Файл: Художественное своеобразие поэзии Виктора Цоя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

«Художественное своеобразие поэзии Виктора Цоя»

Автор: Атаманская Елизавета,

учащаяся 9 «Б» класса МОУ «Железнодорожная СОШ №1»

р.п. Железнодорожный

Руководитель: Магомедова Роза Магомедовна, учитель русского языка и литературы

р.п. Железнодорожный, 2023

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………с.

Глава 1. Рок-поэзия как культурное явление……………...............................с.

1.2. Биография Виктора Робертовича Цоя………………………………….....с.

Глава 2. Художественное своеобразие творчества Виктора Цоя ……… ….с.

2.1. Тема одиночества и облик молодого поколения в творчестве В. Цоя…..с.

2.2. Образ лирического героя в поэзии Виктора Цоя…………………………..с.

2.3 Использование художественно-выразительных средств в лирике Виктора Цоя…………………………………………………………………………………..с.

2.4. Анализ стихотворения «Звезда по имени Солнце»...................................с.

Заключение………………………………………………………………………...с.

Список литературы…………………………

Приложение

Введение

В современной отечественной литературе не так давно выделяют такой культурный феномен , как рок-поэзия. Именно она стала в конце прошлого века той трибуной, с которой личность могла открыто заявить о существующих проблемах, показать свое отношение к действительности и просто самовыразиться.

По моему мнению, рок воздействует на слушателя силой текста, музыки и манерой подачи материала одновременно. Поэтому, на мой взгляд, на сегодняшний день исследование его феномена ярко проявляется в поэзии одного из культовых рок-музыкантов Советского периода – Виктора Цоя. Анализ его лирических текстов, которые, на мой взгляд, можно считать стихотворениями, представляет литературный интерес и творческое своеобразие, стоящее столпом от всей современной поэзии, что позволяет нам исследовать лирику Цоя в отрыве от самих песен.

Мне кажется, рассматривая феномен Виктора Цоя в своей исследовательской работе, важно ответить на следующие важные почему его до сих пор слушают, в чем причины такой популярности, мы сможем понять принципы рок- поэзии. В его песнях можно найти разные параллели и аллюзии: с христианством, с японской поэзией, с мифами Древней Греции или Египта, с буддизмом, с песнями друзей Цоя, с цитатами из различных книг.


Цель работы: определить художественное своеобразие поэзии Виктора Цоя.

Задачи:

  1. Изучить особенности художественного метода рок-поэзии через творчество Виктора Цоя;

  2. Изучить биографию Виктора Цоя;

  3. Проанализировать тексты Виктора Цоя;

  4. Изучить лексические, художественно- изобразительные средства языка.

  5. Проанализировать стихотворение Виктора Цоя «Звезда по имени Солнце»

Предмет исследования: своеобразие и особенности поэзии В. Цоя.

Объект исследования: стихи В. Цоя

Гипотеза: песни В. Цоя актуальны и сегодня, звучат современно, во многом это зависит от смысла, который заложен в его стихах и проблемы, поднятые в его поэзии, всегда будут понятны и интересны, особенно молодежи.

Методы исследования:

  • работа с первоисточниками;

  • сравнение и анализ;

  • описательный метод;

  • исследование.

Актуальность исследования состоит в необходимости изучения творчества В. Р. Цоя – как для определения его места в современной поэзии.

Новизна работы: исследование особенностей лирики Виктора Цоя.

Практическая значимость:работа может служить пособием для учащихся и преподавателей литературы, музыки, при проведении внеклассных мероприятий, а также использована библиотекой школы.

Глава 1. Рок-поэзия Рок выходит за рамки искусства как такового и выводит на новую этику,

философию, образ жизни и мышления".

А. Дидуров
Рок-поэзия как культурное явление возникла в середине 70-х годов. Ее глашатаями стали Андрей Макаревич (группа "Машина времени"), Борис Гребенщиков (группа "Аквариум"), Маргарита Пушкина (автор текстов группы "Високосное лето"). Как самостоятельный жанр, рок-поэзия окончательно сформировалась к концу 70-х годов., что уже тогда дало музыкальным критикам основание говорить о "феномене Русского Рока". А.К. Троицкий, рассматривая отечественный рок и характеризуя его как явление второй половины XX века, причем, явление поэтической культуры, подчеркивал фундаментальную особенность жанра — приоритет стихотворного текста над музыкальным началом: "...в рок-н-ролл у нас все-таки люди шли не столько от музыки, сколько от желания высказаться, от желания энергетически самореализоваться, и вовсе не обязательно эта самореализация шла через композиторский талант".



Полутора десятилетиями позже по соседству с ней возникла рок – поэзия.

В СССР первые рок-ансамбли появились в середине 60-х, например, «Скоморохи», маскировавшиеся под исполнителей «советской эстрады». На протяжении всех 70-ых рок остаётся полузапретным феноменом. Публичные выступления рок-групп 1970-1980 - проводились чуть ли не подпольно: дома («квартирные концерты» или «квартирники») или в актовых залах столичных вузов. Для русского рока характерно такое специфическое явление, как «магнитиздат» - изготовление и распространение в кустарных условиях «мастер-копий» самодеятельных ансамблей.

Рок-музыканты долгое время были лишены возможности использовать качественные инструменты и электронное оборудование. Гитара и ударные – основные инструменты. Поэтому большое внимание в русском роке уделялось словесному ряду. И песни ведущих рок-исполнителей: А. Макаревича, Б. Гребенщикова, Ю. Шевчука – прежде всего, стихи напряженного социально-критического, эмоционально-моралистического содержания. Это основное отличие нашего рока от зарубежного: внимание к социальным и нравственным проблемам.

Своего пика социальный рок достигает в 80-ые, что связано с именем В. Цоя. Его песня «Мы ждём перемен» стала гимном «героических восьмидесятых». По своему накалу и страстной жажды изменения существующего миропорядка она не уступает песне К. Кинчева.

На начало 90-ых приходится появление дискотечной культуры, дансовой и поп-музыки. Именно тогда возникли знаменитые слова Б. Грбенщикова «Рок мёртв». Но рок-музыка популярна до сих пор, продолжают творить как легендарные группы, стоявшие у истоков движения, так и постоянно появляющиеся новые.

Принадлежность к року определяется не столько словами и музыкой, сколько общим отношением к жизни. Как считают многие, в самой основе рок – поэзии лежит убеждение: мир по своей природе бесчеловечен и жесток. Характерные для рок – музыки визжащие, скрежещущие и воющие звуки оправданы именно тем, что рок – крик человека, брошенного в чудовищный, лишённый Бога мир. Это вообще не «наш», а «их» мир. Кто такие они? Мещане, «средние люди», «начальники». Главное, что герой рок – песен здесь посторонний.

В массовой музыкальной культуре XX века рок-музыка занимает особое место. Сформировавшаяся около 40 лет назад, она пережила период бурного расцвета и распространилась по всем регионам мира. В процессе своего развития она пережила несколько стилистических модификаций и стала каналом превращения субкультуры американских негров в один из самых влиятельных элементов современной мировой музыкальной культуры.


Обладая специфической простотой музыкальных выразительных средств, рок-музыка оказала сильное эмоциональное и мировоззренческое воздействие на свою аудиторию, к которой в первую очередь принадлежала значительная часть молодежи из стран западноевропейской культурной ориентации. В России рок-музыка не просто влияла на молодежь, но стала культурным мифом целого поколения.

Русский рок создал сам о себе грандиозную и чрезвычайно удачную мифологическую историю, в основании которой была помещена негласная аксиома о том, что до эпохи русского рока не существовало ничего, сколько-нибудь равного ему по силе культурного влияния на советскую молодежь. Действительно, ни громадное количество ВИА, ни даже повальная мода на социальный остракизм КСП не могли соперничать с тем, что впоследствии было окрещено «русским роком». Едва возникнув, русский рок сразу стал самораскручивающимся продуктом и постоянным центром притяжения общественного внимания. Миф о русском роке как о «настоящей музыке», музыке «для своих», оказался очень убедительным. Не менее убедительными стали герои этого мифа - пресловутое «поколение дворников и сторожей», внештатных талантов и пророков, противостоящих отвратительному советскому официозу.

Глава 2. Биография Виктора Робертовича Цоя

21 июня 1962 года в Ленинграде в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны и инженера Роберта Максимовича родился первый и единственные ребенок - Виктор.

В 1969 году Виктор поступил в школу, где работала его мать. Вместе с матерью он сменил три школы. В 1974-77 годы посещает среднюю художественную школу, где возникает группа « Палата № 6» во главе с Максимом Пашковым. В 1978 году, окончив восемь классов, поступил в художественное училище им. В.Сергова.

В 1979 году исключен из училища за неуспеваемость. Работает на заводе, учится в вечерней школе и поступает в СГПТУ №61 на резчика по дереву. В 1981 году возникает группа «Гарин и Гиперболоиды».

После ухода Олега Валинского группа переименовывается в «Кино». В 1982 году Виктор знакомится с Марианной, будущей женой. После успеха альбома «Группа крови» и выхода на экраны страны фильма С. Соловьева «Асса», с коротким появлением «Кино», группа обретает второе дыхание.

Возобновляется концертная деятельность, проходят успешные гастроли, как по стране, так и за рубежом, в частности, в Дании, где группа принимала участие в благотворительных акциях движения «
Некст стоп», Франции, где «Кино» выступило на крупнейшем рок-фестивале в г. Бурже, и на ежегодном фестивале советского рока «Снова в СССР» в Италии. Помимо «Ассы», «Кино» снималось также в картине А.

Учителя «Рок», «Городе» А. Бурцева, а В. Цой успешно сыграл главную роль в своеобразном фильме Р. Нугманова «Игла». В 1989 г. их пластинка выпущена во Франции.

15 августа 1990 г. В. Цой погиб в автокатастрофе. В январе 1991 г. «Мелодия» выпустила «посмертный» альбом «Кино», доработанный в студии музыкантами группы на основе черновых записей, сделанных В. Цоем.

Глава 3. Художественное своеобразие творчества Виктора Цоя

С 1980 - 1990 г.г. Цоем и его коллегами – музыкантами группы «Кино» было записано 5 альбомов: «Сорок пять», «Сорок шесть», «Начальник Камчатки», «Последний герой» и «Это не любовь».

Поэтика песен этого периода обладает ярко выраженными особенностями, которые позволили исследователям настаивать на необходимости разграничения всего творчества Цоя на 2 части: раннее и позднее творчество.

В текстах В. Цоя - а именно он является автором практически всего репертуара «Кино» - романтически возвышенные образы смешиваются с сугубо реалистическими, бытовыми зарисовками с натуры, отражая внутренний мир молодого человека, в них находят место и добрый юмор, а иногда и едкая ирония, которая вообще довольно характерна для поэтического языка В. Цоя.

В более поздних работах заметно «повзросление» ее лирического героя, отход от наивного бытописания жизни дворов и подворотен, поворот к более серьезным проблемам, призывы к активным действиям, нравственному обновлению.

3.1. Тема одиночества в поэзии Цоя

Одиночество-это социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. Люди, переживающие одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Они считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы понять и при необходимости помочь. Причем такие люди не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению. Часто они, наоборот, всячески избегают его, несмотря на наличие острой внутренней потребности в общении.