Файл: Инструкция по выполнению задание выполняется, опираясь на лекции по Разделу ii (темы 913), материалам основной и дополнительной литературы..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТК – 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела II
«Основные проблемы философии».
Инструкция по выполнению: задание выполняется, опираясь на лекции по Разделу II (темы 9-13), материалам основной и дополнительной литературы. Необходимо выполнить один из вариантов задания, дав развернутые и обоснованные ответы на все вопросы в выбранном варианте. Выбор варианта осуществляется обучающимся по желанию, задание необходимо выполнять САМОСТОЯТЕЛЬНО, за идентичные ответы снижаются баллы.
Вариант 1.
-
Онтология:
- Дайте определение понятия «бытие».
- Выделите основные формы бытия в системе «мир-человек».
-
Гносеология:
- Дайте определение понятий «знание», «познание» и «информация», обоснуйте разницу этих понятий.
- Выделите основные уровни познания и их формы, с примерами.
-
Социальная философия: учение об обществе. Человек и общество:
- Дайте определение понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность».
- Как связан процесс социализации и формирование личности? Выделите основные факторы социализации личности в современном обществе.
- Какие критерии личности выделяет современная философия?
-
Онтология
Дайте определение понятия «бытие».
Бытие - философская категория, обозначающая реальность в ее объективном и целостном существовании
Выделите основные формы бытия в системе «мир-человек».
Создатель новой онтологии разработал учение о стратификации бытия. Согласно этому учению реальный мир имеет сложную структуру, своеобразно расслоен. В нем надстраиваются друг над другом четыре слоя, или формы, бытия:
• физически-материальный – охватывает весь космос, от атомов до галактик;
• органический – охватывает мир организмов, от простейших до людей;
• душевный – это мир души, сознание с его актами и содержаниями;
• духовно-исторический – это общая сфера духовной жизни, процесс становления которой связывает друг с другом поколения.
Высшие слои бытия возникают на основе низших и не могут существовать без них. Отметим, что Н. Гартман, разрабатывая новую онтологию, утверждал единство бытия реального мира: "Своеобразие реального мира именно в том и состоит, что столь разнородное, как вещи, жизнь, сознание, дух, совокупно в нем существует, наслаивается, влияет друг на друга, взаимно обуславливается, поддерживается, мешает друг другу и отчасти даже друг с другом борется"
Согласно русскому философу Б. П. Вышеславцеву, мир представляет собой иерархическую структуру, систему "ступеней" бытия, в которой он выделяет три основные формы бытия:
• пространственно-временной мир, в котором живет человек; (пространственно-временное, причинно-следственное, растительно-животное, бессознательное бытие, материя, ступень природной сферы, сфера необходимости);
• идеальный мир как мир идей или "умных" сущностей (идеальное сверх -временное и сверх -пространственное бытие, сфера духа, идей и свободы);
• непостижимое Абсолютное само по себе (Единое) (Бог).
Попытка дать широкую классификацию основных форм бытия была представлена в учебнике "Введение в философию" под ред. И. Т. Фролова, изданном в 1991 г. С тех пор эта классификация воспроизводится во многих учебниках.
Особенность данной классификации форм бытия заключается в том, что все известное многообразие конкретных форм бытия в системе "мир – человек" на основе логического обобщения сводится к четырем основным.
• Бытие вещей (процессов), которые делятся на: бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком.
• Бытие человека, которое подразделяется на бытие в мире вещей и специфически человеческое бытие.
• Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (вне индивидуальное) духовное.
• Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие и бытие общества.
Основные формы бытия выделены с позиций материализма. С позиций идеалистической философии выделение основных форм бытия будет иметь иной вид, а именно – в качестве высшего бытия будет выделяться духовное начало, понимаемое как объективное бытие Духа, Мирового Разума, Бога и т.д. В отличие от науки, в философии не может быть единственно верной картины бытия.
-
Гносеология
Дайте определение понятий «знание», «познание» и «информация», обоснуйте разницу этих понятий.
1.Знание — это обработанная информация, использованная и используемая для принятия решений и решения задач, а также сведения о способах обработки информации.
Знания представляют собой информацию, которая проверена на практике и то, что дает человеку рассмотреть полную картину реальности. Эти два определения и являются принципиальным отличием знаний от простой информации, которая дает частичное представление о вещах.
Кроме того, знания можно сравнить с инструкцией по применению, а информация – это обычный совет.
Информация — это некоторая последовательность (налицо упорядоченность) сведений, знаний, которые актуализируемы (получаемы, передаваемы, преобразуемы, сжимаемы или регистрируемы) с помощью некоторых знаков (символьного, образного, жестового, звукового)
Познание — основной предмет гносеологии. Устанавливая сущность познания, его формы и принципы, теория познания стремится ответить на вопрос, как возникает знание и как оно соотносится с действительностью
Выделите основные уровни познания и их формы, с примерами.
Познание имеет два уровня (две стороны), ступени — чувственное познание и рациональное познание.
Чувственное познание — познание, которое осуществляется органами чувств человека.
Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Формы чувственного познания:
-
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. С помощью этих органов человек ощущает отдельные свойства предмета — форму, цвет, запах и т. п. -
Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие служит также основной формой формирования представлений. -
Представление — чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Проще говоря — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
Чувственное познание всегда субъективно, но именно этот уровень познания осуществляет связь человека с внешним миром.
-
Интуиция — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины без опоры на логические обоснования и доказательства.
Основные признаки: внезапность, частичная осознанность, непосредственный характер возникновения знания.
-
Рациональное познание — познание, осуществляемое разумом.
Рациональное познание, присущее только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
Основные механизмы (мыслительные операции) рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.
Формы рационального познания:
-
Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства объекта. Понятия, выраженные в речи отдельным словом, связываются между собой и образуют суждение. -
Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте. -
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.
Пример логического умозаключения: если a>b, а b>c, то a>c.
Разновидности умозаключений:
-
Индуктивное умозаключение — от частного к общему. -
Дедуктивное умозаключение — от общего к частному. -
Получаемое по аналогии.
Особенности чувственного и рационального познания
Чувственное познание | Рациональное познание |
|
|
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.
-
Эмпиризм - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. -
Рационализм - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
3.Социальная философия: учение об обществе. Человек и общество.
Дайте определение понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность».
1. Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д.
Понятие «индивид» употребляется для обозначения человека как отдельной особи среди других людей. Индивид не просто один, а всегда «один из».
Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.
Понятие «индивидуальность», употребляется для обозначения человека, как одного из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер, темперамент, интеллект, способности и т. д
Личность — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Понятие «личность» употребляется для обозначения человека с социально значимыми качествами. Не всякий человек является личностью. Индивидом рождаются, индивидуальность приобретают, а личностью становятся в процессе социализации.
2. Как связан процесс социализации и формирование личности? Выделите основные факторы социализации личности в современном обществе
Под термином «социализация» в педагогической науке принято понимать становление индивидуума частью социума, в котором он находится. Иными словами, речь идет о вхождение человека в общество. Безусловно, на первом этапе круг общения ребенка весьма ограничен – сверстниками, родителями или воспитателями, затем человек вступает в ученическую среду, а также, помимо тех людей, с которыми он соприкасается в школе, он общается и с другими социальными группами. Факторы социализации и формирования личности разнообразны и могут быть рассмотрены различные варианты.
Если рассматривать идеальный вариант (который и воспринимается как одна из целей обучения и воспитания), то человек должен стать полноценным членом общества, относясь с уважением к другим его членам и взаимодействуя с ними, внося достойную лепту в жизнь этого общества. Причем под словом «общество» можно понимать и коллектив на работе, и родственников, и коллег, и друзей, и даже, в конечном итоге, целую страну. Все это и есть признаки успешной социализации.