Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 946

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Я. Кадар. 4 ноября 1956 г. было сформировано Венгерское рево-люционное рабоче-крестьянское правительство, которое возглавил
Я. Кадар. Оно обратилось к советскому руководству с просьбой подавить мятеж.
СССР ввел войска в Будапешт, и в течение нескольких дней восста-ние было подавлено. ЦК ВСРП оценил события 1956 г. как контрре-волюционный мятеж, направленный на реставрацию капитализма в стране. И. Надь по обвинению в государственной измене был приговорен к смертной казни.

В 1989 г. Верховный суд Венгрии реабилитировал И. Надя и других лиц, осужденных вместе с ним. Вооруженное выступление 1956 г. стало рассматриваться в Венгрии как народное восстание против сталинского режима. День 23 октября был объявлен национальным праздником.

События 1953 г. в ГДР и 1956 г. в Польше и Венгрии явились проявлением кризиса советской модели социализма, которая внедрялась руководством восточноевропейских стран без учета их специфических особенностей.

Американский дипломат Г. Киссинджер о роли СССР в венгерских событиях

Кровавое подавление венгерского восстания продемонстрировало, что Советский Союз намерен сохранить сферу собственных интересов, причем, если понадобится, то путем применения силы… Не оставалось более сомнений, что “холодная война” будет продолжительной и преисполненной горечи, а враждебные друг другу армии так и будут стоять по обеим сторонам разграничительной линии сколь угодно долго.

1.Назовите особенности народно-демократических революций в Восточной Европе и строя народной демократии.

2.Чем характеризуется начальный этап социалистического строительства в Центральной и Юго-Восточной Европе.

3.Почему восточноевропейские страны приняли советскую модель строительства социализма?

4.Какое значение имел советско-югославский конфликт для становления социалистического лагеря?

5.Дайте оценку политическому кризису в странах народной демократии в 50-х годах.

СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В КОНЦЕ 50-х — НАЧАЛЕ 80-х годов

Поиски путей развития социализма коммунистическими партиями Центральной и Юго-Восточной Европы. После ХХ съезда КПСС руководство стран народной демократии стало вносить коррективы в методы управления и экономическую политику. Были остановлены массовые репрессии, началась реабилитация осужденных по политическим мотивам. Были признаны необоснованными обвинения по отношению к Компартии Югославии и восстановлены отношения с ней по государственной и партийной линиям. Признавая приоритетным курс на индустриализацию, были увеличены капитало-вложения в развитие сельского хозяйства и легкой промышленности. В таких странах, как Польша, Венгрия, ГДР, были созданы минималь-ные условия для развития мелкого частного производства и частного сектора в сфере услуг.


Конец 50-х — начало 60-х годов явились для коммунистических партий Восточной Европы временем поиска оптимальной модели социализма.

Ряд стран Восточной Европы при создании производственной кооперации отказались от методов силового воздействия на крестьянство. К концу 50-х — началу 60-х годов коллективизация сельского хозяйства была завершена. В Польше и Югославии в результате применения умеренных методов в проведении коллекти-визации удалось достигнуть преобладания в деревне индивидуального крестьянского хозяйства.

По иному, чем в СССР, в странах народной демократии складывались отношения с представителями мелкобуржуазных слоев. В ГДР, Венгрии, Польше, Чехословакии, Югославии часть мелких производителей была занята в сфере розничной торговли и услуг. Восточногерманские власти провели преобразования частных предприятий и частной торговли. При согласии предпринимателей совладельцем их предприятий стало государство.

За годы реформ сформировалась новая интеллигенция, успешно шел процесс ликвидации неграмотности среди взрослого населения, особенно в таких странах, как Албания, Румыния, Югославия.

Подводя итоги социалистического строительства конца 50-х — начала 60-х годов, большинство коммунистических партий стран Центральной и Юго-Восточной Европы (кроме Польши и Югославии) заявили о построении основ социализма.

Однако руководство некоторых восточноевропейских стран, оценивая темпы и уровень экономического развития и наблюдая свое отставание от индустриально развитых западных стран, стало осозна-вать необходимость реформ.

Первоначально реформы предусматривались в рамках социалистического строя и были рассчитаны на его “улучшение” с учетом национальной специфики каждой страны.

Отсюда и появление таких определений, как “польский путь к социализму”, “социализм национальных цветов” в ГДР, “югославский самоуправляющийся социализм”.

В Венгрии и Чехословакии предпринимались попытки разработки новой экономической модели, получившей название социалистический рынок. Он предусматривал переход предприятий на самофинансиро-вание и хозрасчет и их право распоряжаться своими доходами. Государственное планирование должно было носить рекомендательный, а не обязательный характер. При ценообразовании функцио-нировали рыночные механизмы спроса — предложения.

Попытки восточноевропейских стран найти оптимальную модель социалистического строительства были омрачены Берлинским кризисом 1961 г., разразившимся в ГДР. Начатое восточногерманским правительством под давлением советского руководства форсирование коллективизации привело к массовому бегству граждан ГДР в Западную Германию. Поскольку между Восточным и Западным Берлином граница фактически отсутствовала, из ФРГ в ГДР проникали агенты западных спецслужб для сбора разведданных. Предложение Н. С. Хрущева, высказанное им в 1958 г., о предоставлении Западному Берлину статуса “демилитаризованного вольного города” осталось без ответа со стороны Запада. И тогда восточногерманские и советские руководители стали искать иной путь решения этой проблемы. Лидер германских коммунистов В. Ульбрихт предложил установить барьер из колючей проволоки вокруг Западного Берлина. Н. С. Хрущев первоначально отклонил это предложение. Но на встрече 3—5 августа 1961 г. первых секретарей коммуни-стических партий восточноевропейских стран большинством при-сутствовавших был одобрен план В. Ульбрихта.



В ночь с 12 на 13 августа 1961 г. народная полиция и подразделения армии ГДР окружили Западный Берлин ограждениями из колючей проволоки и возвели бетонную стену высотой до 4 м и протяженностью более 150 км. По всему периметру стены были установлены наблюдательные вышки. Берлинская стена в глазах общественности Запада стала символом раскола Европы и мира. Что касается социалисти ческой Германии, то возведением стены правительство ГДР остановило поток беженцев и утечку материальных средств в Западную Германию, восстановило контроль над своей территорией, что способствовало упрочению его положения.

Пражская весна. К началу 60-х годов чехословацкое руководство пришло к выводу о создании основ социализма в стране. Это получило отражение в новой Конституции, принятой в июле 1960 г. Поменялось и название государства — Чехословацкая Социалистическая Республика. Лидеры КПЧ необоснованно утверждали, что все задачи переходного периода государством выполнены и в обществе достигнуто морально-политическое единство. Однако последующее развитие событий показало, что подобные убеждения были иллюзией.

В стране накопилась масса нерешенных проблем. В частности, остро стоял национальный вопрос. По Конституции 1960 г. полномочия словацких государственных органов были значительно сужены по сравнению с Конституцией 1948 г. Словаки чувствовали себя ущемленными. Проводя политику, направленную на преодоление экономического неравенства между Словакией и Чехией, и, вкладывая средства в развитие словацкой экономики, чехословацкое правительство считало, что индустриализация Словакии автоматически укрепит единство двух народов. Никаких конкретных мер для создания равноправия между ними не проводилось. Все это создавало напряженность в отношениях двух народов.

К середине 60-х годов ухудшилось экономическое положение страны. Это отразилось на жизненном уровне населения. Очевидность принятия срочных мер для преодоления возникших трудностей осознавалась всеми представителями чехословацкого руководства.

Руководство ЧССР во главе с первым секретарем ЦК КПЧ А. Новотным, занимавшим одновременно и пост президента, не вызывало доверия у большинства представителей партийно-государствен-ного аппарата из-за неспособности решать проблемы, накопившиеся в стране. На состоявшемся в январе 1968 г. Пленуме ЦК КПЧ Новот-ный был снят с поста первого секретаря ЦК, а позже лишен и президентской должности. Первым секретарем ЦК был избран Алек-сандр Дубчек, завоевавший себе авторитет резкой критикой Новотного.


Первоначально политика нового руководства была направлена на устранение имевшихся недостатков. Было решено устранить препятствия для установления полного равенства чехов и словаков. Про-возглашалась программа политических и экономических реформ, в ходе которых предполагалось создать новый облик социализма “с человеческим лицом”.

Однако вокруг А. Дубчека стали формироваться силы, которым было тесно в рамках предлагаемой новой модели социализма. Под видом улучшения этого строя они хотели полного его упразднения, замены плановой системы хозяйствования рыночным механизмом и переориентации экономики ЧССР на Запад. От критики недостатков социализма либеральное крыло КПЧ перешло к его критике как системы, потребовав изменения политической структуры общества. Тех членов ЦК и правительства, которые выражали несогласие с предлагаемым курсом, зачисляли в “догматики” и “консерваторы” и подвергали моральному террору.

Вскоре чехословацкие рыночники убедились, что А. Дубчек слишком нерешительная фигура для радикальных шагов. Однако заменить его в тот момент было некем, да и нецелесообразно, поскольку в глазах общественности он выглядел как реформатор “плохого социализма”. А открыто объявлять о переходе к рыночным отношениям, по мнению чехословацких либералов, было еще преждевременно, поскольку бо/льшая часть общества едва ли поддержала бы эту идею. Поэтому был выдвинут лозунг: “ С Дубчеком — против Дубчека”.

Расстановка сил в обществе выглядела следующим образом. Сторонники А. Новотного отстаивали прежние методы руководства и выступали за сохранение прежнего порядка. Реформаторское крыло в КПЧ пыталось преодолеть возникший кризис и начать широко-масштабные реформы по гуманизации социалистической модели. Либеральные силы, сформировавшиеся в партии и правительстве, стремились к полной ликвидации социализма, считая его утопией, и переходу к рыночным отношениям. По мнению современных исследователей Пражской весны, эта группа была немногочисленной и не представляла угрозы существовавшей в Чехословакии системе.

Дубчек Александр (1921—1992)

Родился в Словакии. Детские и юношеские годы провел в Советском Союзе. С 1939 г. — член Компартии Чехословакии (КПЧ). Участвовал во Второй мировой войне. С конца 40-х годов находился на ответственных партийных и государственных постах. С 1958 г. член Центрального комитета КПЧ. В 1968 г. избран первым секретарем ЦК КПЧ. В апреле 1968 г. опубликовал официальный документ “Пражской весны” — “Программу действий Коммунистической партии Чехословакии”, направленную на либерализацию общественной жизни. Провел реабилитацию поли-тических заключенных, отменил цензуру в средствах массовой информации, запретил преследовать оппозиционно настроенных представителей интел-лигенции. Осудил ввод в Чехословакию войск пяти стран Варшавского договора. Был арестован, снят с руководящего поста и направлен послом в Турцию. Через два месяца был отозван новым чехословацким руководством и исключен из партии как “ведущий представитель правоопортунистического ревизионистского направления в руководстве КПЧ”. Более 15 лет проработал в одном из словацких лесных хозяйств. В 1989 г. вернулся в политику и стал лидером Словацкой социал-демократической партии. В 1989 г. избран председателем Федерального собрания Чехословакии. В 1992 г. погиб в автомобильной катастрофе.


Политика гласности и политический плюрализм, утвердившиеся в чехословацком обществе, привели к появлению на страницах печати радикально-критических публикаций. К лету 1968 г. КПЧ пере-стала контролировать ситуацию в обществе. Это вызвало обеспокоенность в Москве. Беседы с А. Дубчеком результатов не дали. В Кремле решили, что правые ревизионистские силы представляют угрозу социалистическим завоеваниям в Чехословакии. После консультаций руководством компартий социалистического содру-жества было принято решение о необходимости ввода войск стран— участниц Варшавского договора в Чехословакию. 21 августа 1968 г. войска пяти стран ОВД — СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши — вступили на территорию ЧССР.

А. Дубчек был отстранен от руководства. Сотни тысяч коммунистов были исключены из партии как ревизионисты. В конце августа состоялись советско-чехословацкие переговоры в Москве. На них было подписано соглашение о нормализации положения в стране. Новое руководство КПЧ расценило действия стран Варшавского договора как “акт интернациональной помощи”. В трактовке современных чешских историков эта акция рассматривается как интервенция.

С этого времени утверждается концепция, сформулированная Л. И. Брежневым, “о коллективной ответственности за судьбы социализма”, предпола-гавшая вмешательство во внутренние дела социалистических стран. На Западе эта концепция получила название доктрина Брежнева.Особенности развития Болгарии и Румынии. В Болгарии и Румынии в отличие от других стран социалистического лагеря с середины 50-х годов происходило становление консервативной модели социализма. После смерти И. В. Сталина Политбюро ЦК БКП осудило культ личности первого секретаря ЦК В. Червенкова и методы его руководства. Общественность связывала надежды с приходом нового лидера Тодора Живкова. Однако болгарская “оттепель” продлилась недолго. Т. Живков отказался от борьбы с партийной бюрократией и решил плыть по течению. Вскоре сформировался новый культ личности — теперь уже в лице Т. Живкова.

Отказавшись от глубоких реформ в обществе, болгарский лидер предпринимал активные шаги для сближения с СССР. Он демонстрировал свою полную лояльность по отношению к Советскому Союзу и способствовал интеграции болгарской экономики в советскую. Подобная политика позволяла Болгарии довольно долгое время сохранять достаточно высокие темпы развития и поддерживать стабильный жизненный уровень населения. В начале 80-х годов был предпринят комплекс мер, направленных на повышение качества болгарской продукции. Стали создаваться специализированные предприятия, использующие передовые технологии. Для удовлетворения спроса населения на потребительские товары учреждались мелкие и средние предприятия, функционирующие на принципах хозрасчета. Тем не менее в большинстве отраслей промышленности Болгарии преобладало экстенсивное развитие.