Файл: Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности составлена на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273фз "Об образовании в Российской Федерации",.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности составлена на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (ФГОС НОО ОВЗ РАС (Вариант 8.2)), утверждённого Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 N1598, Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.№2821-10), зарегистрированы в Минюсте России 03.03.2011г., № 1993), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы начального общего образования по литературному чтению на родном языке для образовательных учреждений.
Назначение: программа направлена на изучение исторического прошлого жизни и быта удмуртского народа, природы, животного и растительного мира Удмуртии. Обязательным является организация и расширение повседневных социальных контактов, включение специальных курсов коррекционно-развивающего направления, особое структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к целенаправленному развитию эмоционально-личностной сферы и коммуникативного поведения, формированию жизненной компетенции, а также применении как общих, так и специальных методов и приемов обучения.
Программа направлена на содержательное взаимодействие школы с семьёй, с учреждениями дополнительного образования, культуры для построения логично развивающейся системы воспитания с разнообразными формами внеклассной и внешкольной работы. Специальное значение этого учебного предмета состоит в формировании у учащихся представлений об истории и культуре народов Удмуртии, а также в формировании ценностных ориентиров, высоких морально-этических норм, в создании условий для познания (и позиционирования) себя как носителя определённой культуры, исторически связанной с родной землей и поколениями предков.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Цель курса: привить учащимся любовь к прошлому страны, края, района, своей семьи.
Задачи:
1.Изучение исторического, социально-экономического, и культурного прошлого нашего края;
2.Формирование гражданской позиции учащихся; понимания взаимосвязи и взаимозависимости судеб народов, проживающих в Удмуртии;
3.Воспитание любви и бережного отношения к истории и культуре родной земли.
Формы занятий
Занятия реализуются в следующих формах:
1. Для учащихся 1-2 – классов беседы с игровыми элементами, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, игра-путешествие, мини-лекции, соревнования, походы выходного дня, экскурсии в краеведческий музей;
2. Для учащихся 3-4 – классов беседы с игровыми элементами, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, игра-путешествие, мини-лекции, соревнования, походы выходного дня, экскурсии в краеведческий музей; создание проектов, защита.
Направление: духовно- нравственное
Возрастная группа: программа рассчитана для детей в возрасте 7-12 лет.
Программа рассчитана:
1 класс -1 раза в неделю (в год 36 часов),
2 класс -1 раза в неделю (в год 36 часов),
3 класс -1 раза в неделю (в год 36 часов),
4 класс -1 раза в неделю (в год 36 часов).
Курс составляет 144 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса «Краеведение»
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей,
ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
Метапредметные результаты:
1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, коллективного поиска средств
их осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой
природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.
Содержание учебной программы
Природа Удмуртии
У учащихся формируется представление об Удмуртии как части России.
Рельеф. Водоемы. Климат. Взаимосвязь деятельности человека и природы. Особенности географического местоположения родного населенного пункта и столицы Удмуртии, города Ижевска. Растительный и животный мир республики. Заповедники Удмуртии: история возникновения, их характеристика и значение. Охрана естественных ресурсов. Восстановление естественных ресурсов. Восстановление численности животных и растений. Красная книга Удмуртии.
Человек и семья в народной культуре
История происхождения имен и фамилий. Составление генеалогического древа. Разные народы – разное поведение. Что отличает один народ от другого? Разнообразие форм, традиций, обычаев общения людей разных народов. Культура межэтнического общения. Народные игры и общение. Общечеловеческие, традиционные и семейные ценности .Понятие «семья». Взаимоотношения в семье. Семейные праздники и традиции. Духовные ценности, передаваемые из поколения в поколение. Общечеловеческие ценности. Добрососедство как ценность. Тема добра, согласия и мира в народном фольклоре. Исторический опыт мирного сосуществования народов Удмуртии. Литература и фольклор народов о традиционных духовных ценностях. Общее представление о том, что в мире проживает множество народов, говорящих на разных языках. Понятия: «родной язык», «государственный язык». Языки народов Удмуртии
История деревни – история народа
История происхождения названия моего города (поселка, села), улицы. Имена знаменитых людей в названиях улиц, площадей.
Общее представление о народах России и республики. Некоторые отличительные черты того или иного народа.
Духовная культура Удмуртии
Календарные, народные праздники и верования, религия народов. Традиционные обряды некоторых народов республики: русских, удмуртов, татар, марийцев и др.
Особенности (виды и состав кушаний, способ, обрядовая сторона приготовления и подачи на стол того или иного блюда) традиционной праздничной пищи у народов Удмуртии.
Традиционная народная одежда: мужская и женская, повседневная и праздничная. Виды декоративно – прикладного искусства народов, живущих в Удмуртии.
Мифы, легенды, пословицы, поговорки народов Удмуртии о родной земле. Песни моего народа.
Я исследователь
Поисково-исследовательская работа по теме «История моей семьи». Методика проведения поисково-исследовательской работы. Сбор материала, создание презентации по теме.
Защита проектной работы.
Календарно - тематическое планировании
1 класс
№ | Тема | Содержание | Количество уроков |
| Удмуртия на карте России-2 ч. | | |
1 | Герб, флаг, гимн - символы Удмуртской Республики. | Прослушивание гимна, зарисовка флага. Описание цветов на флаге, гербе, описание знаков. | 1 |
2 | Краткая историческая справка создания символики УР. Рельеф. Водоёмы. Климат. | Авторы создания гимна, флага. Презентация Природы Удмуртии | 1 |
| Кто мы? Откуда мы?-2ч. | | |
3 | Первое появление человека на территории Удмуртии. | Первые поселения на территории Удмуртии. Иднакар. | 1 |
4 | Древний поселок. Занятия жителей в далекие времена. | Древнее поселение. Жители, занятия жителей | 1 |
| История имён и названий-3ч. | | |
5 | Откуда родом мои предки. | Семья, предки. Род занятия. | 1 |
6 | Составление генеалогического древа. | Изучение своей родственной связи. Проект | 1 |
7 | Имена знаменитых людей в названиях улиц, площадей. | Изучение названий улиц знакомых детям Ижевска. | 1 |
| Почему языки такие разные?-2ч. | | |
8 | Общее представление о народах России, республики. | Дружба народов. Языки. Толерантность | 1 |
9 | Понятия: «родной язык», «государственный язык». | Удмуртский язык, русский язык. | 1 |
| Семейные ценности-3ч. | | |
10 | Понятие «семья» | Семья. Близкие родственники, братья, сестры. Мои бабушка и дедушки. | 1 |
11 | Духовные ценности, передаваемые из поколения в поколение | Ценность семьи. Любимые семейные традиции. Раритет. | 1 |
12 | Состав семьи, профессии родителей, увлечения. | Состав семьи, профессии в Удмуртии. Профессии моих родителей. | 1 |
| Праздники-1 ч. | | |
13 | Традиционные обряды удмуртов. | Праздники моей семьи. Обряды удмуртов. Свадьба, проводы в армию. | 1 |
| Традиционная кухня удмуртов-1ч. | | |
14 | Домашняя кухня - перепечи, табани, каши | Моё любимое блюдо. Кухня удмуртов. Перепечи, табани, каши | 1 |
| Декоративно- прикладное искусств-2 ч. | | |
15 | Общие сведения о ремёслах народов, живущих в Удмуртии. | Занятия удмуртов. Ремесла: ткачество, гончарное дело. | 1 |
16 | Гончарное производство, ткачество – основные ремесла удмуртского народа. | Глина, посуда, гончарное дело. | 1 |
| Промыслы удмуртов-2ч. | | |
17 | Охота, рыболовство, бортничество. | Занятия удмуртов. Рыбаки, охотники, бортники, земледелы. | 1 |
18 | Технология выращивания льна, орудия труда используемые в процессе обработки льна и получения ткани. | Выращивание льна, ткачество, одежда, приданое невесты. | 1 |
| Удмуртский народный костюм-3 ч. | | |
19 | Национальные цвета Удмуртии, символы вышивок, костюма. | Цвета флага, цвета одежды, узоры на костюме. | 1 |
20 | Традиционная народная одежда: мужская и женская. | Ткачество, одежда национальная, повседневная, праздничная, пояс. Лапти. | 1 |
21 | Украшения. Обереги | Украшения женщин. Монисто. Головные уборы. | 1 |
| Мифы, легенды и сказки удмуртского народа-2ч. | | |
22 | Удмуртские боги, батыры | Создание мира по удмуртским сказкам. Сказания о богатырях | 1 |
23 | Лопшо - Педунь – любимый герой удмуртских сказок. | Сказки удмуртов. Национальный сказочный герой. Чтение сказки. | 1 |
| Устное народное творчество. Музыкальный фольклор-3ч. | | |
24 | Крезь – удмуртские гусли. | Музыкальные инструменты. Крезь. Прослушивание мелодии. | 1 |
25 | Игрушки наших предков | Деревянные игрушки, глиняные, тряпичные куклы. | 1 |
26 | Игры удмуртского народа. | Хороводы, «Капуста» «Небыльтос» | 1 |
| «У очага наших предков»-2ч. | | |
27 | Изучение крестьянского хозяйства Вятского края - изба, амбар (кепос).. | Постройка в поселении. Названия, назначение. | 1 |
28 | Убранство удмуртской избы. | Расположение предметов в избе. Печь. « Красный угол». | 1 |
| Ими гордится наш край- 2ч. | | |
29 | Кавалерист – девица Н. Дурова – участница войны 1812 года. | ВОВ 1812 года. Жизнь и подвиг Н. Дуровой. | 1 |
30 | П. И. Чайковский – наш земляк. | Композитор П Чайковский. Жизнь и творчество. | 1 |
| Искусство Удмуртии-2ч. | | |
31 | К. Герд – основоположник удмуртской поэзии. | Поэты Удмуртии. Жизнь и творчество К Герда. | 1 |
32 | Художники Удмуртии. | Живописные места Удмуртии. Картины про Удмуртию. | 1 |
| Природа и мы-2ч. | | |
33 | Животный и растительный мир нашего края. | Животные Удмуртии. Растения Удмуртии. Красная Книга. | 1 |
34 | Экскурсия в национальный музей им. Кузебая Герда. | Знакомство с флорой и фауной нашего края. | 1 |
| Столица Удмуртии Ижевск-1ч. | | |
35 | Краткая история возникновения заводского поселка. | 10 апреля.- важная дата. Начало возникновения завода. | 1 |
| « Я- исследователь»-1 ч. | | |
36 | « Я- исследователь» | Творческая работа « Рябинники» | 1 |
| Итого | | 36 часов |