Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 898

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Столкновение между Советами и Временным правительством, по мнению большевиков, было вопросом времени. А полем противоборства между двумя формами власти и стоявшими за ними политическими силами становились острейшие проблемы — вопросы о войне и аграрный. 
Возникнув, Временное правительство заявило о своей приверженности принципам демократии, отменило систему сословий, национальных ограничений, осуществило ряд других мероприятий, чем, безусловно, снискало уважение и признательность своих сограждан. Однако окончательное решение этих и других вопросов было отложено до созыва Учредительного собрания.

Народу предлагалось довести войну до победного конца. Первый кризис правительства возник в апреле в связи с нотой министра иностранных дел П.Н. Милюкова. В ней он писал, что «продолжая питать полную уверенность в победоносном окончании настоящей войны в полном согласии с союзниками. Временное правительство совершенно уверено в том, что поднятые этой войной вопросы будут разрешены в духе создания прочной основы для длительного мира». Кризис был преодолен путем формирования в мае 1917 г. нового правительства. В его состав вошли 6 министров-социалистов (А.Ф. Керенский, М.И. Скоблев, Г.И. Церетели, А.В. Пешехонов, В.И. Чернов, П.Н. Переверзев) в качестве представителей Советов. Предполагалось, что данный тактический ход усилит позицию правительства, повысит авторитет Советов путем усиления контроля за деятельностью правительства. Идея нашла свое дальнейшее развитие в решениях I Съезда Советов (июнь 1917 г.). Съезд сформировал ВЦИК, санкционировал давно готовящееся наступление на фронте. В вопросе о власти подтверждалась необходимость коалиции. Преодоление кризиса в экономике делегатам съезда виделось пути усиления централизации управления народным хозяйством, и «умеренном» обложении налогами предпринимателей. 
Политика правительства кадетов и умеренных социалистов усугубляла поляризацию общества. Зажатое в тисках необходимости демократизации общества - с одной стороны, давлением союзников по Антанте - с другой, правительство оказалось еще менее способным взяться за решение национальных проблем, чем его предшественник. Бессильное стабилизировать внутреннюю обстановку, во внешней политике правительство готовилось к летнему наступлению и одновременно поддерживало идею переговоров, направленных на достижение компромиссного мира. 

Провал летнего наступления на фронте стал причиной нового политического кризиса. В значительной степени он был усилен леворадикальными силами, прежде всего большевиками. В столице прошли демонстрации с требованиями передачи всей полноты власти в руки Советов, отставки правительства. Демонстрации явно указывали на разрыв настроений народа и политики Временного правительства. Выступления вызвали замешательство в рядах умеренных социалистов. В организациях меньшевиков и эсеров стали формироваться леворадикальные фракции. Ситуация осложнилась ухудшающимся экономическим положением. 2 июля министр продовольствия А.В. Пешехонов информировал о продовольственном кризисе, охватившем столицу и ее окрестности. Топливный комитет сообщил о надвигавшейся остановке фабрик и заводов из-за отсутствия топлива. Подобное наблюдалось и в других промышленных центрах. 
Выход из кризиса виделся на пути более жесткого курса в отношении революционного движения. 3 июля партия кадетов объявила об отзыве своих министров из состава правительства. Искусственно созданный правительственный кризис преследовал цель подтолкнуть умеренных социалистов к более решительным действиям. Идея нашла поддержку и понимание. В тот же день Оргкомитет партии меньшевиков постановил сформировать новое правительство «по возможности с преобладанием в нем представителей буржуазии».

Предложение поддержали ЦК партии эсеров, ЦИК Советов. Принятые вслед за этим меры по стабилизации обстановки - подавление демонстрации силой оружия, закрытие левой прессы, введение смертной казни на фронте, отсрочка выборов в Учредительное собрание - характеризуют выбранный курс, но его реализация имела № негативные последствия. Из сферы политического диалога между различными политическими силами борьба все более переходила в сферу насилия и ожесточения, поляризуя российское общество. Партия большевиков на своем VI съезде (август, 1917) приняла решение о вооруженном восстании, конечной целью которого являлось свержение правительства и завоевание политической власти. В свою очередь правые силы активизируют усилия по установлению в стране военной диктатуры. Так, 15 июля газета «Утро России» писала: «Не надо бояться слова диктатура. Она необходима!.» 
К концу лета все явственнее стала проявляться несостоятельность экономической политики Временного правительства. Вмешательство государства в экономику, централизованное снабжение предприятий топливом и сырьем не дали ожидаемых результатов, а напротив -вызвали широкое недовольство мелких и средних предпринимателей.



В городе росла безработица, не хватало предметов первой необходимости, росли цены. Правительство принимало постановление за постановлением: о распределении сахара, введении с 26 июня общегосударственной карточной системы на продукты питания. Однако ситуация в стране не улучшалась. 
Ответом на беспомощность правительства, ухудшение экономического положения стало усиление самоорганизации народа. Фабкомы все более и более стали контролировать вопросы найма и увольнения, производства и распределения. Ими в явочном порядке был введен 8-часовой рабочий день, достигнуты договоренности о заключении трудового соглашения с предпринимателями.

В результате нерешаемости аграрного вопроса в деревне начинает достигать апогея борьба крестьян против помещиков. Она вылилась стихийно в самовольный захват земли. Временное правительство как государственный, законоисполнительный орган препятствовало данным акциям. Большевики наоборот поощряли их. Аграрная реформа явно запаздывала и откладывалась правительством до созыва Учредительного собрания. Почему? В правительстве не было единства мнений по данному вопросу. Кадеты допускали национализацию недр и лесов, в остальном отстаивали частную собственность. Наделение крестьян землей предполагалось, но не в результате общего передела. Эсеры отстаивали «уравнительное» пользование, без всякого выкупа, с переходом всей земли в общее достояние народа.

Затягивание земельного вопроса находило отзвук в армии, ввергало деревню в еще большую анархию. Социальные противоречия города и деревни к тому же преломлялись через призму межнациональных отношений, многократно углубляли кризис в стране.

В конце августа 1917 г. правыми силами была предпринята попытка осуществления государственного переворота, установления военной диктатуры в стране. В качестве диктатора был избран Л.Г. Корнилов. Им было сформировано и направлено на усмирение столицы 33 ударных батальона. Заговор потерпел поражение, но он имел далеко идущие последствия для страны. На какое-то время правое движение оказалось разбитым. На политической арене остались социалисты. Сам Корнилов находился под арестом. Поведение кадетов накануне и в ходе кризиса привело к резкому падению авторитета партии среди народа. Ее деятельность практически сходит на нет.

Из-за внутренних разногласий о форме и структуре нового правительства, путях выхода страны из кризиса углубляется раскол и среди социалистов, в партиях эсеров и меньшевиков. Так, лидер правых эсеров Н.Д. Авксентьев продолжал настаивать на создании коалиционного правительства с участием кадетов. Его коллега по партии В.И. Чернов не желал иметь с кадетами ничего общего, вместе с тем был против идеи однородного социалистического правительства, разделял мнение меньшевиков о вхождении в состав правительства буржуазии (но не от кадетов), способных к осуществлению коренных реформ в стране. 

Неудачный военный переворот генерала Л. Корнилова практически свел на нет тот незначительный процесс в стабилизации обстановки в стране и армии, достигнутый Временным правительством летом 1917 г. Советы, все более контролируемые большевиками, вышли из кризиса с возросшей популярностью среди народа.

Если 2 марта за резолюцию большевиков против передачи власти в руки Временного правительства было подано 19 голосов против 400 в Петроградском Совете, то 31 августа абсолютное большинство данного Совета уже поддерживало большевиков и одобрило идею Л.Б. Каменева о создании однородного социалистического правительства. 1 сентября Временное правительство под влиянием выступления Л.Г. Корнилова, провозгласило Россию республикой. В этот же день А.Ф. Керенский информировал ЦИК о создании Директории из 5 человек как временного органа для оперативного руководства страной. 2 сентября ЦИК Советов отвергает идею создания однородного социалистического правительства и вместо этого принимает резолюцию, в которой одобрена идея скорейшего созыва Демократического совещания, которому и предстояло окончательно решить вопрос о власти, а пока ЦИК призывал к поддержке сформированного Керенским правительства.

Утром 25 октября Военно-революционный комитет Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов объявил Временное правительство низложенным. Позднее того же дня начал работу II Всероссийский съезд Советов. Из 670 делегатов 507 поддержали переход власти в руки Советов.

Съезд принял два основных документа. «Декрет о мире» содержал предложение всем воюющим народам и правительствам немедленно начать переговоры о справедливом и демократическом мире. Этим актом страна, находящаяся на грани национальной катастрофы, получала шанс выхода из мировой бойни. «Декрет о земле» включал в себя обобщенный наказ 242 крестьянских предложений, согласно которым вся земля передавалась в общенародное достояние, частная собственность на землю отменялась, каждый .мог обрабатывать землю только своим трудом на основе уравнительного землепользования. Съезд подтвердил гарантии созыва Учредительного собрания, обеспечение права наций на самоопределение. Власть на местах передавалась в руки местных Советов, которые должны были обеспечивать революционный порядок. На съезде был сформирован новый состав ВЦИК - 101 человек. В него вошли 62 большевика, 29 левых эсеров. Сформировано правительство из большевиков, на однопартийной основе — Временный Совет Народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным. Первыми советскими наркомами стали Л.Д. Троцкий, А.И. Рыков, В.П. Милютин, И.В. Сталин и другие, всего 13 человек.


Общество и человек в годы Первой мировой войны: 
Война 1914 года приобрела совершенно новый облик: 
1.Использование нового оружия: 
-пулеметы 
-ручные гранаты 
-танки 
-истребители и бомбардировщики 
-химические оружия 
Храбрость солдат уже ценится меньше, чем количество оружия. 
2. Происходят изменения в Тылу: 
Все населения принимает участие в войне. Женщины заменяют мужчин на заводах. Возникает нехватка товаров и, прежде всего продуктов питания и война становится делом не только солдат, но и всего населения. Началось всеобщая война. 
Правительства вводили жесткие меры по мобилизации тыла: в воюющих странах проводилось принудительное изъятие продовольствия у крестьян, была введена карточная система, установлены нормы на потребление продовольствия, угля, одежды. Несмотря на жесточайшие меры борьбы со спекулянтами, стремительно росли цены, значительная часть населения была ввергнута в нищету. В то же время во много раз выросли прибыли компаний, выполняющих военные заказы.

3.На сцену выходит пропаганда войны: 
Издавались армии, плакаты, открытки, в которых создавался положительный облик отечества и отрицательный врага. В Первой мировой войне применяются самые жестокие меры ведения войны не только к военным, но и к всему населению. Не соблюдаются нормы международного права. 
При этом экономические последствия войны были примерно одинаковы в обоих союзах. Вместо миллионов мужчин, мобилизованных в армию, на заводах и полях вынуждены были работать женщины и дети. Фронт требовал возрастающего количества оружия и боеприпасов, продовольствия, в то время как в тылу не хватало товаров первой необходимости. 
Изменение образа жизни. 
Жизнь большинства населения воюющих стран резко изменилась. Ее уровень везде понизился. Длинный рабочий день, плохое питание повлекли за собой рост смертности среди гражданского населения. Вместе с боевыми потерями все это привело к общему сокращению численности населения Австро-Венгрии, Германии и Франции. Тяжелый повседневный труд, стояние в очередях, голод и холод стали уделом миллионов людей. 
В прифронтовой полосе постоянными спутниками жизни гражданского населения стали артиллерийские обстрелы. Началось использование авиации для бомбежек гражданских объектов в тылу. В ходе боевых действий гражданское население попадало под оккупацию армий противника. Оккупационные власти, как правило, не церемонились с местным населением: реквизиции, контрибуции были обычным явлением. Особенно жестким был оккупационный режим германских войск. Мирное население, понятно, стремилось избежать оккупации: появилась проблема беженцев.