Файл: Программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена Спецификация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственная итоговая аттестация по образовательным
программам основного общего образования в форме
основного государственного экзамена
Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2022 году основного
государственного экзамена
по ХИМИИ
подготовлена федеральным государственным бюджетным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Спецификация
КИМ ОГЭ 2022 г.
ХИМИЯ, 9 класс. 2 / 17
©
2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
в 2022 году основного государственного экзамена
по ХИМИИ
1. Назначение контрольных измерительных материалов (КИМ) ОГЭ
Основной государственный экзамен (ОГЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образованиятребованиям федерального государственного образовательного стандарта. Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.
ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом
Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513.
2. Документы, определяющие содержание КИМ ОГЭ
Содержание КИМ ОГЭ определяется на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования
(одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)).
В КИМ обеспечена преемственность проверяемого содержания с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по химии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089
«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ОГЭ
Разработка КИМ осуществлялась с учётом следующих общих положений.
• КИМ ориентированы на проверку сформированности умений, видов деятельности, которые необходимы при усвоении системы знаний, рассматриваемой в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для основной школы. Требования к результатам обучения определяются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.


Спецификация
КИМ ОГЭ 2022 г.
ХИМИЯ, 9 класс. 3 / 17
©
2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
• КИМ призваны обеспечивать возможность дифференцированной оценки подготовки экзаменуемых. В этих целях проверка освоения основных умений и элементов содержания курса химии осуществляется на трёх уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком.
• Учебный материал, на базе которого строятся задания, отбирается по признаку его значимости для общеобразовательной подготовки выпускников основной школы. При этом особое внимание уделяется тем элементам содержания, которые получают своё развитие в курсе химии средней школы.
Содержание заданий разработано по основным темам курса химии, объединённым в шесть содержательных блоков: «Основные понятия химии
(уровень атомно-молекулярных представлений)», «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»,
«Строение вещества», «Многообразие химических реакций», «Многообразие веществ», «Экспериментальная химия».
4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ
Преемственность модели ОГЭ 2022 г. с КИМ ЕГЭ по химии проявляется как в содержательной, так и в деятельностной составляющей экзаменационной модели. Это стало возможным прежде всего благодаря использованию форм и формулировок заданий, аналогичных моделям заданий ЕГЭ. Так, для проверки сформированности усвоения понятий, изучаемых в систематическом курсе химии основной школы, предлагаются задания на сравнение или классификацию предлагаемых объектов, а также на их применение в процессе анализа химической информации.
В КИМ ОГЭ по химии также включены задания, предусматривающие проверку умения прогнозировать возможность протекания химических реакций и состав образующихся продуктов реакций, описывать признаки их протекания или определять реактивы, необходимые для проведения качественных реакций.
Так же, как и в варианте ЕГЭ, большое внимание уделено проверке сформированности системных знаний о химических свойствах неорганических веществ.
5. Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ
Работа состоит из двух частей.
Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, подразумевающих самостоятельное формулирование и запись ответа в виде числа или последовательности цифр.
Часть 2 содержит 5 заданий: 3 задания этой части подразумевают запись развёрнутого ответа, 2 задания этой части предполагают выполнение реального химического эксперимента и оформление его результатов.
Распределение заданий по частям КИМ представлено в таблице 1.
Спецификация
КИМ ОГЭ 2022 г.
ХИМИЯ, 9 класс. 4 / 17
©
2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Таблица 1
Части работы
Количество заданий
Максимальный первичный балл
Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 40
Тип заданий
Часть
1 19 24 60
С кратким ответом
Часть
2 5
16 40
С развёрнутым ответом
Итого
24 40 100
6. Распределение заданий КИМ ОГЭ по содержанию, проверяемым
умениям и способам деятельности
При определении количества заданий КИМ ОГЭ, ориентированных на проверку усвоения учебного материала отдельных содержательных блоков / линий, учитывался прежде всего занимаемый ими объём в содержании курса химии. Например, был принят во внимание тот факт, что в системе подготовки обучающихся основной школы наибольший объём знаний, определяющих уровень их подготовки, относится к таким содержательным блокам, как «Многообразие химических реакций» и «Многообразие веществ». По этой причине суммарная доля заданий (от общего количества всех заданий), проверяющих усвоение их содержания, составила 30% по каждому из разделов. Значительная доля заданий, включённых в вариант, относится также к разделу «Экспериментальная химия».
Распределение заданий по содержательным разделам отражает таблица 2.
Таблица 2

Название раздела
Количество заданий
Макси- мальный первичный балл
Процент максимального первичного балла за задания данного вида деятельности от максимального первичного балла за всю работу, равного 40 1 «Основные понятия химии (уровень атомно- молекулярных представлений)»
2 2
5 2 «Периодический закон и
Периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева»
3 4
10 3 «Строение вещества»
2 2
5


Спецификация
КИМ ОГЭ 2022 г.
ХИМИЯ, 9 класс. 5 / 17
©
2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Название раздела
Количество заданий
Макси- мальный первичный балл
Процент максимального первичного балла за задания данного вида деятельности от максимального первичного балла за всю работу, равного 40 4 «Многообразие химических реакций»
6 9
22,5 5 «Многообразие веществ»
6 14 35 6 «Экспериментальная химия»
5 9
22,5
Итого
24 40 100
7. Распределение заданий КИМ ОГЭ по уровням сложности
Часть 1 КИМ содержит 14 заданий базового уровня сложности и 5 заданий повышенного уровня сложности. Часть 2 содержит 5 заданий высокого уровня сложности.
Распределение заданий по уровням сложности представлено в таблице 3.
Таблица 3
Уровень сложности заданий
Количество заданий
Максимальный первичный балл
Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 40
Базовый
14 14 35
Повышенный
5 10 25
Высокий
5 16 40
Итого
24 40 100
8. Продолжительность ОГЭ по химии
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).
Рекомендуемое время на выполнение заданий части 1 – 60 минут
(1 час), а на выполнение заданий части 2 – 90 минут (1 час 30 минут).
К выполнению задания 24 участник может приступать после выполнения задания 23 и не ранее чем через 30 минут после начала экзамена.
После выполнения задания 24 экзаменуемый имеет право продолжать выполнение других заданий экзаменационной работы до окончания экзамена.
9. Дополнительные материалы и оборудование
Перечень дополнительных материалов и оборудования, использование которых разрешено на ОГЭ, утверждается приказом Минпросвещения
России и Рособрнадзора.
Участникам экзамена разрешается использовать следующие материалы и оборудование:
Спецификация
КИМ ОГЭ 2022 г.
ХИМИЯ, 9 класс. 6 / 17
©
2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
– Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
– таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
– электрохимический ряд напряжений металлов;
– непрограммируемый калькулятор;
– лабораторное оборудование для проведения химических опытов, предусмотренных заданиями КИМ (Приложение 2);
– индивидуальный комплект химических реактивов и оборудования
(Приложение 2).
10. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы
в целом
Верное выполнение каждого из заданий 1–3, 5–8, 11, 13–16, 18 и 19 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 4, 9, 10, 12 и 17 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущено две и более ошибки или ответа нет, то выставляется
0 баллов.
Проверка выполнения заданий 20–23 части 2 осуществляется предметной комиссией в соответствии с критериями оценивания выполнения. При оценивании выполнения каждого из заданий эксперт на основе предоставленных критериев оценивания выявляет в ответе экзаменуемого оцениваемые элементы, каждый из которых оценивается
1 баллом. Максимальная оценка за выполнение каждого из заданий 20 и 22 –
3 балла; за выполнение каждого из заданий 21 и 23 – 4 балла.
Оценивание выполнения задания 24 осуществляется непосредственно при выполнении участником экзамена задания в аудитории двумя членами предметной комиссии
(экспертами), оценивающими выполнение лабораторных работ, независимо друг от друга. Максимальный балл за выполнение задания 24 – 2. Результаты оценивания выполнения задания 24 вносятся в отдельную ведомость и не доводятся до сведения участника ЕГЭ в день экзамена.
Задания с развёрнутым ответом могут быть выполнены экзаменуемым разными способами. Поэтому приведённые в критериях оценивания образцы решений следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов ответа. Это относится прежде всего к способам решения расчётных задач.
Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 40.
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования
(приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513 зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52953)
«64. Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами.
По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы... В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами,


Спецификация
КИМ ОГЭ 2022 г.
ХИМИЯ, 9 класс. 7 / 17
©
2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
Третий эксперт назначается председателем предметной комиссии из числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу.
Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу обучающегося. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными».
Существенными считаются следующие расхождения.
1. Расхождение между баллами, выставленными двумя экспертами за выполнение любого из заданий 20–23, составляет 2 или более балла. В этом случае третий эксперт проверяет только те ответы на задания, которые вызвали столь существенное расхождение.
2. Расхождение в результатах оценивания двумя экспертами ответа на одно из заданий 20–23 заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие ответа на задание в экзаменационной работе, а другой эксперт выставил за выполнение этого задания ненулевой балл. В этом случае третий эксперт проверяет только ответы на задания, которые были оценены со столь существенным расхождением. Ситуации, при которых один эксперт указал на отсутствие ответа в экзаменационной работе, а второй эксперт выставил нулевой балл за выполнение этого задания, не являются ситуациями существенного расхождения в оценивании.
На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается суммарный первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.
11. Условия проведения работы
Для выполнения химического эксперимента, предусмотренного заданиями 23 и 24, каждому участнику экзамена предлагается индивидуальный комплект, состоящий из определённого набора оборудования и реактивов.
При выполнении задания 24 участник экзамена может использовать записи в черновике с ответом на задание 23, а также делать записи в черновике, которые впоследствии вправе использовать при выполнении других заданий экзаменационной работы.
Набор реактивов для выполнения химического эксперимента, предусмотренных заданиями 23 и 24, включает в себя шесть различных веществ (или их растворов), перечисленных перед заданием 23 каждого варианта КИМ. Надписи на склянках с веществами, выдаваемых
экзаменуемому
для
проведения
реакций,
должны
полностью
соответствовать перечню реактивов, который указан в условии задания.
Проведение лабораторных опытов при выполнении задания 24 осуществляется в условиях химической лаборатории, оборудование которой должно соответствовать требованиям СанПиН к кабинетам химии.
Спецификация
КИМ ОГЭ 2022 г.
ХИМИЯ, 9 класс. 8 / 17
©
2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Перед началом экзаменационной работы или перед началом выполнения задания 24 специалист по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ проводит инструктаж участника(-ов) экзамена по технике безопасности при обращении с лабораторным оборудованием и реактивами под подпись каждого участника экзамена.
К выполнению задания 24 не допускаются участники экзамена, не прошедшие инструктажа по технике безопасности. Примерная инструкция по технике безопасности приведена в Приложении 3.
В целях обеспечения оценивания выполнения задания 24 участниками экзамена в каждой аудитории, где участники экзамена проводят химические эксперименты, предусмотренные заданием 24, присутствуют два эксперта, оценивающих выполнение лабораторных работ (задания 24).
Перечни веществ и лабораторного оборудования, включаемых в комплекты для выполнения экспериментальных заданий, составлены на основе общих перечней, которые приведены в Приложении 2.
12. Изменения в КИМ 2022 года по сравнению с 2021 годом
В связи с корректировкой перечней веществ в условиях некоторых заданий 23 и 24 внесено уточнение в комплект реактивов №7 (таблица 6).


Спецификация
КИМ ОГЭ 2022 г.
ХИМИЯ, 9 класс. 9 / 17
©
2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Приложение 1
Обобщённый план варианта КИМ ОГЭ 2022 года
по ХИМИИ
Уровни сложности задания: Б – базовый, П – повышенный, В – высокий.
№ задания
Проверяемые требования к результатам освоения образовательной программы
Коды проверяемых элементов содержания
Коды требований к уровню подго- товки выпуск- ников
Уровень сложности задания
Максимальный балл за выполнение задания
Примерное время выполнения задания (мин.)
Часть 1
1
Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества
1.6 1.2 Б 1 3
2
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы
Д.И. Менделеева.
Группы и периоды
Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента
1.1, 1.2.1 2.5.1
Б 1 3
3
Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в
Периодической системе
Д.И. Менделеева
1.2.2 1.3 Б 1 3
4
Валентность. Степень окисления химических элементов 1.4 2.4.2
П 2 7
5
Строение вещества. Химическая связь: ковалентная
(полярная и неполярная), ионная, металлическая
1.3 2.4.3 Б 1 3
6
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в
Периодической системе Д.И. Менделеева
1.1, 1.2.2 2.2.2,
2.3.1
Б 1 3
7
Классификация и номенклатура неорганических веществ 1.7 2.4.4
Б 1 3
8
Химические свойства простых веществ. Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных
3.1, 3.2.1 2.3.3
Б 1 3
9
Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ
3.1, 3.2 2.3.3
П 2 7
10
Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ
3.1, 3.2 2.3.3
П 2 7

Спецификация
КИМ ОГЭ 2022 г.
ХИМИЯ, 9 класс. 10 / 17
©
2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
11
Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии
2.2 2.4.5 Б 1 5
12
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций.
Химические уравнения.
Сохранение массы веществ при химических реакциях
2.1 2.7 П 2 7
13
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.
Электролитическая диссоциация кислот, щёлочей и солей (средних)
2.3, 2.4 2.2.3
Б 1 5
14
Реакции ионного обмена и условия их осуществления
2.5 2.4.6 Б 1 3
15
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель
2.6 1.2.2,
2.5.3
Б 1 4
16
Правила безопасной работы в школьной лаборатории.
Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций
4.1,
5.1,
5.2,
5.3 2.6,
2.9.1,
2.9.2,
2.9.3
Б 1 5
17
Определение характера среды раствора кислот и щёлочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа). Получение газообразных веществ.
Качественные реакции на газообразные вещества
(кислород, водород, углекислый газ, аммиак)
4.2, 4.3 2.7.4,
2.7.5
П 2 7
18
Вычисление массовой доли химического элемента в веществе
4.5.1 2.8.1 Б 1 5
19
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций
5.2, 5.3 2.9.1
Б 1 5