ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ: Начальник ПСЧ-51 1 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Саратовской области __________________Н.А. Ковтунов «09» декабря 2022 г. |
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
проведения занятий по пожарно-тактической подготовке с личным составом дежурных караулов 51 ПСЧ
Тема: Особенности тушения пожаров в сельской местности
Вид занятия: классно-групповое Отводимое время: _____1___ (ч.)
Цель занятия:
- Приобретение и совершенствование личным составом подразделения навыков тактических действий при пожарах и проведении АСР в сельской местности;
- Подготовка личного состава к умелым и слаженным действиям в составе пожарного, аварийно-спасательного расчета дежурной смены.
Литература, используемая при проведении занятия:
- Приказ МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.12.2020 №881н «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны»;
- Учебное пособие «Пожарная тактика» В.В. Теребнев, А.В. Подгрушный 2012г.
Развернутый план занятия:
№ п/п | Учебные вопросы (включая контроль занятий) | Время (мин) | Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса |
| Вводная часть | 2 | Построить личный состав караула, проверить наличие, довести тему и цели занятия. |
| Особенности тушения пожаров в сельской местности | 40 | Тушение пожаров в сельских населенных пунктах. 1. Особенностью тушения пожаров в населенных пунктах является: - скученность жилых и хозяйственных построек, - низкая огнестойкость зданий, - отсутствие или удаленность водоисточников, - отсутствие хороших подъездов к водоисточникам, - трудность их эксплуатации в зимний период, - отсутствие твердых покрытий дорог, что затрудняет движение транспорта в распутицу, особенно весной, осенью и зимой в период снежных заносов, - отсутствие развитых систем связи, что затрудняет своевременный вызов пожарных подразделений. Линейная скорость распространения огня при плотной застройке в жаркую погоду и сильном ветре может достигнуть 25 м/мин, а искры могут разлетаться на расстояние до 500 метров. Пожары в жилых зданиях могут сопровождаться взрывами газовых баллонов, керосиновых приборов. На пожарах в первую очередь отключают электрическую сеть, чаще на вводе у опоры, организуют разведку и эвакуируют людей. На тушение подают воду, пену, производят разборку конструкций. Разведку производят в первую очередь в направлении наиболее интенсивного распространения огня, особенно с подветренной стороны, для определения дальности разлета искр. При открытых пожарах применяют более мощные стволы. Если водоисточники находятся на значительном расстоянии от пожара, то организуется подвоз воды, при этом необходимо к месту пожара вызывать все технические средства, способные подвозить воду. При пожаре возможно: - быстрое распространение огня по горючим строениям и материалам; - массовая гибель животных; - перенос огня (искр, головней) на значительные расстояния; - взрывы бытовых газовых баллонов; - опасность поражения электрическим током; - неудовлетворительное водоснабжение; - удаленность пожарных подразделений от населенных пунктов; - неудовлетворительная связь и состояние дорог; При развертывании сил и средств необходимо: - организовать своевременный вызов сил и средств, предусмотренных районным планом, через дежурного по отделу внутренних дел, местный узел связи или ЦППС; - организовать спасание людей, эвакуацию животных и материальных ценностей одновременно с принятием мер по предупреждению распространения огня; - мобилизовать через администрацию населенного пункта и руководство хозяйства на тушение развившихся пожаров технику хозяйства и население; - использовать тракторы, бульдозеры и другую технику для создания разрывов на путях возможного распространения огня; - выставить посты с первичными средствами пожаротушения при угрозе возникновения новых очагов горения. 2. Хлебные культуры наибольшую пожарную опасность представляют в период их созревания и до конца уборки урожая. В засушливую погоду скорость распространения пламени по высоким хлебам достигает 500 метров в минуту. При низкой растительности, а также при отсутствии ветра 15 метров в минуту. В процессе распространения пожара образуются «смерчи», которые перебрасывают огонь на большие расстояния, преодолевая при этом искусственные и естественные преграды шириной до 15 метров. Для обеспечения безопасности и создания возможности борьбы с пожарами хлебные массивы разделяют на участки площадью до 50 га прокосами шириной 10-12 метров, по прокосу делают пропашку шириной 5-6 метров. Основными способами тушения пожаров хлеба на корню, а также степных пожаров являются: - опашка местности, - увлажнение растительности водой, - устройство прокосов впереди фронта. При горении скирд сена, соломы используют распыленную воду. В период скирдования необходимо опахивать каждую скирду, с целью ограничения распространения пожара. Рис. Схема тушения пожара на хлебном поле. Тушение пожаров и проведение АСР на элеваторах, мельничных и комбикормовых предприятиях. Предприятия строят только из железобетонных конструкция. Однако существуют и старые деревянные элеваторы, обшитые металлическими листами. Для хранения зерна сооружают зернохранилища, которые подразделяют на зерносклады и элеваторы. Элеваторы бывают хлебоприемные, портовые и производственные. Элеваторы включают в себя устройства для приема зерна с различного транспорта, рабочую башню и корпуса для хранения зерна. Наиболее высокая часть элеватора – башня высотой 65 м и более, в которой сосредоточено основное транспортное и технологическое оборудование. Корпуса по хранению зерна располагают по обе стороны башни. В них из башни по ленточному транспортеру поступает зерно. Вместимость элеватора 25-100 тысяч тонн зерна. Современное предприятие полностью механизировано. Элеваторы оборудуются пожарными кранами с насосами повысителями, стационарными пожарными лестницами сухотрубами. Современные элеваторы часто объединяют с мельницами. Процесс помола размещают в специальном отдельном здании, которое разделено противопожарными стенами на зерноочистительное, размольное и выбойное отделение. Число этажей мельниц бывает от 5 до 7. Здания мельниц строят из железобетонных конструкций. В мельницах старой постройки имеются деревянные перекрытия. На данных предприятиях основной пожарной нагрузкой является зерно, зерновая и мельничная пыль. Зерно при нормальных условиях воспламеняется и горит плохо. А вот зерновая и мельничная пыль представляет большую пожарную опасность и легко воспламеняется. Такая пыль горит только на поверхности, но при резком взрыхлении пыли в смеси с воздухом она способна взрываться. Нижний предел взрываемости мельничной пыли 10-18 г/м3, а зерновой пыли 40-50 г/м3. Температура воспламенения пыли 600-800 0С, а температура возгорания 250-300 0С. При загорании возможно быстрое распространение огня по вентиляции и другим коммуникациям, где находится пыль во взрывоопасных концентрациях с воздухом. Горящее зерно может быть подхвачено работающим оборудованием и перемещаться. Комбикормовые заводы – высокомеханизированные предприятия по переработке зерновых и масличных культур на корм животным. Комбикормовое сырье активно впитывает кислород и влагу из воздуха и быстро самовозгорается и длительно тлеет. Пожар обнаруживается только тогда, когда он принял большие размеры. При этом могут образовываться взрывоопасные концентрации водорода. За счет окисления кормов температура повышается до 200-250 0С, т.е. достигает температуры тления. Схемы использования автомобиля аэрозольного тушения при пожарах на элеваторах. При пожаре возможно: - быстрое распространение огня и продуктов горения по всем помещениям через проемы между помещениями, по вентиляционной системе, по системам транспортирования зерна, а также по оборудованию; - образование горючих и токсичных газовоздушных смесей в свободных пространствах бункеров; - взрывы мучной, мельничной пыли и продуктов разложения, сопровождающиеся разрушением зданий. Примеры тушения пожаров на элеваторах комбикормовых заводов При ведении боевых действий необходимо: - определить наличие взрывоопасных смесей; - отключить и перекрыть вентиляционную систему; - остановить работу предприятия; - если перекрывные устройства деформировались, вскрыть воздуховод и заполнить его пеной; - производить выгрузку горящего продукта в подбункерный этаж с последующим его тушением; - тушение силоса осуществлять пеной если температура в очаге менее 2500С; - если температура превышает 250°С, то одновременно с пеной необходимо подать во все бункера углекислый газ или азот для создания газонепроницаемого слоя; - тушение прекращать, когда температура объема горящего силоса снизится до 60 0С; - влажный продукт после тушения в течение 24 часов должен быть выгружен, т.к. нахождение влажного продукта в силосах более 24 часов приводит к брожению продукта и образованию при этом водорода; - при пожаре в башне элеватора подать водяные стволы с большим расходом, прокладывать рукавные линии по стационарным лестницам или автолестницам; - при тушении пожаров на мельницах подавать стволы-распылители в первую очередь в очаг пожара и в вышерасположенный этаж, затем в нижний этаж и на защиту проемов; - применять стволы-распылители в помещениях с наличием мучной и элеваторной пыли и россыпи муки; - только после увлажнения помещения производить тушение компактными струями, не направляя их на открыто хранящуюся муку; - производить в смежных пыльных не горящих помещениях смачивание поверхностей конструкций и оборудования распыленными струями; - использовать для подачи воды в верхние этажи сухотрубы и внутренние пожарные краны с включением насосов - повысителей; - вводить в действие водяные завесы для ограничения распространения огня по галереям и транспортерам, а также вырезать и удалить участки транспортерных лент; - организовать в негорящих помещениях защиту зерна и муки от воды. |
| Заключительная часть | 3 | Строю личный состав, выставляю оценки. |
Пособия и оборудование, используемые на занятии:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Задания для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию:
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
«09» декабря 2022 г.
Руководитель занятия ____Миронов Н.П.____ _____________________
(Фамилия, И.О.) (дата, подпись)