Файл: Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы и цели макроэкономического регулирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы и цели макроэкономического регулирования.

Макроэкономика — наука, изучающая функционирование национальной экономики как единого целого, а также совокупное поведение хозяйствующих субъектов.

Термин «макроэкономика» введен в научный оборот сравнительно недавно, хотя элементы макроэкономического анализа применялись с самого начала развития экономической науки. Так, уже в «Экономической таблице» Ф.Кенэ, первой известной в истории макроэкономической модели, показан процесс воспроизводства ВВП как кругооборот денежных потоков. Макроэкономический подход к изучению закономерностей экономического развития в определенной мере использовали представители английской классической политической экономии, широко его применял К. Маркс.

Если микроэкономика изучает мотивы экономического поведения отдельных единиц, то макроэкономика в своем анализе использует агрегированные величины, характеризующие развитие национальной экономики как единого целого. Объектами ее исследования являются, в частности, валовой внутренний продукт (а не объем выпуска отдельной фирмы), средний уровень цен (а не цены конкретных товаров), уровень инфляции, безработицы и т.п.

Микроэкономика и макроэкономика представляют собой ветви общей экономической теории. Следовательно, разрыва между ними быть не должно. Любое экономическое явление может быть объяснено, во-первых, если его удается свести к индивидуальным действиям субъектов, принимающих решения; во-вторых, если оно обосновано математически.

Национальная экономика, как и любая экономическая система, имеет определенные цели. Основные из них следующие.

1. Обеспечение высокого и устойчивого уровня развития национального производства, совокупным измерителем результатов которого является абсолютный рост ВВП, а также рост в расчете на душу населения.

2. Высокий уровень занятости населения. (Вместе с тем полной занятости в условиях рыночной экономики достичь практически невозможно из-за ряда причин: перемена места работы, структурные изменения в экономике, в результате чего некоторые работники оказываются временно безработными, и др.) Обобщающим показателем занятости выступает уровень безработицы.


3.Стабильный уровень цен. Это важнейшее условие нормально функционирующей экономики, на практике означающее не «замораживание» цен на одном уровне, а их регулируемый рост. Показателем ценовой стабильности является индекс потребительских цен (ИПЦ), который в свою очередь служит базой для измерения инфляционных процессов в экономике.

4. Достижение эффективности производства, т.е. получение максимальной отдачи при минимуме затрат. При этом в расчет берется как экономическая, так и социальная эффективность.

5. Справедливое распределение доходов. В рыночной экономике получение доходов связано с использованием факторов производства. При этом размеры первых определяются эффективностью последних. Однако далеко не все население владеет какими-либо производственными факторами (престарелые, дети и т.д.). Значит, не имеет факторных доходов. Следовательно, рынок не обеспечивает равенства в распределении доходов, и этот его недостаток должно компенсировать государство посредством трансфертных платежей (пособия по безработице, пенсии и т.д.).

6. Стремление к сбалансированности внешнеэкономической деятельности.

Достижение экономической системой поставленных целей предполагает необходимость регулирования функционирования ее составляющих, реализуемом на различных уровнях системы — как отдельных фирм, так и собственно национальной экономики. Стратегическая цель регулирования — повышение общественного благосостояния.

Для достижения поставленных целей государство разрабатывает определенную экономическую политику  систему мер (инструментов), направленных на стабилизацию и развитие хозяйственных отношений. Такими мерами являются следующие:

• денежно-кредитная политика, осуществляемая государством через денежную, кредитную и банковскую системы страны. Путем регулирования денежной массы государство способно влиять на экономическую конъюнктуру;

• налогово-бюджетная политика, означающая манипулирование налогами и государственными расходами с целью воздействия на экономику;

• политика доходов, выражающая стремление государства сдержать инфляцию директивными мерами;

• внешнеэкономическая политика, важным агрегированным показателем которой является

 чистый экспорт, т.е. разница между стоимостью экспорта и импорта.

  1. Особенности макроэкономического анализа.

Макроэкономический подход к исследованию экономических процессов имеет ряд особенностей:

- он направлен на изучение принципов формирования агрегативных показателей, характеризующих уровень или тенденции развития экономики в целом (национальный доход, общие объемы занятости и инвестиций, уровень цен). Основные субъекты экономики (производители и потребители) также рассматриваются как агрегированные совокупности;

- в отличие от микроэкономического анализа, при котором решения фирм и потребителей и их действия на отдельных рынках рассматривались как независимые, макроэкономика рассматривает взаимодействия между субъектами через систему взаимосвязанных рынков;

- расширяется число экономических субъектов, определяющих состояние и развитие экономики (фирмы, домохозяйства, государство, а также субъекты других стран).

В макроэкономике используются агрегированные параметры. При анализе выделяют 4 экономических субъекта:

1. Сектор домашних хозяйств. Включает все частные хозяйственные ячейки внутри страны, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. 2. Предпринимательский сектор представляет собой совокупность всех фирм, функционирующих внутри страны.

3. Государственный сектор – все государственные институты и учреждения.

4. Остальной мир включает все экономические субъекты, имеющие постоянное местонахождение за пределами данной страны, а также иностранные государственные институты. Макроэкономическое агрегирование распространяется и на рынки. Из множества рынков Кейнс выделил 4 основных:

1. Рынок благ. Продавцом выступают фирмы, покупателем – домохозяйства, фирмы и государство. Исчезает микроэкономическое понятие цены, предметом изучения становится абсолютный уровень цен и его изменение.

2. Рынок денег. Продавец – государство, покупатель – фирмы, домохозяйства и государство.

3. Рынок труда. Продавец – домохозяйства, покупатели – все субъекты.


4. Рынок капитала (ценных бумаг). Продавец – фирмы и государство, покупатели – все субъекты.

Рынок благ и рынок труда образуют реальный сектор экономики, а рынок денег и ценных бумаг – ее монетарный сектор.

Эти рынки дополняются макроэкономическими связями:

- фирмы и домохозяйства выплачивают государству налоги;

- государство осуществляет дотации фирмам и трансфертные платежи домохозяйствам;

- фирмы часть прибыли превращают в инвестиции (будущее предложение), а домохозяйства часть дохода сберегают (будущий спрос);

- государство часть бюджета использует для финансирования нерыночных секторов экономики (наука, образование, оборона, здравоохранение, производственная и социальная инфраструктура);

- государство вступает в кредитные отношения с заграницей.

Макроэкономические взаимосвязи можно представить в виде схемы

Макроэкономика использует широко различные модели.

Макроэкономические модели представляют собой формализованные (логически, графически и алгебраически) описания различных экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных взаимосвязей между ними. Любая модель является упрощенным, абстрактным отражением реальности. С помощью моделей определяется комплекс альтернативных способов управления динамикой уровней занятости, выпуска, инфляции, инвестиций, потребления, % ставок, валютного курса и др. внутренних (эндогенных) экономических переменных, вероятностные значения которых устанавливаются в результате решения модели. В качестве внешних (экзогенных) переменных, величина которых определяется вне модели, нередко выступают основные инструменты фискальной политики правительства и монетарной политики


  1. Модель круговых потоков. Основные макроэкономические тождества.

Система взаимосвязей между экономическими субъектами отражается в моделях кругооборота. Различают три модели кругооборота: а) закрытая модель без участия государства; б) закрытая модель с включением правительства; в) открытая модель с привлечением внешнеэкономического сектора.


Закрытая модель без участия государства отражает взаимосвязь между фирмами и домохозяйствами на рынках благ, труда, финансов.



Экономика находится в состоянии равновесия при следующих условиях:

1. Y = C + I, где Y – национальный доход; C – расходы на потребление; I – расходы на инвестиции.

2. Iф = Iпл, где Iф – фактические инвестиции; Iпл – плановые инвестиции.

3. S = I, где S – сбережения домохозяйств (разница между доходом и потребительскими расходами).

В случае неравновесия происходит изменение номинальных величин, характеризующих количество потоков тех или иных денежных показателей.

1. Если потребительские расходы + I больше объема национального дохода «Y», то в экономической системе возникает дефицит.

2. Если расходы меньше доходов, то в экономике образуется запас.

3. Если Iф ? Iпл – возникает неравновесие.

Отсюда уравнения макроэкономических субъектов будут следующие:

Домохозяйства: Y = C + S.

Фирмы: Y = C + I.

Закрытая модель с участием государства отражает вмешательство государства в экономику при следующих ситуациях: а) сбор налогов (Т) и осуществление социальных выплат – трансфертов (TR); б) закупки на рынке благ (G); в) регулирование количества денег в обращении.

Разница между чистыми налогами и государственными расходами образуют