Файл: Меренкова Неля Андреевна Место работы мбоу Лицей 9 общая информация по уроку класс укажите класс, к которому относится урок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Меренкова Неля Андреевна

Место работы

МБОУ «Лицей №9»



2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

8 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Духовная культура 

Тема урока

Образование

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные:

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к обществознанию как науки.

Метапредметные:

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивныепринимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

Предметные: 

Владеть знаниями об особенностях профессиональной деятельности в области науки.

Определять смысл, различать признаки научных понятий «образование», «наука».

Использовать понятийный аппарат при анализе

и оценке достижений российской науки при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний.

Классифицировать виды наук; виды и уровни образования в Российской Федерации.

Характеризовать причины и последствия возрастания роли науки в современном обществе, функции образования и науки как социальных институтов.

Представлять в виде схемы систему российского образования.

Вести целенаправленный поиск необходимых сведений о роли науки в современном обществе, о применении научных достижений в различных сферах жизни человека.

Использовать знания о системе образования в Российской Федерации, непрерывности образования в целях успешного выполнения социальной роли обучающегося.

Ключевые слова: Образование, приоритетность образования, общее и профессиональное образование в РФ, самообразование

Краткое описание: Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Презентация», «Параграф учебника», «Интерактивный справочник терминов и понятий», «Кейсы по работе с информацией», «Бланк взаимооценки работы в группе» «Вопросы в формате ГИА», «Чек-лист».)




3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Учитель выдает учащимся жетоны разной формы при входе в учебный кабинет, делит класс на группы.

Начинает показ презентации. Получают жетоны разной формы, что позволяет поделить класс на четыре группы. Занимают соответствующие места в классе. Записывают тему у рока. Задает вопрос «Для чего мы учимся?» Слушает ответы учащихся, правильные ответы выводит на экран.

Определяет цели и задачи урока.



Предлагает найти в тексте параграфа определение термина «образование» и объяснить в чем заключается его целенаправленность.

Характеризует образовательные ступени в РФ.




Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Проводит игру «Что я буду изучать?». Подводит детей к пониманию необходимости изучения различных предметных областей. Формулирует задачи, поставленные в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Игра «Что я буду изучать?». Каждой группе предлагаются на выбор четыре области знания. Выбрать можно от одной до четырех, затем нужно обосновать свой выбор. На обсуждение дается одна минута. Задача подвести учащихся к пониманию того, что для получения разностороннего образования необходимо изучать все области знания.Затем учитель задает вопрос, почему из девяти секций заполнено только четыре и поясняет, что в XIX веке для большинства детей изучение многих предметов было недоступно.




Учитель формулирует задачи, поставленные в Федеральном государственном образовательном стандарте и поясняет, что требования к школьному образованию в современной России изменились в соответствии с требованиями времени и социальным развитием общества.

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


(Звучит отрывок песни «Учат в школе») Как выдумаете: о чем у нас пойдет разговор на уроке? Правильно о школе, об образовании. Кто автор строк «Мы все учились по не многу, чему-нибудь и как-нибудь»? (А. Пушкин «Евгений Онегин»)

Проанализируйте цитату на предмет целеполагания и сформулируйте образовательные задачи на сегодняшний урок

Учащиеся формулируют тему урока, цели и задачи. Чему-нибудь - типы и виды общего образования, как-нибудь – ступени, формы получения образования, отметочная система

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Учитель показывает презентацию, рассказывает о деятельности С.А. Рачинского и особенностях его школы. Формулирует понятия «гуманист», «просветитель», «меценат».



Работа в группах: Учитель выдает кейсы, ставит задачу, наблюдает за групповой работой учащихся. Отвечает на вопросы.

Каждая группа получает кейс-задание (Приложение 1-4). Анализируют и сравнивают содержание предложенных документов, заполняют рабочий лист, готовят выступление перед классом. Учитель наблюдает за работой групп, консультирует учащихся.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Учитель вместе с учащимися слушает доклады каждой группы, анализирует их деятельность.

Один ученик из каждой группы представляет результат работы.

Анализируют свою работу на уроке.

Оценивают результат работы каждого участника группы в соответствии с предложенными критериями.

Вносят оценки в бланк.

Дает домашнее задание, комментирует его.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Решение задач, выполнение заданий, выполнение работ практикума.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

1.Иван учится в 8 классе общеобразовательной школы. Дополнительно он посещает занятия по изобразительному искусству в центре детского творчества. На каком уровне образования находится Иван?

 1) 

высшее образование

 2) 

основное общее образование

 3) 

среднее профессиональное образование

 4) 

среднее общее образование







Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

В ходе социологического опроса граждан страны Z им задавали вопрос: «Какие задачи должна решать современная школа?»

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.

 

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.

Ответ запишите на бланке ответов №№ 2, указав номер задания.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Прочитайте текст, найдите ответы на вопросы.

Общественная значимость образования проявляется в его функциях как социального института.

Образование выполняет профессионально-экономическую функцию: оно воспроизводит и при определенных условиях способствует развитию социально-профессиональной структуры общества. Система образования готовит для экономики необходимые профессиональные кадры и в дальнейшем обеспечивает потребности повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров. Выполнение образованием этой функции обеспечивается за счет мониторинга спроса на рынке труда. 

Социальная функция образования связана с социализацией индивидов на основе сложившихся социальных ценностей и норм, приобретением индивидами определенных статусов, возможностями изменения социального положения человека. Хорошее образование, получение востребованной профессии дает основание для занятия человеком престижной позиции, карьерного роста, самореализации. В сфере образования на базе освоения социально принятых образцов поведения, ценностей и социальных норм происходит также формирование и развитие нравственной культуры, правосознания и правовой культуры человека. Так образование включено в систему социального контроля. 

Культурно-гуманистическая функция заключается в развитии личности на основе освоения национального и мирового культурного наследия, проявлении творческих способностей. Культурная функция образования реализуется через воспроизводство и развитие материальной и духовной культуры различными слоями и группами населения, главным образом, молодежью. Образование облагораживает человека, способствует более глубокому пониманию им других людей и себя самого. Образование обеспечивает человеку возможность самореализации в выбранной сфере профессиональной деятельности. Личностная значимость качественного образования проявляется в использовании человеком достижений культуры для формирования и развития своего творческого потенциала, в открытии возможностей для реализации своих способностей, интересов, запросов.
В нашей стране гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.




  • Какие функции выполняет образование?

  • В чем заключается его культурно-гуманистическая функция?

  • Докажи, что качественное образование имеет личностное значение




Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Какие два из перечисленных понятий используются для обозначения форм духовной культуры?

Образование, государство, банк, искусство, нация.

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного
из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания




Бланк взаимооценки работы в группе по каждому критерию вы можете поставить от 1 до 3 баллов


Фамилия, имя участника группы

Принимал активное участие в работе группы


Нашел и выделил нужную информацию в тексте

Логично, доступно, четко изложил информацию в письменной форме

Логично, доступно, четко изложил информацию в устной форме

Умеет сотрудничать в группе, вести диалог





























































 

 

 

 




БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание




БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам




Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Провести опрос одноклассников и разработать проект «Предложения об изменении системы образования в ос­новной школе»