Файл: Программа по работе с одарёнными детьми учителя начальных классов Галкиной Валентины Владимировны.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кирилловская средняя общеобразовательная школа»
Индивидуальная программа
по работе с одарёнными детьми
учителя начальных классов
Галкиной
Валентины Владимировны
2016-2020 гг
Актуальность разработки программы.
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.
Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.
С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей, администрацией школы была поставлена задача разработки индивидуальной программы работы с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал.
Концепция программы.
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.
Одарённые дети:
-
имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления; -
имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность; -
испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:
-
дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями; -
дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями; -
дети с высокими творческими (художественными) способностями; -
дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями; -
учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
-
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база. -
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одарённого ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий. -
Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. -
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одарённый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Цель программы:
выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.
Задачи:
-
выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе его поступления в школу; -
проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности. -
произвести отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества; -
предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу; -
воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении; -
поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники).
Этапы реализации.
Реализация индивидуальной программы по работе с одаренными детьми рассчитана на 4 года: с 2016 по 2020 годы.
Первый этап – диагностико-прогностический – предполагается реализовать в первом полугодии 2016 года (1 класс).
Второй этап – деятельностный (второе полугодие 2017 года – второе полугодие 2018 года) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися во всех указанных выше направлениях.
Третий этап - констатирующий (первое полугодие 2019 года, 4 класс)
Формы работы с одаренными детьми.
-
Индивидуальный подход на уроках, использование в практике учителя элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков. -
Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам. -
Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.). -
Конкурсы, интеллектуальные игры, концертная деятельность, фестивали, спортивные соревнования. -
Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
-
принцип индивидуализации и дифференциации обучения; -
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; -
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; -
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
Ожидаемые конечные результаты реализации программы.
-
Создание системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся. -
Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности. -
Развитие потенциала детей. -
Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми. -
Создание условий поддержки и защиты одаренных детей.
Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми.
-
Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей. -
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности. -
Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем. -
Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями; увеличение числа таких детей.
Настоящая программа призвана обеспечить плановость, систематичность процессу обучения одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент не проявилась, а также просто способных детей.
Структура работы с одарёнными детьми.
Работа с одарёнными детьми осуществляется в трёх направлениях:
-
выявление одарённых детей, детей с признаками одарённости, просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный скачок в развитии их способностей. -
работа с одарёнными детьми на уроках и во внеурочное время.
-
ориентация в обучении на конечный результат, задаваемый не только уровнем сложности текстовых заданий, но и объёмом содержания предмета, продолжительностью опыта творческой деятельности. -
переориентация с рутинного труда школьников, связанного с запоминанием и простым воспроизведением задания или текста, решением шаблонных задач на учебную деятельность с элементами творчества и выбора, требующей самостоятельности решений.
Формы работы с одарёнными детьми:
-
групповые занятия; -
кружки по интересам; -
конкурсы; -
участие в олимпиадах; -
работа по индивидуальным планам; -
исследовательская деятельность.
Работа с родителями.
-
Родители, семья в системе реализации программы:
-
учитывать одаренность как сложное явление; -
учитывать личностные и возрастные способности одаренных детей; -
создать условия для формирования у ребенка положительной
«Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей; -
оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи; -
формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);
-
Семейные аспекты развития одаренных детей и реализации программы:
-
организация работы с родителями по вопросу воспитания одаренных детей; -
привлечение родителей к подготовке мероприятий различного направления.
Методы психологических воздействий, используемые при работе с одаренными детьми (по Ю.Б. Гатанову):
-
«Мозговой штурм». Для его реализации необходимо найти проблему, которая имеет множество решений. Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. Необходимо учесть, что в первые минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать все реже — хотя именно эти последние ответы чаще всего бывают наиболее оригинальными. Затем поступившие ответы обсуждаются — с точки зрения их реализации. -
«Мягкое соревнование» реализуется в соответствии со следующими правилами:
-
групповые соревнования следует использовать более часто, чем индивидуальные; -
соревновательная деятельность не должна быть связана с материальным вознаграждением, оценками в журнале и т.п. -
команды должны постоянно перераспределяться так, чтобы все дети имели возможность побывать в числе победителей и не было постоянных неудачников; критерии оценки деятельности команд: количество идей и идеи, отличающиеся от остальных.