Файл: Правовое регулирование договора возмездного оказания ветеринарных услуг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Правовое регулирование договора возмездного оказания ветеринарных услуг.
Объем платных ветеринарных услуг на душу населения вырос.. Это сделало актуальным правовое регулирование ветеринарных услуг.
Согласно положениям гл. 39 ГК РФ договор возмездного оказания ветеринарных услуг можно определить как соглашение, в соответствии с которым одна сторона исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услугу, а заказчик обязуется оплатить эту услугу.
Предметом договора возмездного оказания ветеринарных услуг является осуществление деятельности или совершение действий ветеринаром по лечению животного или оказанию других видов ветеринарных услуг.
Говоря о договоре возмездного оказания ветеринарных услуг, необходимо отметить, что услуга оказывается владельцу животного, но непосредственно осуществляется лечение самого животного, ветеринарная услуга направлена на объект - организм животного, как и медицинская услуга - на живой организм, но обладающий определенными особенностями. Как известно, на отношения, связанные с лечением животных, распространяются общие правила об имуществе (ст. 137 ГК РФ), т.е. животное является объектом гражданских прав. Отметим, что животное является особым объектом гражданских прав.
Как было отмечено выше, ветеринарная услуга не имеет овеществленного результата, отделимого от услуги. Как отмечается в юридической литературе, например, в обязательстве по оказанию медицинских услуг выздоровление пациента можно рассматривать как конечный результат, отделимый от процесса их оказания. Но выздоровление может и не наступить, даже если врач квалифицированно провел лечение. "Наличие такого результата (именно наличие, а не его отсутствие) при определенных условиях может быть лишь одним из критериев установления качества оказанных услуг" *(5) При оказании ветеринарных услуг также может не быть достигнут результат, т.е. излечение животного может и не наступить, как это известно из практики деятельности ветеринарных организаций и индивидуальных предпринимателей. Но договор возмездного оказания, как это следует из используемых в практике бланков договоров возмездного оказания ветеринарных услуг, заключается на лечение животного.
Одним из условий договора возмездного оказания ветеринарных услуг является условие о качестве оказываемых услуг. В оценке юридического значения условия о качестве с принятием ГК РФ российская цивилистическая мысль, следуя международным нормам коммерческого оборота, признала, что "условие о качестве не является само по себе существенным ни как таковое, ни как часть условия о предмете договора" *(6). Определение правового механизма оценки качества оказываемых ветеринарных услуг является серьезной практической и теоретической проблемой. По нашему мнению, качество ветеринарной услуги зависит от эффекта оказания ветеринарной услуги, а эффект, в свою очередь, зависит от квалификации специалиста (профессионализма ветеринарного врача), правильного анализа, правильно подобранной методики лечения животного. Кроме того, качество ветеринарной услуги зависит от качества ветеринарных препаратов, т.е. лекарственных средств для животных *(7).
Ветеринарные препараты подлежат сертификации в соответствии с Правилами проведения сертификации ветеринарных препаратов, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 22 января 1997 г. N 1. Так, в соответствии с п. 2.1-2.3 данных Правил объектом сертификации в соответствии с настоящими правилами являются ветеринарные препараты и средства по уходу за животными.
Сертификация проводится на соответствие требованиям, обеспечивающим безопасность продукции для жизни, здоровья, имущества людей, для животных и окружающей среды, а также биологическую эффективность действия препаратов на животных в соответствии с их назначением" *(8).
Существуют национальные стандарты, устанавливающие требования к лекарственным средствам и процессам их производства. В 2004 г. был разработан Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52249-2004 "Правила производства и контроля качества лекарственных средств", утв. и введенный в действие постановлением Госстандарта РФ от 10 марта 2004 г. N 160-ст: "Настоящий стандарт устанавливает требования к производству и контролю качества лекарственных средств для человека и животных.
Стандарт распространяется на все виды лекарственных средств и устанавливает общие требования к их производству и контролю качества, а также специальные требования к производству отдельных видов лекарственных средств: Все производственные процессы должны быть четко регламентированы и периодически пересматриваться с учетом накопленного опыта".
Качество ветеринарной услуги специально не регулируется нормативными правовыми актами, основными критериями качества ветеринарных услуг являются условия договора и положения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" *(9).
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ О"техническом регулировании" *(10) "работы и услуги являются объектами добровольного подтверждения соответствия". По нашему мнению, в связи с тем что сертификация ветеринарных услуг является добровольной, требования к ветеринарным услугам должны устанавливаться стандартами организаций. Так, согласно ст. 17 Федерального закона "О техническом регулировании" "стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок".
На сегодняшний день Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ отменено лицензирование ветеринарной деятельности.
Отмена лицензионных требований к лицам, осуществляющим ветеринарную деятельность, может оказывать влияние на качество ветеринарной услуги и безопасность процесса ее оказания. В связи с этим в законодательстве должна быть восстановлена разрешительная система для осуществления ветеринарной деятельности с сохранением лицензионных требований к ветеринарным организациям. Предлагаем дополнить ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" положениями о лицензировании ветеринарной деятельности.
Безопасность ветеринарной услуги и безопасность процесса ее оказания. "Безопасность товара (работы, услуги), с одной стороны, является обязательным условием их надлежащего качества, а с другой стороны - входит в число обычных условий сделок, совершаемых с потребителями" *(11). По нашему мнению, под безопасностью ветеринарных услуг следует понимать безопасность технологии их оказания для здоровья животного и последствий их оказания, которые связаны с использованными лекарственными средствами для животных. Безопасность процесса оказания ветеринарных услуг зависит от соблюдения технологии оказания ветеринарной услуги, чтобы она была безопасна для жизни и здоровья потребителя, не причиняла вред здоровью животного (имуществу человека). Положения о безопасности ветеринарной услуги и процесса ее оказания содержатся в Законе РФ "О защите прав потребителей" и Правилах оказания платных ветеринарных услуг. Так, согласно п. 1 ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей": "Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при
обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке".
В соответствии с п. 7 раздела 3 Правил оказания платных ветеринарных услуг:
"Исполнитель:
обеспечивает применение лекарственных средств и методов, исключающих отрицательное влияние на животных при диагностике, лечении и профилактике, высокоэффективных ветеринарных препаратов и методов ветеринарного воздействия;
гарантирует безопасность ветеринарных мероприятий для здоровья и продуктивности животных, жизни и здоровья потребителя, а также окружающей среды".
Одним из условий договора возмездного оказания ветеринарных услуг является цена данного договора. Согласно п. 14 Правил оказания платных ветеринарных услуг: "Формы оплаты оказываемой услуги определяются по соглашению между потребителем и исполнителем". Цена в договоре услуг не определяется законодательными актами. Имеется ряд документов в виде прейскурантов, тарифов и т.п., которые, как правило, исходят непосредственно от исполнителя. В случае ветеринарных услуг прейскурант цен разрабатывается ветеринарной организацией на основании Правил оказания платных ветеринарных услуг. Целесообразно отметить, что при установлении тарифов на платные ветеринарные услуги органами государственной власти или в прейскурантах, разрабатываемых ветеринарными организациями, учитывается вид ветеринарной услуги. Например, Распоряжением первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 7 августа 2002 г. N 427-РЗМ "О тарифах на платные ветеринарные услуги" утвержден Прейскурант на платные ветеринарные услуги в ветеринарных подразделениях Объединения ветеринарии г. Москвы.
Ветеринарные услуги в соответствии с Налоговым Кодексом РФ подлежат налогообложению. Так, согласно ст. 346.26 НК РФ: "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности: может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: : оказания ветеринарных услуг". При этом необходимо отметить, что с 1 января 2003 г. ветеринарные организации, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, не платят НДС, но в данном случае мы говорим о государственном учреждении. Так, согласно п. 1 Распоряжения Премьера Правительства Москвы от 11 октября 1991 г. N 521-РП "Об изменении структуры ветеринарной службы города Москвы" *(12): "Объединение ветеринарии города Москвы является государственным учреждением, подчиняется Правительству Москвы, а по специальным вопросам Департаменту ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации".
На оказание ветеринарных услуг может быть составлена смета. В соответствии с п. 15 Правил оказания платных ветеринарных услуг "Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно".
При рассмотрении условия о цене ветеринарной услуги целесообразно отметить, что при оказании ветеринарных услуг осуществляется оплата непосредственно самого процесса оказания ветеринарных услуг, но если животное выздоравливает, то речь идет о качественном оказании ветеринарной услуги и возможности исполнителя требовать выплаты дополнительного вознаграждения. В связи с этим мы считаем необходимым включать в договоры об оказании платных ветеринарных услуг в качестве существенного условия о том, что в случае выздоровления животного исполнитель имеет право требовать дополнительного вознаграждения, и об ответственности в случае ненадлежащего оказания ветеринарной услуги.
Следующим условием договора возмездного оказания ветеринарных услуг является срок оказания ветеринарной услуги. Срок оказания ветеринарной услуги имеет значение при длительных услугах, например при осуществлении диагностических исследований домашних животных, лечения животных в стационаре. Срок оказания ветеринарной услуги определяется согласно положениям ст. 27 Закона РФ "О защите прав потребителей". В Правилах оказания платных ветеринарных услуг условий о сроках не содержится.
Стороны договора возмездного оказания ветеринарных услуг
Сторонами договора возмездного оказания ветеринарных услуг являются исполнитель и потребитель.
Исполнителем, согласно Правилам оказания платных ветеринарных услуг, является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие ветеринарные услуги потребителям по возмездному договору. Согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов в профессиональном плане исполнитель именуется "ветеринарный врач" или "фельдшер", "ветеринарный санитар" *(13).
Законом РФ "О ветеринарии" установлены требования к лицам, оказывающим ветеринарные услуги. Так, в соответствии со ст. 4 данного Закона правом на занятие ветеринарной деятельностью обладают специалисты в области ветеринарии с высшим или средним ветеринарным образованием.
Ветеринарные организации могут создаваться, как предусмотрено в Правилах оказания платных ветеринарных услуг, в "любой организационно-правовой форме". Ветеринарные организации, осуществляющие деятельность по оказанию платных ветеринарных услуг, могут создаваться в форме товариществ, обществ и производственных кооперативов.