Файл: Содержание Введение Что же такое позитивизм Первый позитивизм Конт основоположник позитивизма Милль и его позитивизм Эволюционный позитивизм Х. Спенсера Заключение Список литературы Введение.docx
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Милль изучал индукцию как обобщение опыта. Индукция, - пишет Милль в третьей книге Логики, - это умственная операция вывода из знания одного или многих случаев знания всех подобных, в определенных аспектах, случаев. Чтобы отличить существенные обстоятельства от несущественных, выбрать из одного следующего обстоятельства те обстоятельства, которые связаны неизменным законом, Милль предлагает четыре индуктивных метода. Это метод согласия, метод различения, метод сопутствующих изменений и метод остатков. Милль считает, что это обобщение основано на предыдущих обобщениях. То есть все, чего в мире не происходит, - это опыт прошлых лет, а это уже произошло.
Милль защищал права каждого человека, то есть защищал свободу личности. Книгу О свободе (1859) Милль в соавторстве с женой. В этой книге поразительно обилие аргументов в защиту индивидуальной автономии. Милль подчеркивает важность для человека и общества в целом максимального разнообразия характеров и полной свободы развития человеческой природы в бесчисленных противоположных направлениях. Свобода защищает не только от тирании власти, она страхует от тирании мнений и преобладающих чувств, от общих социальных тенденций, идей и привычек... Это предел законного проникновения коллективного мнения в индивидуальную независимость.
Милль ревностно защищает право человека жить так, как ему заблагорассудится. Каждый из нас самодостаточен в своем здоровье, как телесном, так и умственном и духовном. Понятно, что свобода каждого находит предел в свободе другого. Согласно Миллю, человек должен иметь возможность не посягать на интересы других или определенную группу интересов, которые по закону или молчаливому согласию должны считаться законными. Свобода подразумевает: а) свободу мысли, религии, выражения мнения; б) свобода вкусов, свобода планировать жизнь по своему усмотрению; в) свобода собраний. Таким образом, идеал Милля - это возможная свобода каждого для всеобщего процветания. Государство, пытающееся принизить ценность людей, чтобы сделать их послушными инструментами своих проектов (даже для лучших целей), очень скоро придет к выводу, что малыми людьми невозможно достичь больших целей, и совершенный механизм, которому все принесено в жертву, ибо ничто больше не подходит именно из-за отсутствия жизненного духа, подавленного для ускорения движений самого механизма.
Особенно остро в социальном анализе стоит работа Милля Подчинение женщины (1869). На протяжении веков женщины считались неполноценными по природе. Однако, отмечает Милль, женская природа - это искусственный факт, исторический факт. И эту проблему нужно решать политическим путем: создать равные социальные условия для мужчин и женщин. Не без влияния Милля феминистское движение в Англии расширилось на протяжении всего XIX века. В 1919 году британские женщины получили право голоса на выборах.
Следовательно, Милль внес значительный вклад в развитие не только философии, но также логики и политики.
Эволюционный позитивизм Х. Спенсера
Спенсер большую часть жизни провел кабинетным ученым. С 1862 по 1896 год он опубликовал 10 томов системы синтетической философии, в которую вошли Основные принципы (1862 г., книга о первых принципах бытия), Основы биологии (1864 - 1867), Социология как предмет изучения (1873 г.), Основы психологии (1879 - 1893 гг.), Основы социологии (в 3-х томах, 1876 - 1896 гг.), Основы этики. В 1850 г. была опубликована его Социальная статистика.
Спенсер стремился доказать совместимость науки и религии. Он считал, что наука помогает религии очиститься от мистики. Как каждое обобщение науки объединяет более узкие обобщения своего собственного раздела, так и философские обобщения объединяют широкие обобщения науки. Философия - это наука о первых принципах, в ней процесс объединения знаний доведен до предела. Философия является конечным продуктом этого процесса, ведущего от связи между грубыми наблюдениями к разработке все более широких положений, отделенных от фактов. вплоть до универсальных суждений. Наука - это частично единое познание, философия - это полностью единое познание, - заключает Спенсер.
Он рассматривал философию как знание на стадии максимального обобщения, поскольку философские обобщения объединяют и систематизируют достижения всех наук. Согласно Спенсеру, философия должна начинаться с самых общих принципов, к которым пришла наука. Это, по его мнению, принципы неразрушимости материи, непрерывности движения и силового сопротивления. Эти принципы должны использоваться всеми науками. Однако их можно объединить в более общий принцип - принцип непрерывного перераспределения материи и движения. Закон общего изменения - это закон эволюции.
Впервые термин эволюция был использован Спенсером в 1857 году. Два года спустя Дарвин в Происхождении видов будет использовать это понятие в отношении живых существ. Однако Спенсер говорит об эволюции Вселенной. Его первая характеристика - переход от менее связной формы к более последовательной. Вторая характеристика - это переход от однородного связанного состояния к неоднородному несвязанному состоянию. Третья характеристика эволюции - это переход от неопределенного к определенному. Спенсер заметил, что эволюция - это интеграция материи, сопровождаемая дисперсией движения; в нем материя переходит от неопределенной и неограниченной автономии к определенной и ограниченной однородности.
Спенсер выделил три фазы большей эволюции: неорганическую, органическую и надорганическую (или сверхорганическую), плавно переходящие друг в друга. Однако каждая фаза на определенном этапе зрелости приобретает новое качество сложности и не сводится к другому. Социальная эволюция - это часть надорганической эволюции, которая подразумевает взаимодействие многих индивидов, скоординированную коллективную деятельность, которая по своим последствиям превосходит возможности любых индивидуальных действий. Предметом социологии является изучение эволюции (развития) в ее наиболее сложной форме.
Спенсер, как и Милль, защищал права и свободы человека. В своих работах он утверждает, что общество существует для личности, а не наоборот, что развитие общества зависит от реализации личности.
Спенсер, несмотря на его либерализм, не согласен с теми, кто думает изменить мир, ускоряя ход истории с помощью волевых реформ или образования. Подобно тому, как невозможно сократить путь от детства к зрелости, избегая утомительного процесса прорастания и медленного роста побегов, так и нельзя ожидать, что из низших социальных форм сразу же образовались высшие, без серии небольших последовательных изменений. Понятно, что это позиция консерватора, поддерживающего индустриальный путь развития.
Заключение
Одно из самых влиятельных течений в буржуазной философской мысли - позитивизм. Как самостоятельное направление позитивизм оформился уже в 30-х годах 19 века. и за более чем вековую историю он эволюционировал в направлении все более четкого определения присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму.
Понятие позитивизм означает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций, поскольку метафизические объяснения позитивисты считают теоретически невыполнимыми и практически бесполезными, и обращаются к изучению позитивного знания. В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о соотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что все подлинные, положительные (положительные) знания о реальности могут быть получены только в форме результатов отдельных
частных наук или их синтетической комбинации, и что философия как особая наука, претендующая на быть содержательным исследованием особой сферы действительности, не имеет права на существование. Позитивизм как философское направление исходит из того, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе добывается в специальных науках, что позитивная наука должна отказаться от попыток осмыслить первые начала бытия и познания, которые философия с тех пор стремится к его возникновению. Таким образом, позитивное знание и позитивная наука противопоставляются традиционной философии как метафизике.
Таковы некоторые из результатов и тенденций эволюции позитивистской философии. Эта философия сегодня не только лишена крупных и влиятельных концепций, но и во многом утратила доверие к себе, охотно признавая возможность (и даже неизбежность) других, даже откровенно метафизических направлений. Идея о возможности исключения из науки конкретных философских проблем мировоззрения и превращения философии в некую особую техническую дисциплину оказалась мифом.
Список литературы
-
Балашов Л.Е. Философия: Учебник. 2-е издание, с изменениями и дополнениями. Электронная версия - М., 2012. -
Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. - ТОО ТК Петрополис, Санкт-Петербург, 1975. -
Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Минск: Ред. Скакун В.М., 1987. -
Орлов С.В. О-66 История философии. - СПб.: Питер, 2014. -
Философия: Конспект лекций / Коробкова Ю.Е. - М.: МИЭМП, 2016. -
Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2010.