Файл: Методические указания по разработке рабочих программ учебных дисциплин санктПетербург 2011 содержание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины.

Содержание дисциплины должно соответствовать современному уровню развития науки, техники, технологии, культуры и производства и отражать перспективы их развития. При составлении этого раздела следует руководствоваться проектируемыми результатами освоения учебных циклов структуры ООП. Содержание дисциплины структурировать по разделам (темам), охватывающим логически завершенный материал. Содержание указывается в дидактических единицах (логически самостоятельная часть учебного материала, по своему объему и структуре соответствующая таким компонентам содержания как понятие, теория, закон, явление, факт, объект и т.п.). Содержание раздела привязывается к формируемой компетенции ФГОС направления (специальности) подготовки

При оформлении раздела используется форма (табл.2)

Таблица 2

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.







2.









5.2. Разделы дисциплины и виды занятий.

Данный раздел разрабатывается на основе рабочего учебного плана по направлению (специальности) подготовки и оформляется в виде таблицы 4, содержащей распределение объема часов видов учебной работы по разделам (темам) дисциплины.

В целях реализации компетентностного подхода ФГОС в данном разделе должны быть предусмотрены занятия, проводимые в активных и интерактивных формах (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов). В зависимости от основной профессиональной образовательной программы доля таких занятий должна составлять от 10 до 30 %. Занятия, на которых предполагается применение таких форм, помечаются «*».

При разработке учебной программы необходимо учитывать то, что занятия лекционного типа в целом основной образовательной программы не могут составлять более 40…50%.

Если дисциплина изучается студентами разных форм обучения, то приводятся отдельные таблицы по реализуемым формам.

При оформлении раздела используется форма (табл.4)

Таблица 4

№ п/п

Наименование раздела (отдельной темы) дисциплин

Лекции

Практ. занятия

Лаб.

занятия

Семинары

СРС

Всего часов

1.

Наименование раздела




2*













2.

1.1 Наименование темы




















* - занятия в интерактивной форме.
6. Лабораторный практикум.

Данный раздел оформляется при наличии в учебном плане лабораторного практикума. В разделе приводится перечень лабораторных работ с привязкой к номеру раздела (темы) учебной дисциплины и указанием времени, выделенного для выполнения работ.

При оформлении раздела используется форма (табл.5)

Таблица 5



п/п

№ раздела

(темы)

Наименование лабораторной работы

Всего часов

1.










2.











7. Практические занятия (семинары)

Данный раздел оформляется при наличии в учебном плане практических занятий. В виде таблицы 6 указывается порядковый номер занятия, номера разделов (тем) дисциплины, к которым относится планируемое занятие, тематика (содержание) и продолжительность занятия.

При оформлении раздела используется форма (табл.6)
Таблица 6



п/п

№ раздела

(темы)

Наименование практических занятий (семинаров)

Всего часов

1.










2.











8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Данный раздел оформляется при наличии курсовых проектов (работ). В разделе в форме таблицы 7 указывается примерная тематика курсовых проектов (работ), примерные объёмы пояснительной записки и графической части, время на выполнение, предусмотренное учебным планом, коды формируемых компетенций

При оформлении раздела используется форма (табл.7)

Таблица 7



п/п

Тема курсового проекта (работы)

1.




2.





9. Самостоятельная работа студентов (СРС)

В разделе отражается содержание и объем аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы

, а также формы контроля СРС. При этом следует иметь в виду, что суммарный объем часов СРС должен соответствовать объему самостоятельных часов, указанному в таблице 1.

При оформлении раздела используется форма (табл. 8)

Таблица 8

№ раздела

дисциплины

Содержание СРС

Форма

контроля

Всего часов

1.










2.











Внеаудиторная СРС включает, в частности, следующие виды деятельности:

- проработку учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе);

- изучение тем теоретического курса, запланированных для самостоятельного освоения;

- написание рефератов;

- выполнение расчетно-графических заданий, выданных преподавателем для самостоятельной работы

- решение задач и упражнений;

- подготовку к выполнению и сдаче лабораторных работ;

- подготовку к коллоквиумам, зачетам и экзаменам;

- выполнение курсовых проектов (работ);

- выполнение контрольных заданий для СРС, самотестирование по контрольным вопросам (тестам);

- выполнение переводов с иностранных языков и др.

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Данный раздел включает в себя перечень основной и дополнительной литературы, а так же программное и коммуникационное обеспечение

В список основной литературы следует включать новые (приказ Минобразования РФ от 11.04.2001 № 1623 «Об утверждении минимальных нормативов обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов») издания учебников и учебных пособий с учетом их наличия в библиотеке университета. В качестве основной литературы рекомендуется указывать не более 3-х изданий

Необходимо иметь в виду, что библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для гуманитарных, социальных и экономических дисциплин – за последние 5 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.


Библиографический список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 (ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание документа. – М., 2004. – 48 с.) с единой нумерацией. Дополнительная литература отделяется от основной заголовком. Например:

Основная литература:

1. Теория линейных электрических цепей : учеб. для вузов / А. К. Лосев [и др.]. – М. : Высшая школа, 2005. – 512 с.

2….



Дополнительная литература:

6.Технические средства контроля загрязнения окружающей среды: номенклатур. кат. / ЦНИИТЭ Иприборостроения. – М., 1994. – 103 с.

Программное обеспечение

Включает в себя перечень электронных учебников, учебных пособий, наборы презинтаций, программное обеспечение и пр.

11. Материально-техническое обеспечение дисциплины

В данном разделе программы описываются материально-технические кафедральные и общеуниверситетские ресурсы, которые должны быть использованы для полноценного изучения дисциплины (специализированные аудитории, оснащенные аудио-видеоаппаратурой, мультимедийными средствами; компьютерные классы, с указанием используемого программного обеспечения; лаборатории, с указанием перечня оборудования, медиатеки). При этом дается краткое описание состава установок, измерительно-диагностического оборудования, компьютерной техники и средств автоматизации экспериментов. Приводится характеристика технических средств обучения и контроля, используемых на лекционных, практических и лабораторных занятиях. Описываются технические и программные средства, применяемые для повышения эффективности самостоятельной работы студентов (например, дистанционные технологии обучения, обучающие системы).

Сведения об оснащенности образовательного процесса по дисциплине специализированным и лабораторным оборудованием целесообразно приводить в виде таблицы 9, в которой указываются номера и наименование специализированных аудиторий и лабораторий, перечень оборудования и существенные для освоения дисциплины особенности оборудования, используемого программного обеспечения, технологии обучения студента, контроля усвоения материала и т. д.

Сведения об оснащенности образовательного процесса специализированным и лабораторным оборудованием

Таблица 9



п/п

Наименование специализированных аудиторий и лабораторий

1

2








12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Методические рекомендации для преподавателя должны указывать на средства, методы обучения, способы и рекомендуемый режим учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем и разделов наиболее эффективно. Рекомендации должны ориентировать преподавателя на применение активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов).

В этом разделе также может быть приведен перечень фактически используемых в учебном процессе обучающих, контролирующих компьютерных программ, демонстрационных установок, программ обеспечения мультимедиа, раздаточного материала (с указанием его наименования и количества) и другие средства обеспечения освоения дисциплины.
5. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа дисциплины разрабатывается ведущим преподавателем кафедры, ответственной за организацию учебного процесса по данной дисциплине, обсуждается на заседании кафедры и после одобрения подписывается преподавателем (преподавателями – составителями рабочей программы) и заведующим кафедрой. В рабочей программе указывается номер протокола заседания кафедры и дата его проведения. В целях преемственности учебных дисциплин и исключения дублирования отдельных тем и разделов рекомендуется обсуждать содержание рабочих программ родственных дисциплин на совместных совещаниях рабочих методических групп заинтересованных кафедр.

Затем рабочие программы учебных дисциплин рассматриваются в учебно-методических комиссиях факультетов, ответственных за реализацию образовательной программы подготовки соответствующего направления (специальности), и согласуются с учебно-методическим управлением университета. Унифицированные рабочие программы для группы направлений (специальностей), профилей нескольких факультетов допускается согласовывать с деканами этих факультетов.

Утверждает рабочую программу проректор по учебной работе.

Срок действия утвержденной рабочей программы определяется сроком действия ФГОС ВПО по направлению (специальности) и соответствующих учебных планов, предусматривающих преподавание данной дисциплины.

Ответственность за актуализацию, своевременное составление и утверждение рабочей программы несут заведующие кафедрами-разработчиками.

Первый экземпляр рабочей программы дисциплины регистрируется и хранится в делах кафедры‑разработчика, электронные экземпляры рабочих программ передаются в деканаты и учебно-методическое управление.