Файл: Образовательная программа специальности 5B060300Механика Уровень Бакалавриат Цели образования по специальности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРОГРАММА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Образовательная программа специальности 5B060300-Механика
Уровень Бакалавриат
Цели образования по специальности 5B060300-Механика
Основной целью образования по специальности 5B060300-Механика является:
- подготовка всесторонне образованных бакалавров, обладающих базовыми знаниями и практическими навыками в области теоретической и прикладной механики;
- подготовка специалистов, обладающих математической культурой мышления, способных к их реализации в научно-исследовательской, аналитической и преподавательской деятельности.
- формирование фундаментальных знаний, умений и компетенций, необходимых в профессиональной деятельности.
1. Перечень квалификаций и должностей
В соответствии с ГОСО РК, утверждённым Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 и
Приложением №93 приказа МОН РК №158 от 10.04.12 и сучетом изменений в Законе «Об образовании» выпускникам, успешно освоившим данную образовательную программу, присваивается степень «Бакалавр естествознания по специальности «5B060300-Механика».
Бакалавры по указанной специальности могут занимать должности: математик, инженер программист, преподаватель общетехнических и специальных дисциплин, младших научных сотрудников, инженеров научно-исследовательских учреждений, конструкторских проектных организаций. Квалификация и должность определяется в соответствии с Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного приказом министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 21 мая
2012 года № 201-п-м.
2. Квалификационная характеристика выпускника образовательной программы
2.1 Сфера профессиональной деятельности
Сферой профессиональной деятельности бакалавра естествознания по специальности 5B060300-Механика являются:
- преподавание дисциплин механического и математического циклов и информатики в высшей школе;
- преподавание физики, математики, информатики в средней школе;
- научно-исследовательская деятельность в области механики и технических наук;
- инженерная деятельность в научно-производственных и производственных организациях.
Квалификационный уровень по НРК – 6.
2.2 Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности бакалавра естествознания по специальности 5B060300-Механика являются:
- научно-исследовательские организации;
- образовательные организации;


- промышленное производство;
- организации технического и профессионального образования.
2.3 Предмет профессиональной деятельности
Предметами профессиональной деятельности бакалавра естествознания по специальности 5B060300-Механика являются:
- математическое и численное моделирование движения различных тел (газа, жидкости и твердых тел).
- Расчет и проектирование механических устройств, машин и механизмов.
2.4 Виды профессиональной деятельности
Бакалавр естествознания по специальности 5B060300-Механика может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- экспериментально-исследовательская;
- образовательная (педагогическая);
- расчетно-проектная;
- организационно-управленческая;
2.5 Функции профессиональной деятельности
Функциями профессиональной деятельности бакалавра естествознания по специальности 5B060300-Механика являются:
- научно-исследовательская работа в областях, связанных с использованием механики и математики;
- создание и использование механических и математических моделей для решения эффективными методами прикладных задач естествознания, техники, экономики и управления;
- разработка теоретических основ эксперимента, инструментальных средств, методов планирования и обработки эксперимента;
- разработка программных систем, доведение их до уровня практической реализации с использованием современных средств вычислительной техники;
- разработка алгоритмического обеспечения процессов сбора, представления, обработки и использования информации;
- преподавания цикла математических дисциплин (в том числе информатики) в средних школах и средних профессиональных учебных заведениях при наличии соответствующей подготовки.
2.6 Типовые задачи профессиональной деятельности
Бакалавр естествознания по специальности 5B060300-Механика должен решать следующие типовые задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в области преподавательской деятельности:
- преподавания цикла математических и технических дисциплин (в том числе информатики) в средних школах и средних профессиональных учебных заведениях.
- участие в разработке различных методов тестирования для оценки успеваемости учащихся.
в области научно-исследовательской деятельности:
-проведение научно-исследовательских работ в областях, связанных с использованием механики и математики;
- создание и использование механических и математических моделей для решения эффективными методами прикладных задач естествознания, техники, экономики и управления;
- разработка теоретических основ эксперимента, инструментальных средств, методов планирования и обработки эксперимента;


- разработка программных систем, доведение их до уровня практической реализации с использованием современных средств вычислительной техники;
- разработка алгоритмического обеспечения процессов сбора, представления, обработки и использования информации;
- постановка и решение задач теоретической и прикладной механики.
в области организационно- управленческой деятельности:
- использование математических методов обработки информации, полученной в результате экспериментальных исследований или производственной деятельности;
- применение численных методов решения механических и классических задач естествознания в практической деятельности;
- сбор и обработка данных с использованием современных методов анализа информации и вычислительной техники;
- математическое и численное моделирование физических процессов;
- проектирование механических устройств, машин и механизмов;
- обучение циклу механических дисциплин.
2.7 Содержание профессиональной деятельности
Деятельность бакалавра естествознания по специальности 5B060300-Механика направлена на научные исследования в области механики с использованием современных математических и численных методов; моделирование различных физических процессов, происходящих в природе и в результате деятельности человека; постановку численных и физических экспериментов и обработку их результатов; проектирование и создание различных механизмов и машин; преподавание естественно-технических дисциплин.
Содержание профессиональной деятельности:
- в области теоретической механики - исследование движения твердого тела постоянной и переменной массы, исследование динамики связанных механических систем, небесная механика;
- в области механики деформируемого твердого тела - моделирование процессов деформирования материалов, исследование задач механики подземных сооружений и конструкций, динамика и прочность машин, приборов и аппаратуры;
- в области механики машин и робототехнических систем - исследование динамики и управление машинами и робототехническими системами, анализ и синтез механизмов, колебания и устойчивость роторных систем.
3. Результаты обучения (общие компетенции)
Результаты обучения бакалавра естествознания по специальности 5B060300-Механика (6-й квалификационный уровень НРК) всоответствии с
Дублинскими дескрипторами первого уровня обучения предполагают способности:
-демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в области механики;
- применять эти знания и понимание на профессиональном уровне;
- формулировать аргументы и решать профессиональные задачи в процессе обучения в области механики;
- осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений.
Общие компетенции бакалавра естествознания по специальности 5B060300-Механика формируются на основе ключевых (требования к общей образованности, социально-этические, экономические и организационно-управленческие компетенции) и специальных компетенций.


3.1 Ключевые компетенции
• Требования к общей образованности:
- обладать базовыми знаниями в области физико-механических, математических дисциплин и информатики, социально-гуманитарных и экономических дисциплин, способствующих формированию высокообразованной личности с широким кругозором и культурой мышления;
- обладать навыками обращения с современной техникой, уметь использовать информационные технологии в сфере профессиональной деятельности;
- владеть навыками приобретения новых знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в магистратуре.
• Требования к социально-этическим компетенциям:
- знать социально-этические ценности, основанные на общественном мнении, традициях, обычаях, общественных нормах и ориентироваться на них в своей профессиональной деятельности;
- соблюдать нормы деловой этики, владеть этическими и правовыми нормами поведения;
- знать традиции и культуру народов Казахстана;
- быть толерантным к традициям, культуре других народов мира;
- знать основы правовой системы и законодательства Казахстана;
- знать тенденции социального развития общества;
- уметь адекватно ориентироваться в различных социальных ситуациях;
- быть способным работать в команде, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения;
- уметь находить компромиссы, соотносить свое мнение с мнением коллектива;
- стремиться к профессиональному и личностному росту.
• Требования к экономическим и организационно-управленческим компетенциям:
- обладать основами экономических знаний, иметь научные представления о менеджменте, маркетинге, финансах и т.п.;
- знать и понимать цели и методы государственного регулирования экономики, роль государственного сектора в экономике.
• Требования к готовности смены социальных, экономических, профессиональных ролей, социальной мобильности в условиях
нарастающего динамизма перемен и неопределенностей:
- уметь ориентироваться в современных информационных потоках и адаптироваться к динамично меняющимся явлениям и процессам в мировой экономике;
- быть гибким и мобильным в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью;
- владеть навыками принятия решений экономического и организационного характера в условиях неопределенности и риска.
3.2 Специальные компетенции:
• А – знание и понимание:
А1 – знание основных теоретических понятий механики и машиноведения;
А2 – знание основных этапов развития механики, и их место в общей системе наук;
АЗ – знание о ценности, истории развития и современного состояния теоретической механики и механики машин;
А4 – знание теоретических основ и особенности технологий обучения механике, анализ и синтез закономерностей в процессе обучения;


А5 – знание основных разделов механики: теоретическая механика, теория механизмов машин, модели механики сплошной среды, механика конструкционных материалов.
• В – применение знаний и пониманий:
В1 – владения основными теоретическими знаниями общей механики, механики сплошной среды, механики элементов конструкции,
математического анализа, теории дифференциальных уравнений;
В2 – умение применять основные положения и концепции в области теоретической и прикладной механики, информационных и коммуникационных технологии;
В3 – самостоятельное проведение исследований и экспериментов в области теоретической и прикладной механики, анализ и оценка их результатов с использованием инновационных технологий;
В4 – владение приемами компьютерного и математического моделирования механических процессов, методами теоретического анализа процессов и экспериментов;
В5 – разрабатывать алгоритмическое обеспечение процессов сбора, представления, обработки и использования информации;
В6 – проведение экспериментальных методов исследования;
В7 – реализация инновационных идей в образовании и науке, способность к принятию нестандартных и альтернативных решений.
• С – формирование суждений:
С1 – системное мышление и целостное восприятие педагогической и исследовательской действительности;
С2 – независимость мышления, критические, аналитические, диагностические навыки;
СЗ – осознание социальной значимости естественнонаучной профессии, соблюдение принципов профессиональной этики;
С4 – способность к анализу и формированию суждений о проблемах механики и использование в учебном процессе
• D – личностные способности:
D1 – владение технологиями общения, навыками педагогической риторики, стратегиями коммуникаций;
D2 – толерантность и способность к педагогическому сотрудничеству;
D3 – стремление к развитию интеллектуальных, морально-нравственных, культуросообразных, коммуникативных, организационно- управленческих навыков;
D4 – способность к изучению и применению инновационного педагогического опыта, высокая мотивация к педагогической деятельности, стремление к самообразованию и самореализации;
D5 – способность к формированию здорового образа жизни, соблюдение правил техники безопасности, охраны труда и пожарной безопасности.
4. Стратегии и методы обучения
Общие результаты обучения по программе специальности 5B060300-Механика (6-й квалификационный уровень НРК) будут достигнуты посредством следующих учебных мероприятий:
1) аудиторные занятия: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия - проводятся с учетом инновационных технологий обучения, использованием новейших достижений науки, технологий, информационных систем и в интерактивной форме;
2) внеаудиторные занятия: самостоятельная работа обучающегося, в том числе под руководством преподавателя, индивидуальные