ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Художественная литература весьма богата описаниями переживаний отрешѐнности поэтов от мира. Особое место занимает эта тема в творчестве М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока, А.А. Ахматовой. Исследователи часто говорят, что талантливый человек, при всей его открытости миру, обречен на одиночество. Такие люди, пройдя ряд этапов отрешения, принимают одиночество как образ жизни.
Виктор Цой всегда был окружѐн вниманием со стороны разных людей. Но, по словам его жены, настоящих друзей у него никогда не было. Было очень много тех, которые называл себя его друзьями, но тоже самое не мог сказать о них он. Почему, будучи по факту не одиноким, Цой чувствовал себя таковым? Ответ на этот вопрос можно найти в тексте авторской песни Виктора Цоя «Дети минут», согласно собственной воле, не обнародованной при его жизни.
-
ещѐ я хотел бы узнать, почему Так легко променяли вы море на таз?
Но друзья тут же хором ответили мне: «Ты не с нами, значит, ты против нас».
Его друзья – «дети минут», погружѐнные в суету и насилие этого мира. Их принцип жизни – «если ты не с нами, то ты против нас». Эти люди живут «сегодняшним днѐм», их всѐ устраивает, чтобы ни происходило в обществе. Музыкант не принимает стиль их жизни.
Ранние мотивы его творчества окрашены юношеской беззаботностью, которая в последствие сменяется размышлениями на серьѐзные философские темы: тема войны, правды, совести. Цой чувствует себя одиноким в этом мире, непонятым. Это в полной мере отражено в его поздних песнях. Эти песни полны протеста против серой обыденности, бесцельного существования.
-
песне «Муравейник» автор сравнивает общество с большим муравейником, где все вместе, но каждый сам за себя («…а до свадьбы заживѐт, помрѐт, так помрѐт»). В этом большом “муравейнике” теряется личность человека. Музыкант ищет здесь приюта, но не находит его.
-
другой песне – «Закрой за мной дверь», Цой пишет о своѐм одиночестве среди людей, довольных тем, что у них есть. Они не привыкли рисковать, потому что у них есть «дом, в доме горит свет», их ждѐт дома обед, а его «ждѐт на улице дождь». Может быть, именно поэтому для него риск – дело привычное.
Почти все песни последнего альбома, названного впоследствии поклонниками «Чѐрным альбомом» (1990 г.), посвящены теме одиночества, непринятия этого мира. Таков текст песни «Нам с тобой».
Первые строки:
Здесь не понятно, где лицо, а где рыло, и не понятно, где пряник, где плеть. Здесь в сено не втыкаются вилы, а рыба проходит сквозь сеть.
-
не ясно, где море, где суша, где золото, а где медь.
Что построить, и что разрушить, и кому, и зачем здесь петь?
-
этом мире есть пряник – есть плеть, море – суша, золото – медь. Через приѐм антитезы автор заявляет, что различить эти понятия очень сложно. Так же, как и сложно как и понять где “настоящие” люди, а где лживые. -
этом обществе всѐ не так. Здесь не действуют законы, которые функционировали в мире раньше. В сено здесь уже «не втыкаются вилы», а «рыба проходит сквозь сеть». -
повторяющемся припеве звучит тема монашества:
Нам с тобой голубых небес навес.
Нам с тобой станет лес глухой стеной.
Нам с тобой из заплеванных колодцев не пить.
План такой - нам с тобой...
Многие музыкальные и литературные критики называли Виктора Цоя “чѐрным монахом”. Музыкант хотел отречься от этого мира, от городской жизни: где над головой, вместо гари и дыма, будет голубое чистое небо, а вместо кирпичных стен – стены из леса.
«Нам с тобой из заплѐванных колодцев не пить». Тут сразу приходит на ум русская народная поговорка «Не плюй в колодец – сам из него пить будешь». Мотив заплѐванного колодца – это мотив осквернения правды. Люди живут без правды в злобе, ненависти, зависти, “плюют друг другу в колодец”.
-
снова каждый сам за себя. Уйти от этого мира, вернуться к природе – единственное решение.
Здесь каждая строчка начинается с повтора. Это придаѐт большую чѐткость композиции, делает акцент на главных словах.
Во втором куплете продолжают осуждаться пороки общества:
Здесь камни похожи на мыло, а сталь похожа на жесть,
-
слабость, как сила, и правда, как лесть. -
не ясно, где мешок, а где шило, и не ясно, где обида, а где месть. -
мне не нравилось то, что здесь было, и мне не нравится то, что здесь есть.
Автор говорит нам о том, как лжив этот мир. Здесь одно прячется за другим: злость за добром, лживость выдаѐт себя за правду. Здесь путают не различают понятия «слабость» и «сила». Сильных личностей, не сумевших смириться с внутренними законами этого мира, считают слабыми. А слабых, сумевших подстроиться под современное общество с его гнилыми устоями, называют сильными. Люди отвыкли слышать правду. Все хорошие слова они принимают за лесть. Потому что и сами привыкли льстить для достижения каких-либо личных целей.
Музыкант говорит о том, что ему «не нравится то, что здесь было» и ему «не нравится то, здесь есть». Здесь раскрывается идея изначальной греховности человека. Человек не может быть безгрешен, и мир вместе с ним. Во все времена у общества были свои пороки, и от этого никуда не деться. Но Цой не хочет с этим мириться. Именно поэтому он выбирает уединение со своим близким человеком. Кто этот близкий человек: была ли это его жена, друг или какой-то другой человек – не ясно.
Заканчивается текст песни такими строками:
Черная ночь да в реке вода, нам с тобой .
-
беда станет не беда, уезжай.
Эх была не была! Прости и прощай. План такой - нам с тобой...
Почему же автор прощается с человеком, которого недавно призывал пойти с ним? Вероятно, потому что получил отказ или понял, что отречение возможно только для одного. «И беда станет не беда»…. Страдает человек от общества, все беды от него. Отрекаясь от общества, музыкант отрекается от всех бед.
Многие называли Виктора Цоя пророком, многие его обожествляли. А он был простым человеком, тонко чувствующим несправедливость современного мира, человеком идейно одиноким. Его тексты остались в наследство молодому поколению. Эти тексты твердят нам о том, что главное в жизни – иметь возможность для шага вперѐд, жаждать перемен, не принимать пороки современного мира, а менять этот мир ради лучшего будущего.
3.2. Образ лирического героя в поэзии Виктора Цоя
Что представляет собой лирический герой песен Виктора Цоя?
В 1986 году в одном из интервью Виктор Цой сказал: «Несмотря на то, что мои тексты написаны под влиянием моего личного опыта, собственных впечатлений, я, тем не менее, представитель своего поколения, и, вероятно, выражаю опыт и впечатления всего поколения в целом». Отталкиваясь от этих слов, мы можем предположить, что лирический герой песен Цоя так же представляет собой обобщенный лирический образ поколения последней четверти XX века. Попытаемся составить психологический портрет лирического героя, выяснить, как он чувствует себя в окружающем его мире, определить, в согласии или в оппозиции он находится по отношению к этому миру.
Лирический герой песен живёт в этом мире, хотя понимает его несовершенство, и очень злится, когда ему говорят: «что жить вот так, как я сейчас, нельзя. Но почему? Ведь я живу? На это не ответить никому?»
Может, Цой хочет изменить это мир? Его лирический герой говорил за всё поколение: «Мы идём, мы сильны и бодры». Но
герой сам боится менять этот мир, потому что не знает, к чему приведут перемены: «И вдруг нам становится страшно что-то менять». И он, боясь сделать ещё хуже, возможно на какое-то время прекращает борьбу: «Почему я молчу, почему не кричу, молчу?». Но потом снова начинает её, понимая, что он – слишком маленькая сила по сравнению с большим миром: «Я хочу идти дальше, но я сбит с ног дождём». И всё же надежда остаётся, даже когда всё вокруг темно: «Может быть, завтра с утра будет солнце и тот ключ в связке ключей». Надежа есть, потому что не все друзья превратились в машины, потому что лирический герой ещё может радоваться жизни: «Весна – солнце светит опять», потому что он может любить: «Разреши мне заглянуть тебе в глаза», потому что он верит, что найдутся люди, которые будут с ним «в этой драке».
Виктор Цой понимает, что без чувств его песни не будут иметь эмоциональной силы, песня должна идти откуда-то изнутри: « Когда сочиняешь музыку, в голове должен стучать барабан».
Лирический герой, подобно самому Цою, сначала говорит: «Я не умею петь о любви, я не умею петь о цветах», но потом осознаёт, что «день как день, только ты почему-то грустишь». Но, у него, как и у каждого человека, есть разочарования в любви : «Раньше я тебя любил, но сердце больше не поёт» и «Оставь меня в покое, не тронь мою душу».
Лирический герой, понимая всю грязь этого мира, пытается найти счастье и радость в мелочах: «Всё не так уж плохо, если ты улыбнёшься», хотя понимает, что «в наших глазах потерянный рай. В наших глазах закрытая дверь». Он ждёт того, чтобы «те, кто молчал, перестали молчать», потому что ему одному трудно противостоять этому миру и этим законам: «Я никому не хочу ставить ногу на грудь». Он хочет, чтобы всё было честно, каждому своё: «Каждой звезде свой неба кусок, каждому морю дождя глоток». И, конечно, его призыв, который звучит в разных песнях по- разному : «Хочешь ли ты изменить этот мир? Сможешь ли ты принять как есть? Встать и выйти из ряда вон? Сесть на электрический стул или трон?»
Герой, понимая несовершенство этого мира, пытается быть выше его: «Нам с тобой голубых небес навес». Но всё же он осознаёт и то, что есть люди, которые ещё не погрязли в этом несовершенстве и живут по принципу : «Не закрывай на грязь и боль глаза». Но всё равно, несмотря ни на что, лирический герой понимает, что где-то есть всё то, о чём он пишет. Есть, где-то этот мир, над которым «прекрасно горит звезда».
Таким образом, мы приходим к выводу, что лирическому герою Виктора Цоя присущи те же мысли, чувства, желания, которые преобладали в жизни поколения 80-х, поколения, понимающего неправильность этого мира, поколения, желающего изменить его. Эта мысль особенно ясно звучит в песне «Перемен!».
Глава 4. Анализ стихотворения «Звезда по имени Солнце»
Самой гениальной и узнаваемой песней по праву можно считать «Звезда по имени Солнце»: на ней выросли наши родители, ее до сих пор знают наизусть и поют с огромным удовольствием.
Белый снег, серый лед,
На растрескавшейся земле.
Первое и второе предложения - грустный образ современного мира, представленный в виде контраста «черного» и «серого» цветов. Здесь автором отвергается традиционный контраст черно-белого видения, и он смещает его в пользу «черного».
Одеялом лоскутным на ней -
Город в дорожной петле.
А над городом плывут облака,
Закрывая небесный свет.
А над городом - желтый дым,
«Облака» и «желтый дым» во второй части первой строфы - это и есть та ложь, которой живет страна, то, что закрывает ее от «Солнца».
Городу две тысячи лет,
Прожитых под светом Звезды
По имени Солнце...
Фраза «Городу две тысячи лет» говорит о глобальности идеи автора. Понятно, что речь идет о целом мире, всей цивилизации от Рождества Христова.
И две тысячи лет - война,
Война без особых причин.
Война - дело молодых,
Лекарство против морщин.
Вторая строфа возвращает нас к теме духовной войны - войны человека с самим собой, войны добра со злом, справедливости с ложью. Ее точка отсчета совпадает с появлением новой эры («И две тысячи лет война»), что означает естественность и необратимость данного явления.
Красная, красная кровь -
Через час уже просто земля,
Через два на ней цветы и трава,
Через три она снова жива
И согрета лучами Звезды
По имени Солнце...
А предложение, включающее в себя образ «красной-красной крови», заявляет о том, что положительного исхода «сражения» можно добиться лишь в случае кровопролития.
И мы знаем, что так было всегда,
Что Судьбою больше любим,
Кто живет по законам другим
И кому умирать молодым.
Третья строфа раскрывает образ» живущего по законам другим» - это тот, кто ищет свой собственный путь, соответствующий его принципам; это - бунтарь, человек, недовольный ложным образом жизни, протестующий против всего, что вызывает сомнение. Он обречен на раннюю смерть («И кому умирать молодым»).