ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
25 с проектами создания стационарных или плавучих. Не нужно забывать и о том, что Океан служит важным средством телеграфной и телефонной связи; по дну его проложены многочисленные кабельные линии.
В результате всей производственной и научной деятельности в пределах
Мирового океана и контактной зоны океан — суша возникла особая составная часть мирового хозяйства — морское хозяйство. Оно включает добывающую и обрабатывающую промышленность, энергетику, рыболовство, транспорт, торговлю, рекреацию и туризм. В целом в морском хозяйстве занято по меньшей мере 100 млн человек.
Но такая деятельность одновременно породила глобальную проблему
Мирового океана. Ее сущность заключается в крайне неравномерном освоении ресурсов Океана, в увеличивающемся загрязнении морской среды, в использовании его как арены военной активности. В результате за последние десятилетия интенсивность жизни в Мировом океане снизилась на 1/3.
8) Взаимосвязь глобальных проблем. Преодоление отсталости
развивающихся стран — крупнейшая общемировая проблема.
Главное проявление и одновременно причина этой отсталости — бедность, нищета. В странах Азии, Африки и Латинской Америки в условиях крайнего обнищания живет более 1,2 млрд человек, или 22% всего населения этих регионов. Половина бедных людей существует на 1 долл. в день, вторая половина — на 2 долл. Бедность и нищета особенно характерны для стран Тропической Африки, где на 1—2 долл. в день живет почти половина всего населения. Жители городских трущоб и сельской глубинки вынуждены довольствоваться жизненным уровнем, составляющим 5—10% от уровня жизни в наиболее богатых странах.
Пожалуй, наиболее драматический, даже катастрофический, характер приобрела в развивающихся странах продовольственная проблема.
Конечно, голод и недоедание существуют в мире начиная с самых истоков
26 развития человечества. Уже в XIX—XX вв. многие миллионы жизней унесли вспышки голода в Китае, Индии, Ирландии, во многих странах
Африки и в Советском Союзе. Но существование голода в эпоху НТР и перепроизводства продовольствия в экономически развитых странах
Запада — это поистине один из парадоксов нашего времени. Он также порожден общей отсталостью и бедностью развивающихся стран, которые привели к громадному отставанию сельскохозяйственного производства от потребностей в его продукции.
Из-за болезней, связанных с недоеданием и голодом, недостатком чистой воды, в развивающихся странах ежегодно умирает 40 млн человек (что сравнимо с людскими потерями за всю Вторую мировую войну), в том числе 13 млн детей. Не случайно изображенная на плакате Детского фонда
ООН африканская девочка на вопрос: «Какой ты хочешь быть, когда вырастешь?» — отвечает лишь одним словом: «Живой!»
С продовольственной тесно связана демографическая проблема развивающихся стран. Демографический взрыв оказывает на них противоречивое воздействие. С одной стороны, он обеспечивает постоянный прилив свежих сил, рост трудовых ресурсов, а с другой — создает дополнительные трудности в борьбе за преодоление экономической отсталости, осложняет решение многих социальных вопросов, «съедает» значительную часть их достижений, увеличивает
«нагрузку» на территорию. В большинстве стран Азии, Африки,
Латинской Америки темпы прироста населения обгоняют темпы производства продовольствия.
В последнее время демографический взрыв в развивающихся странах принял форму «городского взрыва». Но, несмотря на это, численность сельского населения в большинстве из них не только не уменьшается, а возрастает. Соответственно увеличивается и без того огромное аграрное перенаселение, которое продолжает поддерживать волну миграций как в
«пояса нищеты» крупных городов, так и за границу, в более богатые
27 страны. Неудивительно, что основная часть беженцев приходится на развивающиеся страны. В последнее время в поток экономических вливается все больше экологических беженцев.
С демографическим взрывом непосредственно специфический возрастной состав населения развивающихся стран, где на каждого трудоспособного приходится по два иждивенца.
Прямую связь с продовольственной и демографической имеет и экологическая проблема. Еще в 1972 г. премьер-министр Индии Индира
Ганди назвала нищету самым страшным загрязнением окружающей среды.
Действительно, многие из развивающихся стран настолько бедны, а условия международной торговли для них так неблагоприятны, что зачастую им ничего не остается, как продолжать вырубать редкие леса, позволять скоту вытаптывать пастбища, допускать перенос «грязных» производств и т. д., не заботясь о будущем. Именно в этом заключается первопричина таких процессов, как опустынивание, обезлесение, деградация почв, сокращение видового состава фауны и флоры, загрязнение воды и воздуха. Особая ранимость природы тропиков только усугубляет их последствия.
Бедственное положение большинства развивающихся стран стало крупнейшей общечеловеческой, общемировой проблемой. Еще в 1974 г.
ООН приняла программу, предусматривающую, чтобы в 1984 г. ни один человек в мире не ложился спать голодным.
Вот почему преодоление отсталости развивающихся стран по-прежнему остается чрезвычайно актуальной задачей. Главные пути ее решения заключаются в проведении коренных социально-экономических преобразований во всех сферах жизни и деятельности этих стран, в развитии научно-технического прогресса, международного сотрудничества, в демилитаризации.
28
1 2 3
3.Отчёт по индивидуальному заданию( реферат): «Организационно-
экономические
основы
повышения
конкурентоспособности
продукции»
Конкуренция – (от лат. сoncurrence – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей.
В экономической литературе можно выделить ряд подходов и типологий к конкуренции. В зависимости от классификационного признака различают следующие виды конкуренции: 1. По состоянию рынка выделяют: совершенная (свободная), несовершенная, регулирующая. Совершенная
(свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также предполагает следующее: Объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара; Реализуемые каждым производителем товары являются однородными; Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей; Продавцы действуют независимо друг от друга;
Доступ на рынок никем и ничем не ограничен.
Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно
экономические
основы
повышения
конкурентоспособности
продукции»
Конкуренция – (от лат. сoncurrence – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей.
В экономической литературе можно выделить ряд подходов и типологий к конкуренции. В зависимости от классификационного признака различают следующие виды конкуренции: 1. По состоянию рынка выделяют: совершенная (свободная), несовершенная, регулирующая. Совершенная
(свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также предполагает следующее: Объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара; Реализуемые каждым производителем товары являются однородными; Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей; Продавцы действуют независимо друг от друга;
Доступ на рынок никем и ничем не ограничен.
Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно
29 видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет, в основном, теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Термин «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Монополия предполагает исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции.
Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса. 2. По способам соперничества выделяют: ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях: Продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти; Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную покупательскую способность; Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.
Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг
(врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по
30 транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой). Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи,
«сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товаров; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки. Неценовая конкуренция путём сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствование торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации.
К незаконным методам неценовой конкуренции относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий- подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на
50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования. Следует отметить, что в сфере маркетинга принято выделять три вида конкуренции: предметную; видовую; функциональную
(см. рис.
1).
31
Рисунок 1 Виды конкуренции
Функциональная конкуренция возникает при удовлетворении конкретной потребности покупателя разнообразными товарами. Если предметная конкуренция более характерна для случаев массовых продаж, то для персональной продажи дорогостоящих товаров, уникальных устройств или при продажах организациям-потребителям чаще всего имеют место видовая и функциональная конкуренции. Данные виды конкуренции позволяют разрабатывать долгосрочные стратегии действия по завоеванию рынка потребителей на конкурентном поле.
Для выработки подобной стратегии следует начать с быстрого теста оценки конкурентов. Видовая конкуренция возникает при удовлетворении потребности покупателя однообразными товарами, различающимися существенными характеристиками (например, автомобили с разной мощностью двигателя). При видовой конкуренции борьба между фирмами- конкурентами может осуществляться более разнообразными методами, чем при предметной конкуренции, так как количество инструментов воздействия на покупателя возрастает - товар обладает новыми характеристиками. Предметная конкуренция возникает при предложении покупателю практически одинаковых товаров, различающихся, возможно, только качеством. Это наиболее сложный вид конкуренции для
32 производящих и посреднических фирм. Действительно, товаром называется продукт, оснащенный рыночной атрибутикой (упаковка, товарная марка, средства продвижения). Таким образом, при предметной конкуренции на рынке соперничают между собой товары, полученные из конкретного основного продукта лишь с добавлением различной рыночной атрибутики, либо с различным качеством. Конечная цель любой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована? Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правильном определении содержания этой характеристики.
Процесс диагностики конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятием, с целью определения необходимости проведения организационно-экономических мероприятий, направленных на ее повышение, является ключевым процессным звеном системы управления конкурентоспособностью, поскольку на данном этапе выявляется необходимость осуществления соответствующих преобразований и оценивается результативность уже реализованных проектов. Оценка экономической эффективности и целесообразности повышения конкурентоспособности предприятий и производимой ими продукции путем установления причинно-следственной связи между факторами, источниками и экономическими последствиями представляется актуальной задачей управления функционированием и развитием этих объектов.
33
Конкуренция оказывает негативное влияние на потенциал прибыльности предприятия. Чем выше конкурентное давление со стороны тех или иных сил конкуренции и, как следствие, интенсивность конкуренции, в условиях которой функционирует предприятие, тем ниже получаемая норма прибыли.
В качестве основного источника дополнительной прибыли предприятия традиционно рассматривается рост объемов продаж. Однако сам по себе рост объемов продаж не обязательно приводит к повышению отдачи на инвестированный капитал – ключевой критерий эффективности предпринимательской деятельности. В условиях высокой интенсивности конкуренции рост продаж требует увеличения доли рынка, что, в свою очередь, возможно только при условии высокой сравнительной конкурентоспособности продукции. Обеспечение устойчиво высокой сравнительной конкурентоспособности продукции требует значительных инвестиций в инновационное развитие предприятия. Кроме того, возникает дополнительная потребность в значительных маркетинговых инвестициях, необходимых для вытеснения конкурентов, без чего невозможно увеличение доли рынка. В результате все указанные дополнительные инвестиции нивелируют эффекты масштаба и опыта, возникающие при наращивании объемов производства и продаж.
Таким образом, конкурентоспособность продукции выступает важным фактором, влияющим на прибыльность основной деятельности предприятия. Повышение конкурентоспособности продукции требует осуществления комплекса организационно-экономических мероприятий, в основе которых лежит инновационное развитие предприятия. Продуктовые инновации обеспечивают повышение конкурентоспособности продукции за счет его качества, процессные (в первую очередь, технологические) инновации позволяют получить как преимущества в области качества, так и в ценовой категории.
Таким образом, реализация программы инновационного развития предприятия, ориентированного на повышение конкурентоспособности