Файл: Лекции для проведения занятий с должностными лицами по пожарнотехническому минимуму Содержание Тема Введение. 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 244

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Работники, проходящие проверку знаний, должны быть заранее ознакомлены с порядком и графиком проверки знаний.

Лицам, успешно прошедшим проверку знаний, выдается талон о прохождении подготовки по программе ПТМ установленной формы. Результаты проверки знаний должны быть зафиксированы в журнале учета прохождения подготовки по программе ПТМ путем внесения номера выданного талона по ПТМ в графу «проверка знаний» и подтверждены подписями членов комиссии.

Противопожарный режим в организации обусловлен соблюдением правил пожарной безопасности и общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности.

На объекте (кроме индивидуальных жилых домов, принадлежащих гражданам) должны быть разработаны:

общеобъектовая инструкция о мерах пожарной безопасности;

инструкции о мерах пожарной безопасности в структурных подразделениях;

инструкции по эксплуатационному и аварийному режиму работы технологического оборудования;

инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию систем противопожарного водоснабжения и установок пожарной автоматики;

инструкция по тушению пожаров в электроустановках;

инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной эвакуации людей;

инструкции по безопасному проведению огневых работ;

порядок действий работников при возникновении пожара и др.

Допускается разрабатывать на объект только общеобъектовую инструкцию о мерах пожарной безопасности, включив положения остальных инструкций отдельными разделами.

Инструкции о мерах пожарной безопасности должны разрабатываться на основе Правил пожарной безопасности и других ТНПА, содержащих требования пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий (сооружений) и помещений, обращающихся в технологическом процессе веществ и материалов, оборудования, а согласовываться и утверждаться в порядке, предусмотренном на объекте.

Инструкции должны периодически пересматриваться на основании требований, обеспечивающих противопожарное состояние объекта, соответствующих распоряжений вышестоящих органов управления, при введении в действие новых нормативных документов, но не реже одного раза в 3 года.

Противопожарная пропаганда - целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, ГПН b организации.


Информационный стенд по обеспечению пожарной безопасности и безопасности жизнедеятельности – стационарная конструкция, предназначенная для размещения текстовых или графических информационных материалов профилактического характера тематики основ безопасности жизнедеятельности (далее – стенд).

Установка стендов обязательна для объектов, где численность работников превышает 15 человек либо количество одновременно находящихся на объекте превышает 10 человек.

Стенд размещается в местах, обеспечивающих широкую доступность данной информации (например, первый этаж здания, фойе организации или предприятия, при входе в здание объекта и т. д.). Доступ к стенду должен быть свободным в пределах времени работы объекта и не должен быть ограничен какими-либо внешними препятствиями. 

Информационные стенды рекомендуется выполнять в едином стиле, размером не менее 490×770 мм, при количестве ячеек для размещения профилактических материалов формата А4 не менее 4.

Перечень информационных материалов для размещения на стендах:

основные требования пожарной безопасности и действия в случае возникновения пожара;

меры пожарной безопасности в быту;

порядок оказания первой помощи пострадавшим;

информация о состоянии пожарной безопасности на объекте, произошедших пожарах (чрезвычайных ситуациях), их причинах и мерах, принятых по их устранению;

профилактические листовки, брошюры и т. д.;

номер вызова пожарной аварийно-спасательной службы «101» и др.;

информация о закрепленном инспекторе ГПН (Ф. И. О, рабочий телефон, телефон доверия МЧС).

Размещение информации, не относящейся к вопросам обеспечения пожарной безопасности, на стендах запрещено.

Порядок учета пожаров в организации: государственный статистический учет пожаров. Ответственность за искажение государственных статистических данных.

Учет пожаров осуществляется в соответствии со следующими нормативными актами:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2001 г. № 1280 «О порядке сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обмена этой информацией»;



Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 2 августа 2005 г. № 41 «Об утверждении инструкции о порядке представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 12 ноября 2012 г. № 206 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-чрезвычайные ситуации (мчс) "отчет о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (без учета пожаров, являющихся техногенными чрезвычайными ситуациями)" и указаний по ее заполнению»;

Приказ Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 20 ноября 2000 г. № 167 «Об утверждении и введении в действие правил учета пожаров и последствий от них».

Организации независимо от форм собственности (далее - организации) представляют информацию о чрезвычайных ситуациях в местные исполнительные и распорядительные органы, министерства и другие республиканские органы государственного управления по подчиненности, а также в территориальные органы по чрезвычайным ситуациям соответствующих уровней (В форме сообщения о ЧС).

чет включает:

регистрацию количества пожаров;

регистрацию последствий пожаров, а также детализирующих факторов;

регистрацию мер, принятых по факту пожара.

Правила учета пожаров и последствий от них (далее - Правила) устанавливают единый порядок осуществления деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь по учету пожаров.

Учет пожаров в порядке, установленном Правилами (далее - учет), проводится в целях получения информации для ведомственного использования органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь: анализа оперативной обстановки, определения приоритетных направлений, форм и методов служебной деятельности, разработки текущих и перспективных пожарно-профилактических мероприятий и т.д.

Использование результатов учета для информирования органов власти, управления, других организаций (предприятий, учреждений) и населения может осуществляться в объеме, определяемом Главным государственным инспектором Республики Беларусь по пожарному надзору.

Учет включает:

регистрацию количества пожаров;

регистрацию последствий пожаров, а также детализирующих факторов;


регистрацию мер, принятых по факту пожара.

Учет подразделяется на:

основной, осуществляемый местными органами ГПН посредством составления первичных учетных документов;

дополнительный, осуществляемый местными органами ГПН посредством внесения изменений и дополнений в первичные учетные документы;

обобщающий, осуществляемый областными, Минским городским управлениями МЧС и МЧС Республики Беларусь.

За искажение статистической отчетности предусмотрена административная ответственность, а именно:

статья 23.18.КоАП РБ Нарушение порядка представления данных государственной статистической отчетности

1. Представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности, либо индивидуальным предпринимателем искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности органам государственной статистики, если в этих деяниях нет состава преступления, -

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до ста базовых величин.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, -

влекут наложение штрафа в размере от ста до двухсот базовых величин.

3. Представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности, либо индивидуальным предпринимателем искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности государственным органам (организациям), за исключением органов государственной статистики, осуществляющим ведение государственной статистики в отношении находящихся в их подчинении (ведении) организаций, а также по вопросам, входящим в их компетенцию, -

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до восьмидесяти базовых величин.

4. Деяния, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, -

влекут наложение штрафа в размере от восьмидесяти до ста пятидесяти базовых величин.

Тема 8. Действия при пожаре.

Предпринимаемые действия в зависимости от динамики развития пожара и распространения его опасных факторов. Отключение технологического оборудования, коммуникаций, электроустановок и вентиляции (при необходимости, исходя из местных условий). Сообщение о пожаре в пожарные аварийно-спасательные подразделения, а также руководству объекта (средства связи и сигнализации, имеющиеся на объекте, места их расположения, устройства, приспособленные для подачи звуковых сигналов на территории, правила использования этих средств в случае возникновения пожара, порядок сообщения о пожаре по телефону). Организация эвакуации людей (материальных ценностей).

Организация тушения пожара до прибытия аварийно-спасательных подразделений (обязанности членов ДПД по табелю боевого расчета, порядок тушения, техника безопасности). Организация встречи пожарных аварийно-спасательных подразделений. Организация тушения пожара после прибытия аварийно-спасательных подразделений. Другие действия (охрана материальных ценностей, ограничение доступа лиц, не задействованных в тушении пожара, и т. п.).

При возникновении пожара работник, гражданин, обнаруживший пожар, обязан:

немедленно сообщить по телефонам «101» или «112» либо непосредственно в пожарное аварийно-спасательное подразделение адрес и место пожара (используя стационарные телефоны на рабочем месте (в пожарном посту (помещение охраны)) в организации либо мобильную связь (личный сотовый телефон));

принять меры по оповещению людей и их эвакуации;

принять возможные меры по тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения;

при наличии возможности выключить приточно-вытяжную вентиляцию всех помещений;

немедленно оповестить людей о пожаре;

открыть все эвакуационные выходы из здания;

быстро, но без паники и суеты эвакуировать людей из здания согласно плану эвакуации, не допускать встречных и пересекающихся потоков людей;