Файл: Кафедра теории государства и права контрольная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Московский государственный юридический университет
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Светское, клерикальное, теократическое
и атеистическое государство:
основные характеристики
Павловой Екатерины Александровны
Студента 1 группы, 1 курса
заочной формы ускоренного обучения
(Группа выходного дня)
Института частного права
Научный руководитель:
_________________________________
Москва
2023 г.
Оглавление
Введение
Понятие государство. Классификация государств по отношению к религии.
Светское государство. Россия - светское государство.
Клерикальное государство
Теократическое государство
Атеистическое государство
Заключение
Список литературы
Введение
Религия появилась раньше науки, это один из самых древних социальных институтов. Взаимоотношения светской и церковной властей являются неотъемлемой частью истории государств. С распространением религии возник вопрос их сосуществования на территории одного государства. В настоящее время выделяют: светское, клерикальное, теократическое, атеистическое государство.
Понятие государство. Классификация государств по отношению к религии.
Государство - организация политической власти общества, которая имеет специальный аппарат принуждения и выражает волю и интересы господствующего класса или всего народа1. У каждого государства есть основные признаки: законодательная деятельность, единство территории, население, публичная власть, суверенитет, налоговые сборы и прочее. В дополнительные признаки входят: государственные символы, армия, национальная валюта.
Можно выделить государства по их отношению к религии: светские, клерикальные, теократические и атеистические.
Современные демократические конституции закрепляют идеальный образ государства, характеризуя его как: светское, социальное, правовое, демократическое.
Светское государство. Россия – светское государство.
Светское государство – это государство, в котором религия не связана с властью и не имеет влияния на другие социальные институт, а граждане свободны в выборе вероисповедания. Государство нейтрально относятся ко всем религиям, без предпочтений. В светском государстве церковь полностью отделена от государства. Религия не имеет формального влияния ни на одну из ветвей власти. Государство не ограничивает работу религиозных организаций.
Все виды религиозных организаций отделены от государства, они не вправе выполнять ни политических, ни юридических функций. Также они не могут вмешиваться в дела государства.
Государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии. Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если она не нарушает действующее законодательство.
Государство гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство религиозных организаций перед законом. Государство не является элементом политической системы общества и не оказывает материальной и иной помощи религиозным организациям.
Конфессии занимаются только деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения.
В качестве основных признаков светского государства можно назвать следующие:
-религиозные организации полностью отделены от государства;
-отсутствие государственной религии;
- все религиозные организации обладают равными правами;
- религиозные нормы не являются источником права. Лама
Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:
не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права
ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству Российской Федерации;
обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях2.
Россия - светское государство, что закреплено в части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации. Светский характер государства подразумевает признание ряда принципов в сфере отношений государства с религиозными объединениями его граждан. Основой этих отношений является свобода совести, т.к. согласно ч. 1 ст. 14 никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной3.
Религия не может воздействовать на законотворчество. Религия не вмешивается в дела государства. И наоборот. Право не зависит от религии. Светский характер проявляется в гражданском характере правосудия, в государственной регистрации актов гражданского состояния, а также в отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать определенную религию. Указание в официальных документах на отношение к религии не допускается.
Клерикальное государство.
Промежуточный вариант между светским и теократическим государствами – клерикальное. Данное государство не объединено с церковью, но церковь через законодательно установленные институты влияет на государственную политику. В клерикальном государстве религия является частью общества.
Церковь оказывает огромное влияние на государство, подчиняя его себе, к примеру, клерикальными государствами являются Иран и Великобритания. Государство и церковь не слиты, но над всеми государственными процессами в клерикальном государстве стоит церковный орган, решения которого обязательны для всех.
Характерные признаки клерикального государства:
-церковь получает от государства субсидии и материальную помощь
;
-за церковью признается право собственности на землю, здания, сооружения;
-церковь наделяется рядом юридических полномочий;
-в области образования и воспитания религиозные организации обладают широкими полномочиями.
Теократическое государство
В теократическом государстве высшая власть принадлежит церкви. Практически все государственные полномочия возложены жрецов и духовенство. Законом признаются «Священное писание», шариат и воля главы государства и церкви.
«Теократия (греч.), буквально господство Бога: такое государственное устройство, при котором верховным правителем государства предполагается само Божество, изрекающее свою волю через посредничества особо к тому предназначенных лиц, т.е. жреческого сословия или духовенства...»4.
Примером теократического государства является Ватикан и исламские государства. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе.
Совокупность таких критериев теократии, как государственная организованность, верховенство духовного лидера и выполнение церковной иерархией важных государственных функций, позволяет отграничить ее от негосударственных способов объединения людей и выделить среди прочих форм правления: монархии, аристократии, демократии и других. Однако при всем познавательном потенциале данные определения не дают адекватного представления о теократии.
Право зависит от религии. Судья выносит решения сначала исходя из Корана, а потом прав.
Атеистическое государство.
Атеистическое государство –это государство, в котором атеистическая пропаганда ведется от лица государственных органов и происходит преследование священнослужителей и верующих.
В отличие от светских государств в атеистическом государстве отрицаются религиозные верования и насаждается безбожие.
Основные признаки атеистического государства:
-преследование религии самим государством;
-от церкви отчуждается любая собственность;
-религия в стране запрещается или ведется её тотальный контроль;
- постоянные репрессии верующих;
-запрет проведения религиозных обрядов.
Атеистическими государствами были СССР и другие страны социалистического лагеря. В настоящее время Албания – атеистическая страна. В разное время выходили атеистические издания: газета "Безбожник" (1922-41), журналы "Безбожник" (1925-41), "Атеист" (1922-30), "Воинствующий атеизм" (1931) и др
5.
Заключение
Исследование этой темы не теряет актуальности и сегодня. Продолжается эволюция в отношениях государств и различных конфессий. В различных государствах степень воздействия и взаимовлияния церкви на государства разнообразна. Но нужно признать, что государство и церковь отказывают друг на друга огромное влияние. Связь государств с религией на протяжении истории носила достаточно сложный и противоречивый характер. Пока существует это воздействие, у ученых несомненно не ослабнет интерес к исследованию данной темы.
Список использованной литературы:
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.,
2. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ"О свободе совести и о религиозных объединениях"(с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г., 28 февраля, 23 июля 2008 г., 30 ноября 2010 г.) ст. 4 п. 1, 2
3. Закон РСФСР от 25.10.1990 N 267-1 (ред. от 27.01.1995) "О свободе вероисповеданий"
4. Василевич Г.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник, Мн.: Книжный дом,2006. – 480с.
5. Алексеева С. С., Теория государства и права. Под редакцией С.С. Алексеева. Издательство «Юридическая литература», Учебник. - М.: Юрид. лит., 1985.
6. В. И. Даль ,Толковый словарь живого великорусского языка : избр. ст. / В.И. Даль ; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ. - Москва : Олма-Пресс : Крас. пролетарий, 2004. - 700 с.
7. Атеист : ежемесячный журнал-сборник научных материалов. - Г. 1 1922, № 1 (февраль) - № 2 (март) ; 1925, № 1 (май) - 1930, № 59. -Москва, 1922-1930.
1 Алексеева С. С., Теория государства и права. Под редакцией С.С. Алексеева. Издательство «Юридическая литература», Учебник. - М.: Юрид. лит., 1985.
2 Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О свободе совести и о религиозных объединениях" ст. 4 п. 1,2
3 Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
4 В. И. Даль ,Толковый словарь живого великорусского языка : избр. ст. / В.И. Даль ; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ. - Москва : Олма-Пресс : Крас. пролетарий, 2004. - 700 с.
5 Атеист : ежемесячный журнал-сборник научных материалов. - Г. 1 1922, № 1 (февраль) - № 2 (март) ; 1925, № 1 (май) - 1930, № 59. -Москва, 1922-1930.