Файл: Направление на практику.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6
1.Проблемы и основные направления обеспечения продовольственной
безопасности страны.
В январе 2010 г. Президентом Российской Федерации была утверждена
Доктрина продовольственной безопасности, которая определила цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности страны.
Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий являются: своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны; достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни; обеспечение безопасности пищевых продуктов.
Еще один и, пожалуй, наиболее важный пункт Плана мероприятий по реализации Доктрины продовольственной безопасности — корректировка
Государственной программы. Это требует выработки новых подходов к государственной аграрной политике. В этих целях учеными Российской академии сельскохозяйственных наук разработана «Стратегия социально- экономического развития агропромышленного комплекса Российской
Федерации на период до 2020 г.», которая была рассмотрена и одобрена
Общим годичным собранием Россельхозакадемии 17 февраля 2011 г.

7
В Стратегии предлагается целый комплекс взаимосвязанных мер по совершенствованию элементов экономического механизма: в сферах ценообразования, кредитования, прямого государственного субсидирования, страхования, налогообложения, таможенно-тарифного регулирования, даны предложения по совершенствованию экономических институтов.
Хотелось бы выделить несколько важных положений. Так, в части финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей предлагается ввести прямую поддержку отдельных значимых видов продукции, не связанных с объемами их производства и реализации. Это относится, прежде всего, к скотоводству. Без прямой поддержки сохранения и увеличения поголовья скота, а, следовательно, производства мяса и молока, уже не обойтись. Размер ее оценивается примерно в 40 млрд. руб. в год. Это же относится и к овцеводству.
Также прямая поддержка предлагается по таким проблемным культурам, как отдельные крупяные, бесспорно — зернобобовые, а также лен- долгунец (объемы производства льноволокна в 2010 г. составили лишь 36 тыс. т или в 2 раза меньше, чем в дореформенный период). Однако проблему льноводства придется решать комплексно, проводя всю цепочку: сельскохозяйственный товаропроизводитель – льнозавод – выпуск тканей.
Несмотря на то, что овощи, плоды и ягоды не вошли в перечень продуктов, по которым были определены пороговые значения в Доктрине продовольственной безопасности страны по удельному весу на рынке отечественной продукции, их значение для здорового питания населения и необходимость наращивания производства не снижается.
В целом для развития животноводства предстоит решать проблему растительного кормового белка. Поэтому и по этим видам сельскохозяйственной продукции в рамках соответствующих программ необходима целевая государственная поддержка.
Другим направлением в финансовой поддержке должна стать поддержка приобретения материально-технических ресурсов в условиях


8 сложившегося диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и ресурсы. Это относится к технике и оборудованию, минеральным удобрениям, средствам защиты растений и некоторым другим.
Стратегия предполагает в качестве одной из приоритетных задач аграрной политики развитие кооперации во всех сферах, но наиболее интенсивно в сбытовой, снабженческой и кредитной деятельности, в сфере производственного обслуживания
Во внешнеэкономической деятельности в Стратегии ставятся новые задачи по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности страны в изменяющейся ситуации, обусловленной все более возрастающими угрозами дефицита продовольствия в мире.
В этой связи Стратегия предусматривает направленное сокращение дефицита баланса в экспортно-импортных операциях в агропродовольственном сегменте внешней торговли за счет сокращения импорта основных видов продовольствия до пороговых значений, зафиксированных в Доктрине.
Одной из серьезных угроз является то, что до сих пор «остаются не вполне ясными условия присоединения к ВТО, которое может нарушить или, по крайней мере, усложнить ситуацию на отечественном продовольственном рынке и удлинить время достижения уровня продовольственной независимости» [3], предусмотренных Доктриной продовольственной безопасности.
Одним из важных направлений Стратегии является разработка и стимулирование рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности, устранение чрезмерной дифференциации регионов страны по уровню экономики, формированию условий для ведения прибыльного производства во всех зонах страны.
О необходимости этого свидетельствует размещение субъектов
Российской Федерации с убыточным сельским хозяйством. Почти во всех зонах производство без учета субсидий сейчас убыточно. В этой связи

9 выделяются такие проблемные зоны, как: депрессивные области северо-запада, части Центра, Дальнего
Востока с угрожающими темпами сокращения сельского населения и сельскохозяйственного производства; районы Крайнего Севера и приравненные к ним регионы; трудоизбыточные республики Северного Кавказа.
Конечно, немало проблем и в других субъектах Российской Федерации, где необходимо стимулировать развитие отраслей, соответствующих специфике их природных и экономических условий.
Однако развитие АПК в каждом субъекте Российской Федерации будет возможно, если сложится в стране доступное единое экономическое пространство, что будет обусловлено доступными по тарифам транспортными связями. Рост цен на энергоносители, электроэнергию — основное препятствие к единому экономическому пространству вследствие удорожания перемещаемой продукции. Поэтому в Стратегии предусматривается их регулирование и при необходимости поддержка более низких транспортных тарифов.
На основе предложенного организационно-экономического механизма и исходя из макроэкономических прогнозов и современного состояния сельского хозяйства, в Стратегии выделяется два наиболее вероятных сценария его развития: первый — инерционный, предполагающий сохранение действующих экономических механизмов, размеров государственной поддержки, инвестиционных возможностей и, соответственно, относительно низкие темпы прироста валовой продукции сельского хозяйства; второй — модернизация и переход к инновационному развитию
(далее — инновационный), направленный на достижение или максимальное приближение к целям, определенным Доктриной продовольственной безопасности.
По расчетам среднегодовой темп прироста производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2012–2020 гг. составит


10 по инерционному варианту 1,2%, по инновационному — 2,4–2,5% при среднем за последние 10 лет (2001–2010 гг.) — 1,7%.
Развитие агропромышленного комплекса в контексте обеспечения продовольственной безопасности считается одним из приоритетов социально-экономической политики государства.
Существующая нормативная правовая база во многом отражает комплексное решение этой проблемы.
В то же время следует отметить, что принятие Доктрины совпало с периодом, когда ситуация в мировой экономике характеризовалась весьма противоречивыми процессами. С одной стороны, это увеличение потребления продовольствия в развивающихся странах, с другой — экономический и финансовый кризис, который вызвал спад производства и доходов населения.
Таким образом, среди приоритетных направления внешнеторговой политики России, связанных с обеспечением продовольственной безопасности, можно выделить следующие: налаживание механизмов поставки в Российскую Федерацию недостающего количества продовольствия из стран-импортеров; создание единого продовольственного рынка стран СНГ на основе межправительственных соглашений, предусматривающих свободное перемещение сельскохозяйственных товаров и продовольствия на их территории; постепенный отказ от таможенных пошлин и других сборов со странами СНГ; координация и согласование ценовой, финансово-кредитной и налоговой политики; осуществление совместных программ по поддержке отраслей сельского хозяйства.
Опыт стран, имеющих эффективное сельское хозяйство, свидетельствует, что даже в условиях высокого уровня научного, технологического и сервисного обеспечения необходима активная

11 государственная поддержка отрасли. Необходимость государственной поддержки обусловлена также социальными и демографическими особенностями сельской местности.
Важным направлением в области обеспечения продовольственной безопасности России является разработка и принятие комплексных целевых программы государственного регулирования продовольственного хозяйства страны. В условиях отказа от сплошного государственного планирования агропромышленного производства наиболее действенным инструментом его государственного регулирования становятся комплексные целевые программы, охватывающие как собственно производство, так и другие сферы продовольственного хозяйства, а также различные стороны производственных отношений.
В разделе VII данной программы указано, что «регулирование рынка сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия осуществляется с целью повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для подержания доходности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей» [3].
Основными задачами указанного направления является увеличение доли российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внутреннем рынке, сглаживание сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, а также создание условий для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции и развития товаропроводящей инфраструктуры на внутреннем рынке.
Важную роль в механизме рыночного регулирования играют цены на сельхозсырье и продовольствие: с одной стороны, они стимулируют рост предложения, а с другой, влияют на платежеспособный спрос населения, делая более или менее доступными для него продовольственные товары.
В области финансово-кредитной политики обеспечения продовольственной безопасности РФ необходимы целевые ассигнования


12 из бюджета на развитие и поддержку отечественных товаропроизводителей. Так, 29 декабря 2007 г. Правительство Российской
Федерации приняло Постановление № 997, которым утвердило «Правила предоставления в 2008–2010 гг. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки по основным направлениям сельскохозяйственного производства».
Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления в
2008–2010 гг. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации на осуществление государственной поддержки племенного животноводства, овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, элитного семеноводства, производства льна и конопли, завоза семян для выращивания кормовых культур в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, закладки и ухода за многолетними насаждениями, компенсации части затрат на приобретение средств химизации (п. 1).
Согласно п. 2 Правил, субсидии предоставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, на условиях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на поддержку основных направлений сельскохозяйственного производства за счет средств бюджета субъекта
Российской Федерации в размере не менее 30 процентов объема средств федерального бюджета, предоставляемых по каждому направлению государственной поддержки сельскохозяйственного производства.
Субсидии перечисляются в установленном порядке в бюджеты субъектов
Российской Федерации на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.

13
В сфере налоговой политика в контексте обеспечения продовольственной независимости РФ важное значение приобретают положения, содержащиеся в налоговом законодательстве, в частности в
Налоговом кодексе РФ.
Согласно пункту 1 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской
Федерации, налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 Налогового кодекса.
В целях применения главы 26.1 Кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и
(или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.
Уплата данного вида налога заменяет собой совокупность налогов, подлежащих уплате при применении общепринятой системы налогообложения (ст. 346.1 НК РФ). Сюда относятся налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ и
Таможенным кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию
Российской Федерации), налог на имущество организаций и единый социальный налог.
Таким образом, применение льготных условий налогообложения к отечественным сельхоз-товаропрозводителям будет способствовать


14 увеличению их числа на аграрном рынке страны, и стимулировать расширение производства тех субъектов сельскохозяйственного производства, которые в настоящий момент осуществляют деятельность по производству, переработке и реализации отечественной сельскохозяйственной продукции.
В области страховой политики наблюдается следующее — в России отменено государственное страхование сельскохозяйственных предприятий и заменено страхованием через коммерческие страховые компании.
Для обеспечения и поддержания продовольственной безопасности
России необходимо обозначить следующие приоритеты государственной поддержки аграрного сектора, согласно которым Правительству РФ и
Федеральному Собранию РФ необходимо: установить государственное регулирование цен и тарифов на потребляемые сельским хозяйством электроэнергию, тепло, транспорт, горючесмазочные материалы, удобрения, средства защиты растений и животных, сельхозтехнику, восстановить эквивалентные отношения между промышленностью и сельским хозяйством; запретить перевод земель сельскохозяйственного назначения в другие категории; ввести мораторий на импорт тех видов зарубежного продовольствия, которые могут производиться в России, и быть конкурентоспособными на мировом рынке продуктов питания; ужесточить контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к импортному продовольствию; особое значение при государственном регулировании уделять федеральным программам «Повышение плодородия почв» и «Социальное развитие села»; осуществлять финансовое оздоровление и реформирование сельскохозяйственных предприятий, превратить их в жизнеспособные, рыночно-ориентированные производственные единицы;

15 обеспечить развитие и бюджетную поддержку всех форм собственности и всех форм хозяйствования, обратив особое внимание на коллективные хозяйства; сформировать систему непрерывного сельскохозяйственного обучения, формировать кадровые резервы всех категорий работников, занятых в сельскохозяйственном производстве; совершенствовать механизмы финансового лизинга сельскохозяйственной техники, развивать отечественное сельскохозяйственное машиностроение;
Сельскохозяйственные предприятия сейчас имеют чрезвычайно изношенный парк сельскохозяйственной техники, а средств для его обновления у большинства предприятий не хватает.
В этих условиях единственный выход — организация финансового лизинга. В федеральном бюджете в течение последних лет предусматриваются довольно значительные суммы для обеспечения роста лизинга; отработать механизмы долгосрочного кредитования; создать специальный фонд льготного кредитования; создавать страховые резервы отдельных ресурсов (региональные фонды семян, ветеринарных препаратов, средств защиты растений и др.), развивать систему страхования рисков сельских товаропроизводителей; разработать и внедрить мероприятия, обеспечивающие качество и безопасность продуктов питания, выращивание экологически чистого пищевого сырья на загрязненных индустриальными выбросами землях; проводить модернизацию предприятий перерабатывающей промышленности, внедрять высокоэффективное оборудование и прогрессивные технологии; разработать и принять перспективные региональные программы поддержки и развития агропромышленного комплекса, направленные на обеспечение продовольственной безопасности, как отдельных регионов, так и России в целом.