Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 913

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако развитие буржуазной демократии происходило не везде. В тех странах, где были слабы демократические традиции, где общество ориентировалось на всевластие сильной личности, устанавливались диктаторские формы правления (Италия, Германия, Испания). Здесь правящие классы оказались неспособными удержать власть методами буржуазной демократии. 
Различают два типа политических диктатур. Тоталитарная характеризуется всеобщим (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни. В Италии уже в 1922 г. установилась такая диктатура, осуществляемая фашистской партией. Фашистский режим в Италии регулировал и производство, и социальные отношения. Широко пропагандируя свои идеи и используя социалистическую терминологию, фашисты в Италии (а позднее и в Германии) добились поддержки значительной части населения. Второй тип политической диктатуры - авторитарный. В государствах с авторитарным режимом власть принадлежала одному лицу - диктатору. Однако он не имел массовой поддержки и опирался, в основном, на силу, на армию. К таким странам относились Португалия, Греция, Испания, Венгрия, Литва и др. 
В годы экономического подъема усиливалась роль государства в регулировании экономики. Государственное вмешательство должно было предотвратить рост безработицы, обнищания, способствовать смягчению социальных противоречий. 
В ряде западных стран расширялось применение законов о 8-часовом рабочем дне, сокращались косвенные налоги. Все эти социальные реформы улучшали положение рабочих и служащих, способствовали росту их заинтересованности в результатах своего труда. Это содействовало дальнейшему развитию экономики. Только в США социальное законодательство значительно отставало от передовых европейских стран. Здесь охранялись права частного предпринимателя и ограничивалось вмешательство государства в экономику. 
Стабилизация экономики и социально-политические реформы содействовали повышению жизненного уровня рабочих. Это привело к сокращению масштабов борьбы рабочего класса, изменению характера его выступлений. В 20-е годы среднегодовое количество участников забастовок в десяти развитых странах уменьшилось в 7 раз: с 7,8 млн. человек до 1,1 млн. Экономические выступления значительно превосходили политические. Рабочие развитых стран отказывались от революционных методов борьбы и принимали политику классового сотрудничества с буржуазией. Они связывали надежды на улучшение своего положения не с революцией, а с буржуазными реформами в рамках существующего строя.


Мировой экономический кризис 1929 - 1933 г.

Стабилизация экономики западных государств в 1924 - 1929 г. не означала, что в ней отсутствуют негативные явления и противоречия. Осенью 1929 г. они крайне обострились и вылились в самый тяжелый мировой экономический кризис. Он длился до 1933, в некоторых странах - даже до 1935 г. Главные его проявления - резкий спад производства, инфляция (обесценивание денег), разорение мелких предпринимателей и фермеров, рост безработицы. В чем же причины кризиса 1929 - 1933 г.?

  1. Не были выработаны механизмы саморегулирования бурно растущего капиталистического производства. Оно развивалось стихийно. Если было выгодно производить какое-либо изделие, за это брались многие предприниматели, что приводило к перепроизводству данной продукции.

  2. Заработная плата рабочих в большинстве индустриальных стран росла медленнее темпов производства. Продукции производилось много, а раскупать ее было не на что; другими словами, производство не поддерживалось ростом платежного спроса.

  3. Весьма несовершенная система мировых хозяйственных отношений также отставала в своем развитии от роста производства. Шла борьба за рынки сбыта и источники сырья, которая усложняла внутреннее экономическое развитие многих стран.

  4. Углублению кризиса способствовала экономическая политика монополий. Эти мощные промышленные объединения
    сконцентрировали в своих руках производство многих видов продукции, получали огромные прибыли. Они имели средства
    для модернизации своих предприятий, поддерживали высокие цены на продукцию. Мелкие и средние предприятия не выдерживали конкуренции с ними и разорялись. Это приводило к росту безработицы, обострению кризиса.

Кризис 1929 - 1933 г. был мировым. Он распространился на все континенты, затронул многие отрасли производства, включая сельское хозяйство, финансовую систему и торговлю. 
Однако в наибольшей степени пострадали Германия и США. Именно в этих странах монополии играли особенно важную роль в экономике, поэтому даже в условиях перепроизводства цены на продукцию снижались медленно. Обе страны не имели колоний, куда можно было бы сбывать свою продукцию. Кроме того, в США до начала кризиса производство развивалось очень высокими темпами, что привело к быстрому перенасыщению рынка. Развитие германской экономики сдерживалось необходимостью выплачивать репарации за ущерб, нанесенный другим государствам в годы первой мировой войны. Чтобы собрать на них средства, вводились высокие налоги на производителей и на потребителей продукции. В силу этих причин и в США, и в Германии уровень промышленного производства за годы кризиса сократился почти наполовину. 


Во Франции и Англии кризис начался позже, в 1930 г. Здесь снижение производства, как и в других крупных странах Европы, было менее катастрофическим, так как и его рост в предшествующие годы был не столь значительным. Кроме того, Англии и Франции помогали их большие колонии, куда сбывалась значительная часть продукции. 
Сокращение производства и трудности сбыта привели к закрытию многих промышленных предприятий. Разорялись тысячи фермерских хозяйств в США. Кризис затронул внутреннюю и внешнюю торговлю и финансовую систему капиталистических стран. Внутренняя торговля сокращалась в связи с резким падением доходов населения. В то же время в отдельных странах готовая продукция, в том числе продовольствие, уничтожались, так как сбыт их по низким ценам не оправдывал затрат. Резко обострилась борьба за внутренние и внешние рынки. Государство стремилось обеспечить сбыт на внутреннем рынке для своих предпринимателей и закрыть их для иностранных. Это делалось путем установления высоких пошлин на ввоз иностранной продукции. В результате международная торговля оказалась подорванной. Кризис привел к разорению многих частных банков. Мелкие вкладчики спешили изъять свои вклады и приобрести ценности, которые не подвергались инфляции (обесцениванию). Уменьшились доходы государственной казны, что заставило ряд государств отказаться от золотого обеспечения своих валют. Сокращение производства неизбежно вело к увеличению безработицы. К началу 1932 г. численность безработных в капиталистических странах превысила 26 млн. человек, еще несколько миллионов были заняты неполную рабочую неделю. К этой массе обездоленных людей добавлялись миллионы разорявшихся мелких буржуа. В таких условиях стало возможным усиление эксплуатации трудящихся, увеличение продолжительности рабочего дня. Рабочие были готовы на любую работу, чтобы не лишиться средств к существованию. 
Обнищание, безработица и угроза голода привели к массовым выступлениям рабочих, служащих, фермеров. В 15 ведущих капиталистических странах за годы кризиса состоялось около 20 тыс. забастовок, в которых участвовали 10 млн. человек. Государство пыталось смягчить проблему безработицы, организуя общественные работы (оплачиваемые за счет бюджета). 
Кризис мог быть преодолен только на основе продуманной государственной политики. Усиливалась роль государства в экономике и социальной области. Наиболее полным выражением новой государственной политики стал «новый курс», проводимый с 1933 г. правительством Ф.Рузвельта в США, который подробно рассмотрен ниже (см. соответствующую тему). Здесь программа реформ была наиболее широкомасштабной, создавались специальные органы и учреждения, обеспечившие вмешательство государства во все сферы экономической деятельности и социальные процессы. 

В Великобритании антикризисная политика правительства была менее активна. Можно выделить три основных ее направления: протекционизм в отношении отечественных производителей, стабилизация финансового рынка через валютную реформу, строгая политика экономии в социальной сфере. В отличие от США, не проводилась жесткая антимонопольная политика, не стимулировалась модернизация промышленности. 
В некоторых странах, прежде всего, в Германии, кризис ускорил формирование фашистской диктатуры, милитаризацию экономики. Со времени мирового экономического кризиса 1929 - 1933 г. государственное регулирование экономики стало постоянным. 
В годы мирового экономического кризиса ускорилось разрушение Версальско-Вашингтонской системы международных отношений. Были снижены, а затем и отменены репарационные платежи Германии, ограничения в области вооружений. В условиях временного ослабления ведущих стран Запада формировались агрессивные, экспансионистские устремления Японии, Италии, Германии. 
В 1933 г. капиталистический мир вышел из состояния кризиса, однако, новый подъем экономики не наступил. К середине 1937 г. промышленное производство превысило лишь на 5% уровень предкризисного 1929 г. В 1937-1938 г. начался новый кризис перепроизводства. Общий подъем промышленной продукции сократился на 16%. Кризис был не таким глубоким и всеохватывающим. Он миновал Германию и Италию - фашистские государства, где шел процесс милитаризации. Новый кризис привел к обострению империалистических противоречий, прежде всего, между Великобританией и гитлеровской Германией. К прямой агрессии перешли Италия и Япония. Мир приближался ко второй мировой войне.

Фашизм: общие черты и особенности развития в межвоенный период

Чрезвычайная социально-политическая обстановка, которая была создана глубочайшим экономическим кризисом 1929-1933 г., настоятельно требовала от идеологов и политиков основных стран мира решительного усиления роли государства в экономике и социальных отношениях. Важнейшим и наиболее перспективным вариантом решения этой задачи уже в ЗО-е годы стала либерально-реформистская модель государственного регулирования, которая оказалась в последующем магистральным путем развития современного капитализма, сыграв ведущую роль в процессе его превращения в государственно-регулируемое и социально-ориентированное общество. 
Однако в конкретной обстановке 30-х годов в ряде стран, отличавшихся меньшей зрелостью капиталистического развития или оказавшихся в силу ряда причин в особо трудном положении, была применена другая, тоталитарная модель государственного регулирования, которая по своему характеру и основным признакам принципиально отличалась от либерально-реформистской модели. Наиболее полная, классическая модель тоталитарного режима в странах Западной Европы была установлена в 30-е годы в Германии. 

Встает вопрос: почему именно Германия явилась такой страной? Ведь Германия отнюдь не была отсталым государством. Напротив, она была одной из наиболее развитых стран капитализма. Германская монополистическая буржуазия обладала громадным экономическим могуществом. Рабочий класс Германии был весьма многочисленным и хорошо организованным. В его распоряжении были сильные профсоюзы, массовые и влиятельные политические  партии.  В  рамках буржуазно-демократического  строя Веймарской парламентской республики они имели большой политический вес. На выборах в рейхстаг в мае 1928 г., в наиболее благоприятный период стабилизации, две рабочие партии Германии - СДПГ и КПГ - получили в общей сложности около 40% голосов избирателей. 
И в этой передовой, цивилизованной европейской стране, давшей миру много великих деятелей науки и культуры, в 1933 г. пришел к власти фашизм, поставивший под угрозу элементарные завоевания цивилизации. Еще более парадоксальным было то, что национал-социалистская партия пришла к власти легально, при поддержке значительных слоев населения страны. 
Каковы были основные причины прихода к власти фашизма? 
Ответ на этот вопрос уже в 30-е годы, а в особенности после 1945 г., после разгрома фашизма в результате второй мировой войны, пытались дать многие ученые и политики. В первые послевоенные годы германские ученые считали ответственным за приход нацизма к власти Гитлера, «демоническую природу его личности». «Один человек сумел привести Европу к страшной катастрофе. Одной силой своей воли он поверг в пламя весь мир», - писал в 1948 г. Герхард Риттер. В соответствии с этим говорилось о случайности фашизма. 
Однако эта концепция была слишком упрощенной. Поэтому в историографии стран Запада в 50 - 60-е годы получила широкое распространение более глубокая концепция, которая претендовала на объективность. Суть ее заключалась в том, что фашизм и другие разновидности тоталитаризма оценивались как «поражение века масс». Вступление народных масс на историческую арену, впервые сказавшееся еще в период Великой французской революции, но с особой силой проявившееся в XX в. в событиях Октябрьской революции в России и других революционных движениях тех лет, расценивалось сторонниками этой концепции как вторжение в исторический процесс слепой, иррациональной силы, как признак кризиса европейского либерализма XIX в., как выражение антидемократических устремлений масс. Делался вывод, что фашизм, Гитлер и другие вожди тоталитаризма - это продукт «века масс», выразители их чувств, устремлений, страхов, утопий.