Файл: Методические указания по разработке рабочих программ учебных дисциплин санктПетербург 2011 содержание.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Очная форма обучения
Таблица 6
Очно-заочная (вечерняя) форма обучения
Заочная форма обучения
8 Примерная тематика курсовых проектов (работ)
Очная форма обучения
Таблица 7
Очно-заочная (вечерняя) форма обучения
Заочная форма обучения
9. Самостоятельная работа
Очная форма обучения
Таблица 8
Очно-заочная (вечерняя) форма обучения
Заочная форма обучения
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
1. ___________________________________
2. ___________________________________
б) дополнительная литература:
1. ___________________________________
2. ___________________________________
в) программное обеспечение:
1. ___________________________________
2. ___________________________________
11. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Таблица 9
12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (пример, не обязательный для повторения)
Дисциплина «_______» содержит внутри два модуля. Первый модуль состоит из пяти первых разделов и изучается в _______ семестре. Этот модуль имеет определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения. Именно при изучении этого модуля должны развиваться компетенции ОК-1,ОК-2, ОК-9 и ПК-2 применительно к теории ___________. Второй модуль состоит из четырех разделов, изучаемых в четвертом семестре. Этот модуль также имеет определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения. Именно при изучении этого модуля должна закладываться база для развития и овладения профессиональными компетенциями ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-14 применительно к последующим специальным дисциплинам различных профилей.
При изучении дисциплины рекомендуется рейтинговая технология обучения, которая позволяет реализовать непрерывную и комплексную систему оценивания учебных достижений студентов. Непрерывность означает, что текущие оценки не усредняются (как в традиционной технологии), а непрерывно складываются на протяжении семестра при изучении первого или второго модуля. Комплексность означает учет всех форм учебной и творческой работы студента в течение семестра.
Рейтинг направлен на повышение ритмичности и эффективности самостоятельной работы студентов. Он основывается на широком использовании тестов и заинтересованности каждого студента в получении более высокой оценки знаний по дисциплине.
Принципы рейтинга: непрерывный контроль (в идеале на каждом из аудиторных занятий) и получение более высокой оценки за работу, выполненную в срок. При проведении практических занятий необходимо предусматривать широкое использование активных и интерактивных форм (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр).
Рейтинг включает в себя два вида контроля: текущий, промежуточный и итоговый по дисциплине.
Текущий контроль (ТК) - основная часть рейтинговой системы, основанная на беглом опросе раз в неделю или в две недели. Формы: тестовые оценки в ходе практических занятий, оценки за выполнение индивидуальных заданий и лабораторных работ. Важнейшей формой ТК, позволяющей опросить всех студентов на одном занятии являются короткие тесты из 2-3 тестовых заданий.
Основная цель ТК: своевременная оценка успеваемости студентов, побуждающая их работать равномерно, исключая малые загрузки или перегрузки в течение семестра.
Лекционные занятия желательно проводить в режиме презентаций с демонстрацией применения основных методов анализа и синтеза ___________________. Это существенно улучшает динамику лекций.
Целесообразно обеспечивать студентов на 1-2 лекции вперед раздаточным материалом в электронном виде (сложные схемы, графики, аналитические исследования и опорный конспект). Основное время лекции лучше тратить на подробные аналитические комментарии и особенности применения рассматриваемого материала в профессиональной деятельности студента.
Практические занятия следует проводить в компьютерном классе либо в аудитории с мультимедийным оборудованием, используя оригинальную методику и профессиональные программы. Можно рекомендовать установку оригинальных программ на ПК студентов и выполнять ряд задач дома. В этом случае в классе основное внимание концентрируется на методике использования названных программ и анализе полученных результатов.
Лабораторный практикум проводится фронтальным методом в классах, оборудованных лабораторными стендами для исследования электрических цепей. Если используется компьютерное моделирование, то следует проводить занятия в компьютерном классе либо самостоятельно на домашнем компьютере. При этом и коллоквиум, и защита результатов исследований проводятся по традиционной методике в классе.
Основная рекомендация на курсовое проектирование – индивидуализация задания. При этом желательно, чтобы тема курсовой работы для учебной группы была бы одной и той же, а числовые параметры индивидуализированы. Рекомендуется менять темы курсовых работ ежегодно. Студенты должны быть сориентированы на широкое использование ПК при выполнении курсовой работы. Роль консультаций должна сводиться, в основном, к помощи в изучении оригинальных и профессиональных программ и методов решения задач исследования. Необходимо, чтобы время на расчеты, компьютерное моделирование и окончательное оформление курсовой работы соответствовало 30 часам самостоятельной работы студента. Для рецензирования желательно принимать только окончательно оформленные курсовые работы в соответствии с принятыми ГОСТами.
Промежуточный контроль (ПК) - это проверка знаний студентов по разделу программы. Формы: тест из 7−10 заданий. Тестирование проводится в компьютерных классах в часы самостоятельной работы студентов по заранее составленному расписанию.
Цель ПК: побудить студентов отчитаться за усвоение раздела дисциплины накопительным образом, т.е. сначала за первый, затем за второй, затем за третий разделы каждого семестра. В конечном итоге многие студенты могут получить итоговые оценки по дисциплине “автоматом”.
Итоговый контроль по дисциплине (ИКД) - это проверка уровня учебных достижений студентов по всей дисциплине за семестр. Формы контроля: зачет в _____ семестре и экзамен в _______ семестре в виде многовариантного теста достаточной длины (25−30 заданий) в компьютерных классах. Цель итогового контроля: проверка базовых знаний дисциплины, полученных при изучении модуля, достаточных для последующего обучения.
ИКД в четвертом семестре является выходным контролем по дисциплине, после которого можно рассчитывать на то, что процесс обучения по дисциплине завершен и в дальнейшем студент может сам при необходимости совершенствовать свои знания.
Распределение объемов различного вида контролей можно проиллюстрировать следующими цифрами на примере семестра: текущий контроль – 40 условных баллов; промежуточный контроль - 30 условных баллов; итоговый контроль - 30 условных баллов. Вся дисциплина оценивается в 100 условных баллов, если вся дисциплина оценивается цифрой, отличной от 100 баллов, то под условным баллом следует понимать процент от максимального числа баллов.
При этом действует следующая система перевода рейтинговых (условных) баллов в обычную шкалу качественных оценок: “Отлично” (5) - 90−100 условных баллов; “Хорошо” (4) - 80−89 условных баллов; “Удовлетворительно” (3) - 60−79 условных баллов; “Неудовлетворительно” (2) - < 60 условных баллов.
Приведенные цифры говорят о том, что на любой стадии обучение студента можно считать удовлетворительным, если он набирает не менее 60 условных баллов. Так, например, набрав в ходе ТК и ПК 60 баллов, студент гарантирует себе оценку “удовлетворительно”.
Примеры оценочных средств (тестовых заданий) для текущего промежуточного и выходного контроля успеваемости по дисциплине:
Таблица 6
№ п/п | № раздела (темы) | Наименование практических занятий (семинаров) | Всего часов |
1. | | | |
2. | | | |
Очно-заочная (вечерняя) форма обучения
Заочная форма обучения
8 Примерная тематика курсовых проектов (работ)
Очная форма обучения
Таблица 7
№ п/п | Тема курсового проекта (работы) |
1. | |
2. | |
Очно-заочная (вечерняя) форма обучения
Заочная форма обучения
9. Самостоятельная работа
Очная форма обучения
Таблица 8
№ раздела дисциплины | Содержание СРС | Форма контроля | Всего часов |
1. | | | |
2. | | | |
Очно-заочная (вечерняя) форма обучения
Заочная форма обучения
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
1. ___________________________________
2. ___________________________________
б) дополнительная литература:
1. ___________________________________
2. ___________________________________
в) программное обеспечение:
1. ___________________________________
2. ___________________________________
11. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Таблица 9
№ п/п | Наименование специализированных аудиторий и лабораторий |
1 | Классы с персональными компьютерами для проведения текущей и промежуточной аттестации в сети Internet.2 |
2 | Аудитории с автоматизированными стендами для фронтальных лабораторных занятий |
3 | Аудитория с мультимедийным оборудованием для проведения лекционных и практических занятий |
4 | Описание лабораторных работ для натурного исследования _________________ |
5 | Аудитории с макетами для натурного исследования ________________________ |
12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (пример, не обязательный для повторения)
Дисциплина «_______» содержит внутри два модуля. Первый модуль состоит из пяти первых разделов и изучается в _______ семестре. Этот модуль имеет определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения. Именно при изучении этого модуля должны развиваться компетенции ОК-1,ОК-2, ОК-9 и ПК-2 применительно к теории ___________. Второй модуль состоит из четырех разделов, изучаемых в четвертом семестре. Этот модуль также имеет определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения. Именно при изучении этого модуля должна закладываться база для развития и овладения профессиональными компетенциями ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-14 применительно к последующим специальным дисциплинам различных профилей.
При изучении дисциплины рекомендуется рейтинговая технология обучения, которая позволяет реализовать непрерывную и комплексную систему оценивания учебных достижений студентов. Непрерывность означает, что текущие оценки не усредняются (как в традиционной технологии), а непрерывно складываются на протяжении семестра при изучении первого или второго модуля. Комплексность означает учет всех форм учебной и творческой работы студента в течение семестра.
Рейтинг направлен на повышение ритмичности и эффективности самостоятельной работы студентов. Он основывается на широком использовании тестов и заинтересованности каждого студента в получении более высокой оценки знаний по дисциплине.
Принципы рейтинга: непрерывный контроль (в идеале на каждом из аудиторных занятий) и получение более высокой оценки за работу, выполненную в срок. При проведении практических занятий необходимо предусматривать широкое использование активных и интерактивных форм (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр).
Рейтинг включает в себя два вида контроля: текущий, промежуточный и итоговый по дисциплине.
Текущий контроль (ТК) - основная часть рейтинговой системы, основанная на беглом опросе раз в неделю или в две недели. Формы: тестовые оценки в ходе практических занятий, оценки за выполнение индивидуальных заданий и лабораторных работ. Важнейшей формой ТК, позволяющей опросить всех студентов на одном занятии являются короткие тесты из 2-3 тестовых заданий.
Основная цель ТК: своевременная оценка успеваемости студентов, побуждающая их работать равномерно, исключая малые загрузки или перегрузки в течение семестра.
Лекционные занятия желательно проводить в режиме презентаций с демонстрацией применения основных методов анализа и синтеза ___________________. Это существенно улучшает динамику лекций.
Целесообразно обеспечивать студентов на 1-2 лекции вперед раздаточным материалом в электронном виде (сложные схемы, графики, аналитические исследования и опорный конспект). Основное время лекции лучше тратить на подробные аналитические комментарии и особенности применения рассматриваемого материала в профессиональной деятельности студента.
Практические занятия следует проводить в компьютерном классе либо в аудитории с мультимедийным оборудованием, используя оригинальную методику и профессиональные программы. Можно рекомендовать установку оригинальных программ на ПК студентов и выполнять ряд задач дома. В этом случае в классе основное внимание концентрируется на методике использования названных программ и анализе полученных результатов.
Лабораторный практикум проводится фронтальным методом в классах, оборудованных лабораторными стендами для исследования электрических цепей. Если используется компьютерное моделирование, то следует проводить занятия в компьютерном классе либо самостоятельно на домашнем компьютере. При этом и коллоквиум, и защита результатов исследований проводятся по традиционной методике в классе.
Основная рекомендация на курсовое проектирование – индивидуализация задания. При этом желательно, чтобы тема курсовой работы для учебной группы была бы одной и той же, а числовые параметры индивидуализированы. Рекомендуется менять темы курсовых работ ежегодно. Студенты должны быть сориентированы на широкое использование ПК при выполнении курсовой работы. Роль консультаций должна сводиться, в основном, к помощи в изучении оригинальных и профессиональных программ и методов решения задач исследования. Необходимо, чтобы время на расчеты, компьютерное моделирование и окончательное оформление курсовой работы соответствовало 30 часам самостоятельной работы студента. Для рецензирования желательно принимать только окончательно оформленные курсовые работы в соответствии с принятыми ГОСТами.
Промежуточный контроль (ПК) - это проверка знаний студентов по разделу программы. Формы: тест из 7−10 заданий. Тестирование проводится в компьютерных классах в часы самостоятельной работы студентов по заранее составленному расписанию.
Цель ПК: побудить студентов отчитаться за усвоение раздела дисциплины накопительным образом, т.е. сначала за первый, затем за второй, затем за третий разделы каждого семестра. В конечном итоге многие студенты могут получить итоговые оценки по дисциплине “автоматом”.
Итоговый контроль по дисциплине (ИКД) - это проверка уровня учебных достижений студентов по всей дисциплине за семестр. Формы контроля: зачет в _____ семестре и экзамен в _______ семестре в виде многовариантного теста достаточной длины (25−30 заданий) в компьютерных классах. Цель итогового контроля: проверка базовых знаний дисциплины, полученных при изучении модуля, достаточных для последующего обучения.
ИКД в четвертом семестре является выходным контролем по дисциплине, после которого можно рассчитывать на то, что процесс обучения по дисциплине завершен и в дальнейшем студент может сам при необходимости совершенствовать свои знания.
Распределение объемов различного вида контролей можно проиллюстрировать следующими цифрами на примере семестра: текущий контроль – 40 условных баллов; промежуточный контроль - 30 условных баллов; итоговый контроль - 30 условных баллов. Вся дисциплина оценивается в 100 условных баллов, если вся дисциплина оценивается цифрой, отличной от 100 баллов, то под условным баллом следует понимать процент от максимального числа баллов.
При этом действует следующая система перевода рейтинговых (условных) баллов в обычную шкалу качественных оценок: “Отлично” (5) - 90−100 условных баллов; “Хорошо” (4) - 80−89 условных баллов; “Удовлетворительно” (3) - 60−79 условных баллов; “Неудовлетворительно” (2) - < 60 условных баллов.
Приведенные цифры говорят о том, что на любой стадии обучение студента можно считать удовлетворительным, если он набирает не менее 60 условных баллов. Так, например, набрав в ходе ТК и ПК 60 баллов, студент гарантирует себе оценку “удовлетворительно”.
Примеры оценочных средств (тестовых заданий) для текущего промежуточного и выходного контроля успеваемости по дисциплине: