Файл: Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности составлена на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273фз "Об образовании в Российской Федерации",.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  составлена на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (ФГОС НОО ОВЗ РАС (Вариант 8.2)), утверждённого Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 N1598, Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.№2821-10), зарегистрированы в Минюсте России 03.03.2011г., № 1993), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы начального общего образования по литературному чтению на родном языке  для образовательных учреждений.

Назначение: программа направлена на изучение исторического прошлого жизни и быта удмуртского народа, природы, животного и растительного мира Удмуртии. Обязательным является организация и расширение повседневных социальных контактов, включение специальных курсов коррекционно-развивающего направления, особое структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к целенаправленному развитию эмоционально-личностной сферы и коммуникативного поведения, формированию жизненной компетенции, а также применении как общих, так и специальных методов и приемов обучения.

Программа  направлена  на  содержательное  взаимодействие  школы  с семьёй,  с  учреждениями  дополнительного  образования,  культуры  для  построения  логично  развивающейся  системы  воспитания  с  разнообразными формами внеклассной и внешкольной работы. Специальное  значение  этого  учебного  предмета  состоит  в  формировании  у  учащихся  представлений  об  истории  и  культуре  народов  Удмуртии, а также в формировании ценностных ориентиров, высоких морально-этических  норм,  в  создании  условий  для  познания  (и  позиционирования) себя как носителя определённой культуры, исторически связанной с родной землей и поколениями предков.

                     Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.



           Цель курса: привить учащимся любовь к прошлому страны, края, района, своей семьи.


Задачи:

1.Изучение исторического, социально-экономического, и культурного прошлого нашего края;

2.Формирование гражданской позиции учащихся; понимания взаимосвязи и взаимозависимости судеб народов, проживающих в Удмуртии;

3.Воспитание любви и бережного отношения к истории и культуре родной земли.

Формы занятий

Занятия реализуются в следующих формах:

1.      Для учащихся 1-2 – классов беседы с игровыми элементами, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, игра-путешествие, мини-лекции, соревнования, походы выходного дня, экскурсии в краеведческий музей;

2.      Для учащихся 3-4  – классов беседы с игровыми элементами, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, игра-путешествие, мини-лекции, соревнования, походы выходного дня, экскурсии в краеведческий музей; создание проектов, защита.

 

 

 

Направление:  духовно- нравственное

Возрастная группа: программа рассчитана для детей в возрасте 7-12 лет.

 

Программа рассчитана:

1 класс -1  раза в неделю (в год 36 часов),

 2 класс -1  раза в неделю (в год 36 часов),

3 класс -1  раза в неделю (в год 36 часов),

4 класс -1  раза в неделю (в год 36 часов).

Курс составляет 144 часа.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса «Краеведение»

 

Личностные результаты:

1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину,

российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном

единстве природной и социальной частей;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально

значимых мотивов учебной деятельности;

6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

7) формирование эстетических потребностей,



ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к

материальным и духовным ценностям;

11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом

жизнеобеспечении;

12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;

14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.

 

Метапредметные результаты:

1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и

практических задач, коллективного поиска средств

их осуществления;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях

неуспеха;

4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по  родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь


свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 

Предметные результаты:

1) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой

природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.

 

 

 

 

Содержание  учебной программы

Природа Удмуртии

У учащихся формируется представление об Удмуртии как части России.

Рельеф. Водоемы. Климат. Взаимосвязь деятельности человека и природы. Особенности географического местоположения родного населенного пункта и столицы Удмуртии, города Ижевска. Растительный и животный мир республики. Заповедники Удмуртии: история возникновения, их характеристика и значение. Охрана естественных ресурсов. Восстановление естественных ресурсов. Восстановление численности животных и растений. Красная книга Удмуртии.


Человек и семья в народной культуре

История происхождения имен и фамилий. Составление генеалогического древа. Разные народы – разное поведение. Что отличает один народ от другого? Разнообразие форм, традиций, обычаев общения людей разных народов. Культура межэтнического общения. Народные игры и общение. Общечеловеческие, традиционные и семейные ценности .Понятие «семья». Взаимоотношения в семье. Семейные праздники и традиции. Духовные ценности, передаваемые из поколения в поколение. Общечеловеческие ценности. Добрососедство как ценность. Тема добра, согласия и мира в народном фольклоре. Исторический опыт мирного сосуществования народов Удмуртии. Литература и фольклор народов о традиционных духовных ценностях.  Общее представление о том, что в мире проживает множество народов, говорящих на разных языках. Понятия: «родной язык», «государственный язык». Языки народов Удмуртии

История деревни – история народа

История происхождения названия моего города (поселка, села), улицы. Имена знаменитых людей в названиях улиц, площадей.

Общее представление о народах России и республики. Некоторые отличительные черты того или иного народа.

Духовная культура Удмуртии

Календарные, народные праздники и верования, религия народов. Традиционные обряды некоторых народов республики: русских, удмуртов, татар, марийцев и др.

Особенности (виды и состав кушаний, способ, обрядовая сторона приготовления и подачи на стол того или иного блюда) традиционной праздничной пищи у народов Удмуртии.

Традиционная народная одежда: мужская и женская, повседневная и праздничная. Виды декоративно – прикладного искусства народов, живущих в Удмуртии.

Мифы, легенды, пословицы, поговорки народов Удмуртии о родной земле. Песни моего народа.

 

Я исследователь

Поисково-исследовательская ра­бота по теме «История моей се­мьи». Методика проведения поисково-исследовательской ра­боты. Сбор материала, создание презентации по теме.

Защита проектной работы.

 

 

Календарно - тематическое планировании

1 класс

 



Тема

Содержание

Количество уроков

 

Удмуртия на карте России-2 ч.

 

 

1

Герб, флаг, гимн - символы Удмуртской Республики.

Прослушивание гимна, зарисовка флага. Описание цветов  на флаге, гербе, описание знаков.

1

2

Краткая историческая справка создания символики УР. Рельеф. Водоёмы. Климат.

 

Авторы создания гимна, флага. Презентация Природы Удмуртии

1

 

Кто мы? Откуда мы?-2ч.

 

 

3

Первое появление человека на территории Удмуртии.

 

Первые поселения на территории Удмуртии. Иднакар.

1

4

Древний поселок. Занятия жителей в далекие времена.

Древнее поселение. Жители, занятия жителей

1

 

История имён и названий-3ч.

 

 

5

Откуда родом мои предки.

Семья, предки. Род занятия.

1

6

Составление генеалогического древа.

Изучение своей родственной связи. Проект

1

7

Имена знаменитых людей  в названиях улиц, площадей.

 

Изучение названий улиц знакомых детям Ижевска.

1

 

Почему языки такие разные?-2ч.

 

 

8

Общее представление о народах  России, республики.

 

Дружба народов. Языки.

Толерантность

1

9

Понятия: «родной язык», «государственный язык».

Удмуртский язык, русский язык.

1

 

Семейные ценности-3ч.

 

 

10

Понятие «семья»

 

Семья. Близкие родственники, братья, сестры. Мои бабушка и дедушки.

1

11

Духовные ценности, передаваемые из поколения в поколение

Ценность семьи. Любимые семейные традиции. Раритет.

1

12

Состав семьи, профессии родителей, увлечения.

 

Состав семьи, профессии в Удмуртии. Профессии моих родителей.

1

 

Праздники-1 ч.

 

 

13

Традиционные обряды удмуртов.

Праздники моей семьи. Обряды удмуртов. Свадьба, проводы в армию.

1

 

Традиционная кухня удмуртов-1ч.

 

 

14

Домашняя кухня - перепечи, табани, каши

Моё любимое блюдо. Кухня  удмуртов.

Перепечи, табани, каши

1

 

Декоративно- прикладное искусств-2 ч.

 

 

15

Общие сведения о ремёслах народов, живущих в Удмуртии.

Занятия удмуртов. Ремесла: ткачество, гончарное дело.

1

16

Гончарное производство, ткачество – основные ремесла удмуртского народа.

 

Глина, посуда, гончарное дело.

1

 

Промыслы удмуртов-2ч.

 

 

17

 Охота, рыболовство, бортничество.

Занятия удмуртов. Рыбаки, охотники, бортники, земледелы.

1

18

Технология выращивания льна, орудия труда используемые в процессе обработки льна и получения ткани.

 

Выращивание льна, ткачество, одежда, приданое невесты.

1

 

Удмуртский народный костюм-3 ч.

 

 

19

Национальные цвета Удмуртии, символы вышивок, костюма.

 

Цвета флага, цвета одежды, узоры на костюме.

1

20

Традиционная народная одежда: мужская и женская.

Ткачество, одежда национальная, повседневная, праздничная, пояс. Лапти.

1

21

Украшения. Обереги

Украшения женщин. Монисто. Головные уборы.

1

 

Мифы, легенды и сказки удмуртского народа-2ч.

 

 

22

Удмуртские боги, батыры

Создание мира по удмуртским сказкам. Сказания о богатырях

1

23

Лопшо - Педунь – любимый герой удмуртских сказок.

Сказки удмуртов. Национальный  сказочный герой. Чтение сказки.

1

 

Устное народное творчество. Музыкальный фольклор-3ч.

 

 

24

Крезь – удмуртские гусли.

Музыкальные инструменты. Крезь. Прослушивание мелодии.

1

25

Игрушки наших предков

Деревянные  игрушки, глиняные, тряпичные куклы.

1

26

Игры удмуртского народа.

 

Хороводы, «Капуста»

«Небыльтос»

1

 

«У очага наших предков»-2ч.

 

 

27

Изучение крестьянского  хозяйства Вятского края - изба, амбар (кепос)..

 

Постройка в поселении. Названия, назначение.

1

28

Убранство удмуртской избы.

 

Расположение предметов в избе. Печь. « Красный угол».

1

 

Ими гордится наш край- 2ч.

 

 

29

Кавалерист – девица Н. Дурова – участница войны 1812 года.  

 

ВОВ 1812 года. Жизнь и подвиг Н. Дуровой.

1

30

П. И. Чайковский – наш земляк. 

Композитор П Чайковский. Жизнь и творчество.

1

 

Искусство Удмуртии-2ч.

 

 

31

К. Герд – основоположник удмуртской поэзии.

 

Поэты Удмуртии. Жизнь и творчество К Герда.

1

32

 Художники Удмуртии.

Живописные места Удмуртии. Картины  про Удмуртию.

1

 

Природа и мы-2ч.

 

 

33

Животный и растительный  мир нашего края.

Животные Удмуртии. Растения Удмуртии. Красная Книга.

1

34

Экскурсия в национальный музей им. Кузебая Герда.

Знакомство с флорой и фауной нашего края.

1

 

Столица Удмуртии Ижевск-1ч.

 

 

35

Краткая история возникновения заводского поселка.

10 апреля.- важная дата. Начало возникновения завода.

1

 

« Я- исследователь»-1 ч.

 

 

36

« Я- исследователь»

Творческая работа

 « Рябинники»

1

 

Итого

 

36 часов