Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 883

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Британская Индия была страной с развитым (по сравнению с другими странами Востока) государственно-политическим механизмом и партийно-политической системы.

В 1885 г. создается первая Общеиндийский буржуазно-националистическая организация — Индийский национальный конгресс (ИНК). В начале ХХ в. в деятельности ИНК четко определились два направления — либеральный (представителей этого направления называли «умеренными») и радикальный (радикалов называли «крайними»). «Умеренные» были сторонниками поэтапного, сугубо мирного перехода к независимости путем постепенного расширения индийского представительства в законодательных органах власти. «Крайние» выступали за массовые антиколониальные действия и привлечения к национально-освободительного движения беднейших слоев индийского общества. Лидером «крайних» был Б. Г. Тилак.

Английская колониальная администрация, обеспокоенная ростом индусского национализма, начала демонстративно оказывать поддержку индийским мусульманам с целью разжигания вражды между индуистской и мусульманской общинами. В 1899 г. вице-королем Индии был назначен лорд Дж. Керзон, который представлял чрезвычайно реакционную группу английских империалистов. Он взял курс на усиление колониального режима. Особое беспокойство колонизаторов вызвало состояние дел в Бенгалии, которая была ведущим центром национально-освободительного движения. Поэтому под предлогом «повышения эффективности управления» было решено разделить Бенгалию на Западную и Восточную. В результате в Западной Бенгалии подавляющее большинство населения составили индусы, а в Восточной — мусульмане. Таким образом Керзон стремился потопить национальное движение в религиозной и национальной вражды.

Национально-освободительное движение 1905-1908 гг

Закон о распределении Бенгалии вступил в силу с 15 октября 1905 г. В Бенгалии этот день был объявлен днем национального траура. В Калькутте — столицы Британской Индии — состоялась огромная демонстрация протеста. Ее участники поклялись добиться воссоединения родины. Развернулась агитация за бойкот иностранных товаров. Создавались организации национальных волонтеров, которые пикетировали английские торговые предприятия. Был выдвинут лозунг «свадеши» (собственное производство), которое предусматривало бойкот английских товаров и поддержания отечественных промышленных и торговых предприятий. Вскоре этот лозунг подхватили и в других районах Индии.


Итак, стихийно начатый движение свадеши, хотя и имел экономическое окраску, стал первым в истории Индии массовым Общеиндийский национальным движением. ИНК поддержал бойкот английских товаров как форму протеста против распределения Бенгалии.

Между тем антиколониальное движение распространялось. Во многих городах продолжались массовые митинги и демонстрации. Начались забастовки на промышленных предприятиях, принадлежавших англичанам. Летом 1906 произошло два крупных забастовки железнодорожников Восточно-Индийской железной дороги.

В условиях подъема национально-освободительного движения англичане решили изолировать от антиколониальной борьбы мусульман. С этой целью в декабре 1906 г. при содействии английской администрации была основана Мусульманскую Лигу — вторую Общеиндийский партию, которая представляла интересы всех индийских мусульман. Руководство Мусульманской Лигой объявило о своем лояльном отношении к английским властям.

Происходит радикализация ИНК. Осенью 1906 г. на съезде в Калькутте под давлением «крайних» во главе с Тилака впервые в истории национально-освободительного движения Индии была сформулирована требование «сварадж» (своя власть). Она трактовалось как самоуправление в пределах британской империи вроде самоуправляющихся английских колоний (доминионов). Однако разногласия между «умеренными» и «крайними» по вопросу привлечения масс к национально-освободительного движения и возможности насильственных действий по отношению к британской колониальной администрации остались нерешенными.

В 1908 г. на очередном съезде ИНК произошел раскол. Партийное руководство осталось в руках «умеренных», а «крайние» вышли из состава ИНК.

С целью укрепления позиций «крайних» Тилак совершил ряд агитационных поездок по стране. Его выступления широко освещались всей индийской прессой. Выражение Тилака «индийская конституция — это уголовный кодекс» стало крылатым. Колониальные власти арестовали Тилака, чтобы положить конец деятельности индийских радикалов. В июле 1908 г. он предстал перед судом в Бомбее и был приговорен к 6 годам каторжной тюрьмы. В знак протеста против этого приговора населения Бомбея организовало всеобщая политическая стачка, который длился 6 дней — по числу лет каторги Тилака. После событий в Бомбее произошел спад массового движения.



Подъем национально-освободительного движения в Индии в 1905-1908 гг повлияло на политику английского правительства. В 1909 г. был внедрен ряд новых реформ, направленных на стабилизацию ситуации в Индии (так называемые реформы Морли-Минто). В частности, было введено принцип отдельных выборов для индуистов и мусульман, увеличено количество выборных членов в совещательных органах при администрации и т.д..

1911 новый вице-король Хардинг отменил распределение Бенгалии, а столицу Индии перенесли из Калькутты в «более спокойное» Дели.

Итак, в начале ХХ века национально-освободительное движение превратилось в определяющий фактор общественно-политической жизни Индии, на который британские колонизаторы не могли не считаться.

Китай

С ХVII века власть в Китае сосредоточили в своих руках маньчжуры, которые захватили страну и основали свою императорскую династию Цин. На конец ХIХ века Китайская империя потеряла свое былое могущество и превратилась в полуколонию Запада. Иностранные государства начали распределение ее территории на «сферы влияния». Постарела маньчжурская династия Цин уже не могла противостоять вторжению иностранцев и отстаивать суверенитет страны. Наиболее сознательная часть общества понимала необходимость немедленных изменений. В 1898 г. группа китайских реформаторов с одобрения императора попыталась осуществить реформы, направленные на модернизацию Китая. Однако через ожесточенное сопротивление консервативных кругов эта попытка закончилась полным провалом.

Китай стремительно терял свой суверенитет. Давление со стороны иностранцев усиливался. Страну заполонили католические и протестантские миссионеры, которые распространяли свою идеологию среди китайского населения. Это вызвало протест традиционного китайского общества. На рубеже ХIХ-ХХ веков Северный Китай был потрясен стихийным народным восстанием против иностранцев под руководством тайного общества Ихэтуань (историки часто называют его «боксерским восстанием»). Основным лозунгом, объединившее повстанцев, стал девиз «Поддержим Цин, смерть иностранцам!». Но изгнать иностранцев и восстановить самоизоляцию Китая от внешнего мира не удалось: народное восстание было жестоко подавлено великими державами, а Китай испытал новых унижений. «Боксерское восстание» развеяло иллюзии, которые еще существовали в китайском обществе относительно могущества государства, олицетворенной монархией Цин. Престиж правящей династии был окончательно подорван. Китай вошел в «тупик истории».


Революционно-демократическое движение в Китае

На рубеже ХIХ-ХХ веков формируется революционно-демократическое движение. Его участники имели целью путем вооруженного восстания свергнуть маньчжурскую династию и провозгласить республику. Именно так, по их мнению, можно было возродить мощный и независимый Китай. Признанным лидером китайских революционных демократов стал Сунь Ятсен, который длительное время находился в эмиграции и был хорошо знаком с политическим опытом Запада. Он считал, что единственный правильный путь выхода из кризиса — сочетание традиций китайской цивилизации с нововведениями, которые пришли с Запада, и возлагал большие надежды на поддержку со стороны Японии и западных государств. В 1905 г. Сунь Ятсен и его сторонники основали в Японии революционную организацию «Объединенный союз». Его программа («три народных принципа») была разработана Сунь Ятсеном. Первый принцип звучал как «национализм» и предусматривал свержение власти маньчжурской династии и возвращение власти китайскому правительству. Второй принцип получил название «народовластие» и означал установление в стране буржуазно-демократической республики после свержения монархии. Третий принцип — «народное благосостояние» — имел в виду справедливое решение основного для Китая вопрос — аграрного. «Объединенный союз» начал подготовку антиманьчжурских восстание на юге Китая.

Синьхайская революция

10 октября 1911 началось вооруженное восстание в одном из крупнейших центров южного Китая — Учан. Это восстание положило начало новый этап национально-освободительной борьбы, который историки часто называют Синьхайской революции (1911 г. по старому китайскому календарю назывался «Синьхай»). Повстанцы выгнали маньчжурских чиновников и создали революционное правительство, который требовал отречения Цинской династии от власти и провозгласил Китайскую республику. Революционеры обратились к согражданам с призывом восстать против маньчжурского правления. Время, чтобы избежать вмешательства иностранцев, революционная власть пообещала выполнить обязательства по всем договорам, которые были подписаны императорским правительством. Страны Запада также пошли навстречу и заявили о своем нейтралитете в конфликте, углублялся.

На призыв учанських революционеров откликнулся весь Китай. На начало декабря власти маньчжуров была отменена в 15 провинциях. Пекин контролировал лишь три северные провинции Китая. В условиях обострения политического кризиса среди китайского населения наблюдался всплеск националистического экстремизма, который иногда приобретал форм геноцида против маньчжуров как народности. Императорское правительство, потеряв способность контролировать ситуацию, обратился за помощью к известному генерала Юань Шикая, китайца по происхождению. Он был назначен главнокомандующим всеми войсками, а также получил пост премьер-министра. Во избежание дальнейшего углубления политического кризиса и сохранения института императорской власти 2 ноября 1911 была принята конституция, превратившая страну в конституционную монархию.


Как опытный и умеренный политик, Юань Шикай выступал за преодоление политического наследия цинского правления, китаизации высших органов власти, национальное примирение китайцев и маньчжуров и предпочитал политическим методам преодоления конфликта. Поэтому методы против революционного Юга он сочетал с поиском путей для примирения. По его инициативе было прекращено боевые действия и начаты переговоры с революционерами. На этих переговорах не удалось договориться о сохранении монархии даже в конституционной форме, но Юань Шикай предложили пост президента республики после отречения Цинской династии.

В конце 1911 г. с многолетней эмиграции вернулся Сунь Ятсен, что укрепило позиции радикального лагеря. В Нанкине, ставший столицей Китайской республики, 29 декабря 1911 г. на конференции представителей независимых провинций Сунь Ятсена был избран временным президентом. 1 января 1912 он принес присягу и официально провозгласил Китайскую республику. Было создано ее высший временный законодательный орган — Национальное собрание, после чего судьба Цинской династии была предопределена.

При посредничестве Юань Шикая начались переговоры с императорским двором об условиях отречение от власти. 12 февраля 1912 от имени малолетнего императора был издан эдикт об отречении. Власть маньчжурской династии Цин была свергнута.

Сразу же после этого Сунь Ятсен, выполняя предварительные договоренности своего окружения, отказывается от полномочий временного президента и рекомендует на этот пост Юань Шикая, которого единогласно избрало Национальное собрание. По своей сути этот акт добровольной передачи власти стал историческим компромиссом между двумя ключевыми политическими лидерами Севера и Юга — Юань Шикай и Сунь Ятсеном. Это на некоторое время позволило избежать кровопролитной гражданской войны, прямого вмешательства иностранных государств и неизбежного раскола страны.

Республиканское правительство приняло целый ряд прогрессивных указов. Важнейшим достижением нового режима стало принятие временной конституции (10 марта 1912 г.), в которой впервые за всю историю Китая было провозглашено равенство всех граждан, право частной собственности и свобода предпринимательства, основные демократические свободы, распределение власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также предусмотрено создание постоянно действующего парламента. Столицей Китайской республики по требованию Сунь Ятсена должен стать Нанкин. Но Юань Шикай отказался переезжать туда и его инаугурация состоялась в Пекине, который вскоре был провозглашен столицей.