Файл: Рекомендации педагогам по организации работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рекомендации педагогам
по организации работы с детьми
с тяжелыми нарушениями речи
На уроках, для данной категории учащихся, требуется особый речевой режим. Речь педагога должна быть небыстрой, четкой, разборчивой с подчеркнутой артикуляцией. Также она должна состоять из коротких и ясных по смыслу предложений. Говорить с учащимся с алалией необходимо медленно, четко, выразительно, требуя того же и от него.Чаще проводить совместное произношение коротких предложений (сопряженная речь), стихов, рассказов, ответы на вопросы, закрепляя самостоятельным повторением.
Задачи, которые учитель ставит в учебном процессе необходимо детализировать, инструкции должны носить дробный характер, т.е. быть доступными для понимания и выполнения.
Рекомендуется использовать на уроках речевые разминки:
-для уроков русского языка: проговаривание отдельных слов, трудных для произношения, правил, терминов;
-для уроков математики: проговаривание терминов, выводов, правил, названий инструментов, измерительных приборов, мер, геометрических фигур, тел, названий действий и их компонентов, чтение примеров и т. д.;
-для уроков истории: проговаривание дат, названий государств, городов, название войн и других исторических терминов;
-для уроков географии:проговаривание географических названий, терминов, понятий, названий инструментов и приборов;
-для уроков биологии, химии, физики: проговаривание терминов, понятий, правил, трудных слов, чтение задач, упражнений;
-для уроков ИЗО: проговаривание названий инструментов, красок, видов работ, терминов, проговаривание плана предстоящей или проделанной работы;
-для уроков АФК: проговаривание спортивных терминов, названий инвентаря, видов упражнений, названий видов спорта и т. д.;
- для уроков технологии: проговаривание названий инструментов и материалов, операций, изделий, видов работ, названий профессий, проговаривание плана предстоящей или проделанной работы.
Необходимо отказаться от проверок учащегося на скорость чтения.
Нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (надлежащими исправлению).
Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц). Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
Педагог должен включать в уроки тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций.
Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (примерно через 10 минут).
Все приемы и методы должны соответствовать возможностям учащихся с ТНР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
Рекомендации к оценке знаний учащихся с тяжелыми нарушениями речи
Нужно внимательно и осторожно оценивать работу учащихся с тяжелыми нарушениями речи. При всем своем желании и старании дети с ТНР не в состоянии выполнить задания, особенно письменные, в соответствии с нормами принятыми в школе.
Каждый ответ учащегося (устный или письменный) должен оцениваться дифференцировано с учетом как уровня его речевого развития и общей динамики продвижения в овладении устной и письменной речью, так и тех фактических знаний, навыков, умений, которые он приобретает по тем или иным разделам учебной программы за определенный промежуток обучения.
Текст диктанта должен состоять из слов и предложений, неоднократно проанализированных на уроках обучения грамоте и русского языка.
Детям, страдающим алалией, вместо слухового диктанта предлагается списывание текста с пропущенными орфограммами на правила, предусмотренные программными требованиями.
При оценке письменных работ нужно отдельно учитывать специфические (дисграфические) ошибки и рассматривать их в индивидуальном плане для каждого учащегося.
Перечень специфических (дисграфических) ошибок учащихся с указанием вида речевого нарушения:
1.Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза:
• пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);
• перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «переписал» (переписал), «натуспила» (наступила);
• недописывание букв и слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
• наращивание слова лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
• искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька);
• слитное написание слов и их произвольное деление – «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене);
• неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. знать машину после школы я тоже. Буду шофёром»;
• замена одной буквы на другую – «трюх» (трёх), «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги), «чветы» (цветы);
• нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь), «лублу» (люблю).
2. Ошибки, обусловленные несформированностью кинетической и динамической стороны двигательного акта:
• смешения букв по кинетическому сходству – о-а «бонт» (бант), б-д «убача» (удача), и-у «прурода» (природа), п-т «спанция» (станция), х-ж «дорохки» (дорожки), л-я «кяюч» (ключ), л-м «полидор» (помидор), и-ш «лягуика» (лягушка).
3. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
• аграмматизмы – «Саша и Леня собираит цветы». «Дети сидели на большими стулья». «Пять желтеньки спиленачки» ) пять желтеньких цыплят);
• слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели», «в зяля», «у читель».
Учащимся, имеющим нарушение моторики, не следует снижать оценку за почерк.
Для учащихся с ТНР необходима особая организация проверочных и контрольно-оценочных средств: сокращение объема контрольных заданий, адресные пошаговые задания, с более подробными инструкциями.