Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 937
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Авторитет новой власти стал неуклонно снижаться. Ее стали обвинять в поспешности и непродуманности реформ. Поэтому не случайно на выборах 1995 г. победу одержал бывший коммунист А. Квасневский. Новое правительство попыталось скорректировать курс реформ, но так и не отказалось от жесткого давления на произво-дителей. Это вызвало новую волну протеста по всей стране и привело к усилению социальной напряженности. В течение всего 1999 г. Польшу лихорадило от забастовок и демонстраций. Правительство обвиняли в насыщении рынка импортной продукцией сельского хозяйства, которая была значительно дешевле польской. Многие фермерские хозяйства страны были поставлены на грань банкротства. В ходе манифестаций польские фермеры жгли флаги стран Евросоюза, считая их виновниками своих бедствий. Польское сельское хозяйство не могло конкурировать с сельхозпроизводством Западной Европы.
В ходе президентских выборов 2000 г. победу вторично одержал А. Квасневский. Новым премьером в результате парламентских выборов 2001 г. стал Лешек Миллер. Он заявил, что будет бороться за “человеческий облик” построенного капитализма. Однако решить эту задачу было крайне непросто. В 2002 г. каждый пятый поляк не имел постоянной работы. Темпы роста производства упали с 7% до 0,8%.
23 октября 2005 г. в Польше состоялись очередные президентские выборы. Бывший мэр Варшавы Лех Качиньский был избран президентом Польской республики. В своей программе Л. Качиньский заявил, что государство должно играть регулирующую роль в экономической жизни и оказывать поддержку населению в социальной области.
Внешняя политика Польши ориентируется на Европейское сообщество. В 1999 г. страна стала членом НАТО, в 2004 г. вступила в ЕС. В ноябре 2006 г. произошло обострение отношений Польши с Россией. Это было вызвано отказом России закупать мясо в Польше. Качиньский предложил ЕС ввести санкции против России в том случае, если Москва откажется снять запрет на ввоз польского мяса и сельскохозяйственной продукции. Во время войны в Южной Осетии в августе 2008 г. Качиньский объявил о том, что полностью поддерживает Грузию, а ввод Россией войск назвал “агрессией против суверенной страны”. На фоне южноосетинского конфликта Польша 20 августа 2008 г. подписала с США соглашение о размещении на ее территории элементов американской системы ПРО. В ответ на это президент Д. Медведев заявил, что Россия развернет в Калининград-ской области ракетный комплекс “Искандер”. В сентябре 2009 г. президент США Б. Обама объявил о том, что США отказались от планов, связанных с размещением системы ПРО в Восточной Европе. С этого времени наметилась тенденция к улучшению польско-российских отношений. Для преодоления конфронтации и изживания двусторонних обид российская сторона решила урегулировать так называемую “катынскую проблему”. Весной 2010 г. польская делегация была приглашена на место Катынской трагедии. Однако самолет с президентом на борту, направлявшийся в Катынь, ввиду ухудшившихся метеорологических условий потерял управление и рухнул на землю. Все члены экипажа и пассажиры, в том числе польский президент, погибли...
В Венгрии приватизация шла за деньги и под контролем государства. Полученные средства направлялись на финансирование процесса трансформации и уплату долгов. Особое внимание уделялось укреплению новой банковской системы. Повсюду в процессе приватизации привлекался иностранный капитал.
Сегодня Венгрия отличается от многих восточноевропейских стран большой долей участия иностранного капитала в экономике.
Своей кульминации процесс приватизации в Венгрии достиг в 1995—1997 гг. В это время в частные руки перешло около 60% всей приватизированной в 90-х годах собственности. Однако, как и в других странах Восточной Европы, процесс перехода к рыночным отношениям носил крайне болезненный характер. Страну захлестнула волна инфляции и безработицы. И тем не менее вторая половина 90-х годов была отмечена завершением переходного периода в экономическом и политическом положении страны и все большим стремлением Венгрии интегрироваться в ЕС и НАТО. В1999 г. Венгрия наряду с Польшей и Чехословакией стала членом Североатлантического альянса, а в конце 90-х годов развернулась интенсивная подготовка Венгрии к вступлению в ЕС.
В мае — июне 1998 г. в Венгрии прошли очередные парламентские выборы. Победу на них одержала правоцентристская коалиция ФИДЕС (Союз молодых демократов — Венгерский демократический форум) при поддержке ряда националистических партий и орга-низаций. Новое правительство было сформировано лидером ФИДЕС Виктором Орбаном. За время правления правоцентристского
правительства венгерская экономика достигла устойчивого развития на уровне 4% роста в год. Безработица снизилась с 9% трудоспособного населения до 6%, а инфляция — с 16 до 7%.
Правительство В. Орбана провело ряд социальных реформ: повысило социальные расходы государства, отменило плату за обучение
в университетах и пообещало, что в течение следующего срока правления примет закон о бесплатных обедах для детей из малообес-печенных семей. Орбан заверил избирателей, что добьется полной занятости населения, значительно повысит пенсии и заработную плату рабочим и служащим. Однако его некоторые откровенно национа-листические заявления насторожили умеренных избирателей. На парламентских выборах 2002 г. они отдали свои голоса блоку левых сил, который одержал победу. Премьер-министром был избран беспартийный кандидат Петер Медьеши.
В 2004 г. Венгрия вступила в ЕС. В 2006 г. объем ВВП страны превысил уровень 1989 г. и имеет тенденцию к росту на 3 — 4 %. Среднегодовой прирост инфляции опустился ниже 5%. В стране сохраняется социально-политическая стабильность.
После распада Чехословакии в 1993 г. на Чехию и Словакию каждая из них продолжила рыночные реформы.
Начиная с 1999 г. в Чехии наблюдается экономический рост. Уровень безработицы в стране ниже, чем в среднем по Евросоюзу, в 2007 г. он составил 6,3%. В июне 2002 г. прошли парламентские выборы, победу на которых одержали социал-демократы. Незадолго до выборов президент Чехии Вацлав Гавел заявил, что независимо от исхода выборов новому правительству придется решать три задачи: завершение социально-экономических реформ, подготовка страны к вступлению в ЕС и проведение президентских выборов 2003 г. Две первые задачи практически были решены. Сложной была третья задача — избрание нового президента страны. После заявления В. Гавела, что ввиду плохого состояния здоровья он не будет баллотироваться на следующий срок, в стране возник политический вакуум. После нескольких неудачных попыток новым президентом Чехии в 2003 г. был избран лидер Гражданской демократической партии Вацлав Клаус.
Процесс приватизации в Словакии прошел в три этапа. За 1994— 2004 г. ВВП вырос на 51 %. На сегодня доля частного сектора в стране составляет 71 %.
В 2004 г. Словакия и Чехия стали членами ЕС.
В Болгарии была принята новая Конституция, узаконившая поли-тический плюрализм и экономическую свободу. Руководство Болгарии выбрало путь постепенных реформ. Однако в 1991 г. была проведена первая либерализация цен. Страну захлестнули инфляция и рост безработицы. Наблюдалось снижение жизненного уровня населения.
В середине 1997 г. после прихода к власти социал-демократов страна стала постепенно выходить из кризиса. Начался процесс экономической и социальной стабилизации. За 1997—2004 гг. ВВП Болгарии вырос на 28%. За период 2000—2004 гг. рост промышленного производства страны составил около 40%. Снизилась инфляция, заметно увели-чились реальные доходы населения и его занятость. Однако в стране сохраняется безработица, уровень которой в 2007 г. составил 8%. В 2007 г. Болгария вступила в ЕС.
В Румынии происходил процесс перехода к рыночным отношениям.
В ноябре 1990 г. была объявлена либерализация цен. В 2005 г. ВВП Румынии превысил уровень 1989 г. Однако в стране сохранялась безработица, не были решены многие социальные проблемы. Уровень экономического развития и зрелость создаваемой рыночной среды в
Румынии заметно ниже, чем в других восточноевропейских странах. В 2007 г. Румыния стала членом ЕС.
В конце 2009 г. в Румынии прошли очередные президентские выборы. Победу на них одержал действующий президент Трайян Басэску, который заявил, что главной задачей его правления будет дальнйшая модернизация и развитие страны.
1.Какое влияние оказала перестройка в СССР на страны Восточной Европы?
2.Почему события 80—90-х годов, имевшие место в Восточной Европе, принято называть “бархатными революциями”?
3.Расскажите об объединении Германии и образовании Чешской и Словацкой Республик.
4.Опишите политический кризис в Болгарии и Румынии.
5.Изложите хронику межнациональных конфликтов в Югославии и охарактеризуйте их итоги.
6.Раскройте особенности современного развития восточноевропейских стран.
Тема 2.9.Международные отношения во второй половине 80-х-в начале XXI века.
Роспуск ОВД и СЭВ. Конфликты на Балканах, Среднем и Ближнем Востоке.
Перестройка в СССР и международные отношения. В 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. Провозглашенная новым советским лидером политика перестройки нашла свое воплощение и в международных отношениях. Внешнеполитический курс Горбачева сводился к односторонним уступкам Западу ради утверждения абстрактных принципов “нового полити-ческого мышления”. Вопреки реальным государственным интересам новый советский лидер взял курс на уход СССР из третьего мира, где к 1991 г. он лишился практически всех союзников. Этот вакуум начали быстро заполнять США.
В 1989 г. произошел обвальный распад социалистической системы. Стратегические позиции СССР катастрофически ухудшались. Кульминацией этого процесса стало объединение ГДР и ФРГ. В этой важнейшей для безопасности СССР проблеме М. С. Горбачев пошел на одностороннюю уступку Западу.
Возобновление советско-американского диалога. В 1985 г. состоялись советско-американские переговоры на высшем уровне в Женеве. В 1986 г. они были продолжены в столице Исландии
Рейкьявике, в 1987 г. в Вашингтоне и в 1988 г. в Москве. На них обсуждались вопросы сокращения ядерных вооружений. В ходе двусторонних переговоров удалось достигнуть позитивных резуль-татов. Так, в декабре 1987 г. был подписан, а в июне 1988 г. вступил в действие Договор между СССР и США о ликвидации ракет среднего и меньшего радиуса действия. Было заявлено, что тем самым положено начало строительству мира без ядерного оружия. Кроме того, зафиксировано сближение позиций сторон при подготовке совместного проекта договора о 50%-ном сокращении стратегических наступательных вооружений СССР и США в условиях сохранения договора по ПРО. Мировая демократическая общественность с удовлетворением восприняла вывод советских войск из Афганистана в 1989 г., что было расценено как важный шаг в деле политического урегулирования региональных конфликтов.
Cоветская общественность ожидала ответных шагов со стороны США. Тем более что Запад за уступку Горбачева в германском вопросе обещал трансформировать НАТО в политическую организацию и не расширять ее на Восток. Однако все это так и осталось обещаниями. Наблюдая за ослаблением власти Горбачева, американская администрация стала опасаться за исход переговоров по заключению соглашения о контроле над стратегическими вооружениями с Советским Союзом. В 1991 г. состоялась очередная советско-американская встреча, в ходе которой был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Он предусматривал сокращение советских и американских ядерных арсеналов на протяжении 7 лет до 6 тыс. единиц для каждой стороны.