. А также, он являлся отличным дипломатом, за что и был награжден орденом Подвязки. Я считаю, что совет сыну был дан очень хороший. Ведь Людям такого уровня необходимо уметь удерживать взгляд собеседника и выдерживать нужную паузу. И не только видеть произведенное впечатление от собственного красноречия, но и