Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 973
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Современный этап глобализации начался в конце 70-х годов на основе революции в совершенствовании средств доставки в космос аппаратов глобального радиуса действия, в информатике, теле-коммуникациях и числовой обработке информации. Новейшие средства коммуникации облегчили торгово-экономические связи в мировом масштабе. Интеграционные процессы в экономике приобрели всемир-ный характер и стали определяющей тенденцией мирового развития.
В настоящее время насчитывается свыше 15 интеграционных объеди-нений, среди которых Европейский союз (ЕС), Северо-Американская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Форум Азиатско-Тихо-океанского экономического сотрудничества (АТЭС). Функционируют Всемирный банк, Международный валютный фонд, которые охватывают своей деятельностью практически всю мировую эко-номику, другие финансовые организации и институты.
Происходившие изменения стимулировали процессы формирования в мировой экономике глобальных хозяйственных комплексов в лице транснациональных корпораций, банков и т. д. Стратегией многих стран стало снятие барьеров на пути перемещения капитала и тор-говых потоков. В результате расширения сферы деятельности транснациональных компаний и движения капиталов происходит постепенное размывание экономических границ между государствами. Транснациональные корпорации и неправительственные организации с невиданной прежде легкостью пересекают национальные границы.
В 2003 г. общая сумма слияний между фирмами различных стран и поглощений местных фирм иностранными составила 1520 млрд. долларов.
Глобализация влияет не только на развитие мировой экономики, но и на ее структуру. Набирает силу процесс, создающий глобальную по своему масштабу взаимозависимость. Вся планета превращается в единую глобальную экономическую систему, составной частью которой становятся отдельные национальные экономики.
Из Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций
(Утверждена Резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8сентября 2000 г.)
5.Мы считаем, что главной задачей, стоящей перед нами сегодня, является обеспечение того, чтобы глобализация стала позитивным фактором для всех народов мира. Это связано с тем, что, хотя глобализация открывает широкие возможности,
Ее благами сейчас пользуются весьма неравномерно, и неравномерно распределяются
ее издержки. Мы осознаем, что развивающиеся страны и страны с переходной экономикой сталкиваются с особыми трудностями в плане принятия мер в связи с решением этой главной задачи. Именно поэтому глобализация может обрести
полностью всеохватывающий и справедливый характер лишь через посредство широкомасштабных и настойчивых усилий по формированию общего будущего, основанного на нашей общей принадлежности к роду человеческому во всем его многообразии. Эти усилия должны включать политику и меры на глобальном уровне, которые отвечали бы потребностям развивающихся стран и стран с переходной экономикой и которые разрабатывались бы и осуществлялись при их эффективном участии.
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МИРА
Послевоенное развитие западного общества. Изменения, произошедшие в социально-экономической сфере, нашли отражение в политико-правовой области. Все ведущие политические партии Западной Европы и США восприняли идеологию и практику реформизма. Идеи либерального реформизма были положены в основу конституций, принятых после Второй мировой войны в ряде западноевропейских стран. В них наряду с политическими свободами были провозглашены права граждан на труд, отдых, социальное обеспечение и образование. Предусматривалась возможность ограничения частной собственности в общественных интересах.
Главными инициаторами реформ в западноевропейских странах стали пришедшие к власти социал-демократические партии и поддерживавшие их профсоюзы. После Второй мировой войны европейская социал-демократия в реальной политике отошла от марксизма. Ею были сформулированы основные ценности демократического социализма, отвергавшие положения о диктатуре пролетариата, классовой борьбе, уничтожении частной собственности, обобществлении средств производства.
В послевоенные годы либеральные партии Западной Европы оказались отодвинутыми на задний план. Большая часть консервативных политических сил также осознала необходимость осуществления социальных реформ. Консервативные партии, приходившие к власти, проводили курс на сохранение и расширение программ государственного вмешательства в экономику и социальной помощи.
Таким образом, в послевоенные годы основные политические силы западного общества, представленные социал-демократами, либералами и умеренными консерваторами, достигли единства относительно осново-полагающих принципов государственно-политического устройства.
Государство благосостояния. В 50—60-х годах в странах Запада была создана и получила дальнейшее развитие социально ориентированная смешанная экономика. Она сочетала различные формы собственности и экономической деятельности: частную, коллективную
и государственную. Принципы смешанной экономики, предпола-гающие эффективное сочетание рыночных механизмов и системы государственной социальной политики, стимулирования потребления
и роста занятости, стали ориентиром для политики ведущих западных стран в данный период.
В западных странах возобладал либерально-реформистский вариант развития общества. Окончательно сформировались основные институты и механизмы государства благосостояния. Центральное место в нем занимали программы социальной помощи неимущим слоям населения, создания ра-бочих мест, поддержки образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения.
Особое значение имело вмешательство государства в отношения между трудом и капиталом. Государство брало на себя роль арбитра при решении спорных вопросов, возникающих между предприни-мателями и профсоюзами, и содействовало заключению коллективных договоров между ними.
Политика государства была направлена на то, чтобы подтянуть уровень жизни широких слоев населения к уровню жизни обеспеченных категорий граждан. Провозглашалась цель сокращения социального неравенства и обеспечения большей социальной справедливости путем перераспределения с помощью налоговой политики национального дохода и предоставления населению социаль-ных услуг в важнейших сферах жизни. К этим услугам относились семейные пособия на детей, бесплатное школьное образование, пособия по безработице и нетрудоспособности, пенсионное обеспечение.
Наиболее полно принципы государства благосостояния были реализованы в так называемой скандинавской, или шведской, модели социализма. Основными признаками этой модели стали: создание высокоэффективной экономики, обеспечение занятости почти всего трудоспособного населения, ликвидация бедности, создание развитой системы социального обеспечения, достижение высокого уровня грамотности и культуры.
Значительную роль в политической жизни западных стран в 50—60-х годах играло рабочее и коммунистическое движение. В Италии, Франции и других странах коммунистические партии и возглав-ляемые ими профсоюзы оказывали большое влияние на процессы социально-экономического и внутриполитического развития. Их деятельность сыграла важную роль в принятии правящими кругами этих стран социального законодательства, проведении национализации, расширении регулирующих и контролирующих функций государства.
Неоконсервативная волна. В конце 70-х годов система государ-ственного вмешательства на Западе оказалась в глубоком кризисе.
Мировой экономический кризис 1974—1975 гг. дал исходный импульс так называемой неоконсервативной волне, которая была призвана обеспечить оптимальные с точки зрения правящей элиты условия для осуществления назревшей структурной перестройки экономики.
В ходе неоконсервативной волны левые политические партии и движения были отодвинуты на задний план, и во многих странах победу одержали новые консервативные силы. Центральное место в их программах занимали установки на сокращение роли государства в экономике, денационализацию, приватизацию, возрождение частной инициативы, конкуренции, рыночных принципов в экономической и социальной сферах.
Приход к власти в Великобритании в 1979 г. Консервативной партии во главе с М. Тэтчер, победа республиканца Р. Рейгана на президентских выборах в США в 1980 г., результаты парламентских выборов в ФРГ, Франции и Италии показали, что идеи, выдвигавшиеся новыми консервативными силами, оказались созвучными настроениям широких слоев населения. Неоконсервативная волна, обеспечившая доминирование консерваторов на решающем этапе структурной перестройки экономики, предопределила ее ход и характер. Пере-стройка прошла по выгодному для правящей элиты сценарию, позволившему переложить ее издержки на основную часть населения и в то же время не допустить серьезных социальных потрясений.
К 90-м годам наиболее сложный этап структурной перестройки западной экономики завершился, и неоконсервативная волна пошла на спад.
В США в 1989 г. Р. Рейгана сменил умеренный консерватор Дж. Буш, на смену которому в 1993 г. пришел либерал Б. Клинтон. В Англии в 1990 г. М. Тэтчер сменил умеренный консерватор Дж. Мейджор, место которого в 1997 г. занял лидер лейбористов Т. Блэр. В ФРГ в 1998 г. неоконсерватора Г. Коля заменил лидер социал-демократов Г. Шрёдер.
Идеи неоконсерваторов были подхвачены остальными политиче-скими силами, в том числе социалистическими партиями. В 90-х годах социал-демократические партии, находившиеся у власти, продолжали осуществлять неоконсервативную экономическую политику денацио-нализации и децентрализации.
Установление либерально-демократических режимов в Европе и кризис левой идеологии. С середины 70-х годов с развертыванием революционных движений в Греции, Испании и Португалии против господствующих диктаторских режимов начался процесс установления либерально-демократических режимов в большинстве стран мира. Прорыв всемирно-исторического значения был сделан в конце
80-х — начале 90-х годов в результате антикоммунистических рево-люций в странах Восточной Европы и распада СССР.
К началу 90-х годов в восточноевропейских странах к власти пришли либерально-демократические правительства, взявшие курс на перестройку хозяйственной и политической жизни по западному образцу. Впервые в мировой истории начался переход от социализма к капитализму. Перестраивались государственные структуры управ-ления, хозяйственный организм, весь уклад жизни населения, утверждались институты и ценности либеральной демократии. После распада СССР большинство независимых постсоветских государств вслед за восточноевропейскими странами в качестве модели развития избрали рыночную экономику и либерально-демократическую форму политического устройства.
80—90-е годы характеризовались падением влияния левых партий
и движений в политической жизни развитых капиталистических стран.
В условиях кризиса левых идеологий и ликвидации социалистической системы в государствах Восточной Европы и на постсоветском пространстве коммунистическое движение как реальная политическая сила сошла с общественно-политической арены развитых стран.
Формирование гражданского общества. Важнейшие события последних десятилетий: развитие НТР, окончание гонки вооружений и “холодной войны”, рост экономики и уровня жизни в ведущих странах, широкая региональная интеграция и т. д., сопровождались усилением значения гражданского общества.
Гражданское общество — сфера, расположенная на стыке экономики, государства и частной жизни. Оно включает в себя союзы, ассоциации, социальные движения и равноправные некоммерческие, негосударственные организации, отличающиеся общественной активностью, связанной с социальным творчеством. Образование и развитие гражданского общества связаны со средним классом. В прямой зависимости от степени развития гражданского общества находятся становление и развитие демократии.
Гражданское общество в целом является союзником и помощником государства. Так, развитие антивоенного и пацифистского движения шло параллельно с принятием ведущими государствами мер по ограничению и прекращению гонки вооружений. Подъем молодежных движений заставил правительства с большим вниманием относиться к проблемам и интересам молодых людей.
С деятельностью гражданского общества связано возникновение в 70—80-х годах широкого движения за охрану окружающей среды. Его сторонники в разных странах (их называют “зелеными”) выступают за сохранение природы и бережное отношение к ней. Движение “зеленых” стало важным общественным контролером для отдельных отраслей промышленности, развитие которых наносит вред экосистеме Земли.
В настоящее время насчитывается свыше 15 интеграционных объеди-нений, среди которых Европейский союз (ЕС), Северо-Американская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Форум Азиатско-Тихо-океанского экономического сотрудничества (АТЭС). Функционируют Всемирный банк, Международный валютный фонд, которые охватывают своей деятельностью практически всю мировую эко-номику, другие финансовые организации и институты.
Происходившие изменения стимулировали процессы формирования в мировой экономике глобальных хозяйственных комплексов в лице транснациональных корпораций, банков и т. д. Стратегией многих стран стало снятие барьеров на пути перемещения капитала и тор-говых потоков. В результате расширения сферы деятельности транснациональных компаний и движения капиталов происходит постепенное размывание экономических границ между государствами. Транснациональные корпорации и неправительственные организации с невиданной прежде легкостью пересекают национальные границы.
В 2003 г. общая сумма слияний между фирмами различных стран и поглощений местных фирм иностранными составила 1520 млрд. долларов.
Глобализация влияет не только на развитие мировой экономики, но и на ее структуру. Набирает силу процесс, создающий глобальную по своему масштабу взаимозависимость. Вся планета превращается в единую глобальную экономическую систему, составной частью которой становятся отдельные национальные экономики.
Из Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций
(Утверждена Резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8сентября 2000 г.)
5.Мы считаем, что главной задачей, стоящей перед нами сегодня, является обеспечение того, чтобы глобализация стала позитивным фактором для всех народов мира. Это связано с тем, что, хотя глобализация открывает широкие возможности,
Ее благами сейчас пользуются весьма неравномерно, и неравномерно распределяются
ее издержки. Мы осознаем, что развивающиеся страны и страны с переходной экономикой сталкиваются с особыми трудностями в плане принятия мер в связи с решением этой главной задачи. Именно поэтому глобализация может обрести
полностью всеохватывающий и справедливый характер лишь через посредство широкомасштабных и настойчивых усилий по формированию общего будущего, основанного на нашей общей принадлежности к роду человеческому во всем его многообразии. Эти усилия должны включать политику и меры на глобальном уровне, которые отвечали бы потребностям развивающихся стран и стран с переходной экономикой и которые разрабатывались бы и осуществлялись при их эффективном участии.
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МИРА
Послевоенное развитие западного общества. Изменения, произошедшие в социально-экономической сфере, нашли отражение в политико-правовой области. Все ведущие политические партии Западной Европы и США восприняли идеологию и практику реформизма. Идеи либерального реформизма были положены в основу конституций, принятых после Второй мировой войны в ряде западноевропейских стран. В них наряду с политическими свободами были провозглашены права граждан на труд, отдых, социальное обеспечение и образование. Предусматривалась возможность ограничения частной собственности в общественных интересах.
Главными инициаторами реформ в западноевропейских странах стали пришедшие к власти социал-демократические партии и поддерживавшие их профсоюзы. После Второй мировой войны европейская социал-демократия в реальной политике отошла от марксизма. Ею были сформулированы основные ценности демократического социализма, отвергавшие положения о диктатуре пролетариата, классовой борьбе, уничтожении частной собственности, обобществлении средств производства.
В послевоенные годы либеральные партии Западной Европы оказались отодвинутыми на задний план. Большая часть консервативных политических сил также осознала необходимость осуществления социальных реформ. Консервативные партии, приходившие к власти, проводили курс на сохранение и расширение программ государственного вмешательства в экономику и социальной помощи.
Таким образом, в послевоенные годы основные политические силы западного общества, представленные социал-демократами, либералами и умеренными консерваторами, достигли единства относительно осново-полагающих принципов государственно-политического устройства.
Государство благосостояния. В 50—60-х годах в странах Запада была создана и получила дальнейшее развитие социально ориентированная смешанная экономика. Она сочетала различные формы собственности и экономической деятельности: частную, коллективную
и государственную. Принципы смешанной экономики, предпола-гающие эффективное сочетание рыночных механизмов и системы государственной социальной политики, стимулирования потребления
и роста занятости, стали ориентиром для политики ведущих западных стран в данный период.
В западных странах возобладал либерально-реформистский вариант развития общества. Окончательно сформировались основные институты и механизмы государства благосостояния. Центральное место в нем занимали программы социальной помощи неимущим слоям населения, создания ра-бочих мест, поддержки образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения.
Особое значение имело вмешательство государства в отношения между трудом и капиталом. Государство брало на себя роль арбитра при решении спорных вопросов, возникающих между предприни-мателями и профсоюзами, и содействовало заключению коллективных договоров между ними.
Политика государства была направлена на то, чтобы подтянуть уровень жизни широких слоев населения к уровню жизни обеспеченных категорий граждан. Провозглашалась цель сокращения социального неравенства и обеспечения большей социальной справедливости путем перераспределения с помощью налоговой политики национального дохода и предоставления населению социаль-ных услуг в важнейших сферах жизни. К этим услугам относились семейные пособия на детей, бесплатное школьное образование, пособия по безработице и нетрудоспособности, пенсионное обеспечение.
Наиболее полно принципы государства благосостояния были реализованы в так называемой скандинавской, или шведской, модели социализма. Основными признаками этой модели стали: создание высокоэффективной экономики, обеспечение занятости почти всего трудоспособного населения, ликвидация бедности, создание развитой системы социального обеспечения, достижение высокого уровня грамотности и культуры.
Значительную роль в политической жизни западных стран в 50—60-х годах играло рабочее и коммунистическое движение. В Италии, Франции и других странах коммунистические партии и возглав-ляемые ими профсоюзы оказывали большое влияние на процессы социально-экономического и внутриполитического развития. Их деятельность сыграла важную роль в принятии правящими кругами этих стран социального законодательства, проведении национализации, расширении регулирующих и контролирующих функций государства.
Неоконсервативная волна. В конце 70-х годов система государ-ственного вмешательства на Западе оказалась в глубоком кризисе.
Мировой экономический кризис 1974—1975 гг. дал исходный импульс так называемой неоконсервативной волне, которая была призвана обеспечить оптимальные с точки зрения правящей элиты условия для осуществления назревшей структурной перестройки экономики.
В ходе неоконсервативной волны левые политические партии и движения были отодвинуты на задний план, и во многих странах победу одержали новые консервативные силы. Центральное место в их программах занимали установки на сокращение роли государства в экономике, денационализацию, приватизацию, возрождение частной инициативы, конкуренции, рыночных принципов в экономической и социальной сферах.
Приход к власти в Великобритании в 1979 г. Консервативной партии во главе с М. Тэтчер, победа республиканца Р. Рейгана на президентских выборах в США в 1980 г., результаты парламентских выборов в ФРГ, Франции и Италии показали, что идеи, выдвигавшиеся новыми консервативными силами, оказались созвучными настроениям широких слоев населения. Неоконсервативная волна, обеспечившая доминирование консерваторов на решающем этапе структурной перестройки экономики, предопределила ее ход и характер. Пере-стройка прошла по выгодному для правящей элиты сценарию, позволившему переложить ее издержки на основную часть населения и в то же время не допустить серьезных социальных потрясений.
К 90-м годам наиболее сложный этап структурной перестройки западной экономики завершился, и неоконсервативная волна пошла на спад.
В США в 1989 г. Р. Рейгана сменил умеренный консерватор Дж. Буш, на смену которому в 1993 г. пришел либерал Б. Клинтон. В Англии в 1990 г. М. Тэтчер сменил умеренный консерватор Дж. Мейджор, место которого в 1997 г. занял лидер лейбористов Т. Блэр. В ФРГ в 1998 г. неоконсерватора Г. Коля заменил лидер социал-демократов Г. Шрёдер.
Идеи неоконсерваторов были подхвачены остальными политиче-скими силами, в том числе социалистическими партиями. В 90-х годах социал-демократические партии, находившиеся у власти, продолжали осуществлять неоконсервативную экономическую политику денацио-нализации и децентрализации.
Установление либерально-демократических режимов в Европе и кризис левой идеологии. С середины 70-х годов с развертыванием революционных движений в Греции, Испании и Португалии против господствующих диктаторских режимов начался процесс установления либерально-демократических режимов в большинстве стран мира. Прорыв всемирно-исторического значения был сделан в конце
80-х — начале 90-х годов в результате антикоммунистических рево-люций в странах Восточной Европы и распада СССР.
К началу 90-х годов в восточноевропейских странах к власти пришли либерально-демократические правительства, взявшие курс на перестройку хозяйственной и политической жизни по западному образцу. Впервые в мировой истории начался переход от социализма к капитализму. Перестраивались государственные структуры управ-ления, хозяйственный организм, весь уклад жизни населения, утверждались институты и ценности либеральной демократии. После распада СССР большинство независимых постсоветских государств вслед за восточноевропейскими странами в качестве модели развития избрали рыночную экономику и либерально-демократическую форму политического устройства.
80—90-е годы характеризовались падением влияния левых партий
и движений в политической жизни развитых капиталистических стран.
В условиях кризиса левых идеологий и ликвидации социалистической системы в государствах Восточной Европы и на постсоветском пространстве коммунистическое движение как реальная политическая сила сошла с общественно-политической арены развитых стран.
Формирование гражданского общества. Важнейшие события последних десятилетий: развитие НТР, окончание гонки вооружений и “холодной войны”, рост экономики и уровня жизни в ведущих странах, широкая региональная интеграция и т. д., сопровождались усилением значения гражданского общества.
Гражданское общество — сфера, расположенная на стыке экономики, государства и частной жизни. Оно включает в себя союзы, ассоциации, социальные движения и равноправные некоммерческие, негосударственные организации, отличающиеся общественной активностью, связанной с социальным творчеством. Образование и развитие гражданского общества связаны со средним классом. В прямой зависимости от степени развития гражданского общества находятся становление и развитие демократии.
Гражданское общество в целом является союзником и помощником государства. Так, развитие антивоенного и пацифистского движения шло параллельно с принятием ведущими государствами мер по ограничению и прекращению гонки вооружений. Подъем молодежных движений заставил правительства с большим вниманием относиться к проблемам и интересам молодых людей.
С деятельностью гражданского общества связано возникновение в 70—80-х годах широкого движения за охрану окружающей среды. Его сторонники в разных странах (их называют “зелеными”) выступают за сохранение природы и бережное отношение к ней. Движение “зеленых” стало важным общественным контролером для отдельных отраслей промышленности, развитие которых наносит вред экосистеме Земли.