Файл: новосибирский государственный педагогический университет кафедра педагогики и психологии иигсо отчет о практике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 222

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4.Ворончихина Г.Ф. Проблемы адаптации первоклассников к образовательному процессу / Г.Ф.Ворончихина // Молодой ученый. 2020. №45 (335). С. 233-235. [Электронный ресурс] – URL:https://moluch.ru/archive/335/74551/(дата обращения: 24.04.2023)

Аннотация: статья раскрывает особенности адаптации первоклассников к условиям обучения в начальной школе. Выделены и проанализированы этапы процесса адаптации младших школьников, а также факторы, влияющие на процесс адаптации. Большое внимание уделено проблеме адаптации первоклассников к образовательному процессу.

5.Гакаме Ю. Д., Тавадьян М. Э. Трудности адаптации детей к школьному обучению/ Ю.Д. Гакаме, М.Э.ТТавадьян // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 34. С. 181–185. – [Электронный ресурс] –URL: http://e-koncept.ru/2017/771170.htm.(дата обращения: 24.04.2023)

Аннотация: статья раскрывает ключевые проблемы адаптации детей к школьному обучению, освещает уровни процесса адаптации. Авторы представили результаты исследования по выявлению уровня адаптации младших школьников к образовательному процессу.

6.Исакова Л.А. Проблемы социальной адаптации в подростковом возрасте / Л.А. Исакова // Образование и наука в России и за рубежом. 2019. №10. – [Электронный ресурс] –URL:https://www.gyrnal.ru/statyi/ru/1774/(дата обращения: 25.04.2023)

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы социальной адаптации подростков, особенности подросткового возраста, критерии успешной социальной адаптации подростков. Определенное внимание уделено проблеме дезадаптации.

7.Красникова Т.В. Адаптация младших школьников к школе: факторы, уровни, показатели, этапы / Т.В. Красникова // Проблемы современного педагогического образования. 2020.[Электронный ресурс]-URL:https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-mladshih-shkolnikov-k-shkole-faktory-urovni-pokazateli-etapy(дата обращения: 24.04.2023)

Аннотация: в статье рассматриваются факторы, уровни, показатели, этапы адаптации обучающихся 1 класса к школе, от успешности прохождения адаптационного периода первоклассниками во многом зависит последующее развитие личности, успешность обучения и т.д.

8.Лакреева А. В., Хомутова М. В. Трудная жизненная ситуация как фактор социально-психологической дезадаптации подростка / А.В. Лакреева, М.В. Хомутова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 24. С. 135–140. - [Электронный ресурс] – URL: http://e-koncept.ru/2016/56426.htm.(дата обращения: 24.04.2023)

Аннотация: в статье рассматривается феномен трудной жизненной ситуации как основной причины социально-психологической дезадаптации подростков.


9.Свечникова Ю.А. Адаптация как социальная категория / Ю.А. Свечникова // Молодой ученый. 2019. №8 (246). С. 156 -163.- [Электронный ресурс] –URL:https://moluch.ru/archive/246/56783/(дата обращения: 24.04.2023)

Аннотация: В статье рассматриваются ключевые вопросы, которые касаются изучения социальной адаптации. Цель публикации – рассмотреть теоретико-методологические основы процесса социальной адаптации. Рассматриваются ключевые понятия - социальная адаптация, процесс адаптации, адаптивность, адаптированность, и другие.

10.Соколова Ю.А. Генезис понятия «адаптация» / Ю.А.Соколова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. -2014. [Электронный ресурс] –URL:. https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-ponyatiya-adaptatsiya (дата обращения: 24.04.2023)

Аннотация: автор проводит анализ различных трактовок понятия «адаптация» как сложного многоаспектного явления, рассматривает историю развития указанного понятия. Опираясь на труды российских и зарубежных авторов, Ю.А. Соколова делает вывод, что термин «адаптация» пришел из биологической науки, позже стал использоваться в гуманитарном и общественном научном знании.

11.Сотникова О.А., Маланов И. А. Социально-педагогическая адаптация личности как психолого-педагогическая проблема / О.А. Сотникова, И.А. Маланов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 4 (32). С. 152-160.

Аннотация: авторы отмечают актуальность проблемы социально-педагогической адаптации личности. Делают акцент на различное толкование данного термина в разных источниках. В статье рассматриваются разные подходы к проблеме адаптации личности. Особое внимание уделено трудам известных зарубежных и отечественных авторов.

12.Тихонова В.А. Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков / В.А. Тихонова // Молодой ученый. 2022. №50 (445). С. 494-498. [Электронный ресурс] –URL:.https://moluch.ru/archive/445/97639/(дата обращения: 24.04.2023)

Аннотация: Адаптационная концепция может быть основой для комплексного изучения человека. В статье приведены и проанализированы данные диагностического исследования и статистической обработки результатов с помощью Т-критерия Вилкоксона по трем методикам диагностики адаптации младших подростков.
13.Хаустова А.И. Социально-психологическая адаптация / А.И. Хаустова // Молодой ученый. 2016. №26 (130). С.614-617. [Электронный ресурс] –URL:https://moluch.ru/archive/130/36005/(дата обращения: 25.04.2023)


Аннотация: автор рассматривает феномен социально =психологической адаптации, опираясь на труды известных зарубежных и отечественных ученых. Большое внимание уделяет проблеме разработки психолого-педагогических условий адаптации. Делает вывод о важности психологической и профессиональной адаптации в жизни человека.

14.Шаймарданова А.А. Создание условий для успешной социальной адаптации подростков в среде сверстников / А.А. Шаймарданова // Трибуна ученого. 2020. №1. [Электронный ресурс] –URL:.https://tribune-scientists.ru/articles/263(дата обращения: 25.04.2023)

Аннотация: автор рассматриваетусловия для успешной социальной адаптации подростков. Большое внимание уделено общению подростков со сверстниками, неконструктивным стилям общения, поведения, в целом.

15.Шаламова Е.С. Как помочь ребенку адаптироваться к школе? / Е.С. Шаламова // Технологии образования. 2019. №11. [Электронный ресурс] –URL:.https://www.t-obr.ru/component/djclassifieds/?view=item&cid=6:publ-st-bf&id=537:как-помочь-ребенку-адаптироваться-в-школе&Itemid=464%23dj-classifieds

Аннотация: статья рассматривает возможности помощи ребенку в адаптации к школе. Автор делает акцент на то, что ребенка можно и нужно научить учиться, что обеспечит ему успешность в овладении знаниями в дальнейшем.

Аналитический обзор результатов проведенного исследования





Тема студенческого

Научного исследования

Педагогические технологии социальной адаптации  подростков в школе

Актуальность

Выбранной темы для современной науки и практики

Социальная адаптация – процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной науке социальная адаптация, в большинстве случаев, понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть, активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе социальной адаптации.

Непосредственным толчком к началу процесса социальной адаптации, чаще всего, становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.

Особое значение имеет адаптация обучающихся к образовательной организации, которая актуализируется в определенные периоды, например, адаптация первоклассников, адаптация обучающихся 5 класса к новой ступени обучения, адаптация подростков и т.д.

В аспекте настоящего исследования для нас большой интерес представляет именно адаптация подростков. Проблема адаптации обучающихся –подростков обусловлена особенностями подросткового возраста как непростого периода в жизни взрослеющего человека. Как правило, именно в этот период человеку трудно взаимодействовать в социуме, и с человеком трудно общаться.

Актуализирует проблему тот факт, что есть педагогические технологии социальной адаптации подростков к школе, но они далеко не всегда и не везде эффективно используются.


Проблема, решаемаяв

Процессенаучного исследования

Проблема воздействия педагогических технологий на социальную адаптацию подростков в школе.

Цель и задачи

исследования

Цель исследования - изучение педагогических технологий социальной адаптации  подростков в школе.

Задачи:

1.Раскрыть понятие и сущность социальной адаптации в школе.

2.Проанализировать особенности социальной адаптации подростков.

3.Представитьпедагогическую деятельность в школе, направленную на социальную адаптацию подростков.

4.Проанализировать социальную адаптацию подростков в школе на примере МКОУ «Новомихайловская СОШ».

5.Охарактеризовать внедрение педагогических технологий, направленных на социальную адаптацию подростков.

6. Дать методические рекомендации по обеспечению социальной адаптации подростков в школе.


База исследования

МКОУ «Новомихайловская СОШ»

Способы решения первой задачи и полученные

результаты

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам раскрыть понятие и сущность социальной адаптации в школе.

Результаты:

- сформулировано понятие адаптации;

-представлены признаки социальной адаптации;

- проанализированы виды адаптации по различным критериям;

- раскрыты уровни социальной адаптации в школе.


Способы решения второй задачи и полученные

результаты

Изучение ряда проблем, связанных с

особенностями социальной адаптации подростков.

Результаты:

- дана характеристика подросткового возраста;

- проанализированы мотивы взаимодействия подростков со сверстниками;

- представлены особенности социальной адаптации подростков.

Способы решения третьей задачи и

Полученые результаты

Изучение педагогической деятельности в школе, направленной на социальную адаптацию подростков, проведено на основе изучения литературы и конкретных методик диагностики социальной адаптации.

Результаты:

-выявлено, что педагогическая деятельность, направленная на социальную адаптацию подростков, должна носить комплексный характер;

- для диагностики используются такие инструменты как:

1.Методика выявления уровня адаптации подростков в коллективе И.А. Шевченко;

2.Методика изучения социализированности личности учащегося М.И. Рожкова;

3.Шкала тревожности , адаптация шкалы социально-ситуационной тревоги Р. Кондаша.

-Представлен вариант тренинга, направленного на социальную адаптацию.



Библиографический список
1.Александров И. А. Понятие адаптации с точки зрения психологии / И.А. Александров // Молодой ученый. 2018. №22. С. 283-285. [Электронный ресурс] – URL:https://moluch.ru/archive/208/51057/ (дата обращения: 24.04.2023)

2.Абалаева П.Н. Социальная адаптация личности /П.Н. Абалаева // Вестник социально-педагогического института. 2020. №2. С.23-25.[Электронный ресурс] – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-lichnosti(дата обращения: 24.04.2023)

3.Байгазиева Ж.Т. Взаимосвязь акцентуаций характера подростков с уровнем их социально-психологической адаптации/ Ж.Т. Байгазиева // Молодой ученый. 2020. № 3 (293). С.284-286. [Электронный ресурс] – URL:https://moluch.ru/archive/293/66374/(дата обращения: 24.04.2023)

4.Ворончихина Г.Ф. Проблемы адаптации первоклассников к образовательному процессу / Г.Ф.Ворончихина // Молодой ученый. 2020. №45 (335). С. 233-235. [Электронный ресурс] – URL:https://moluch.ru/archive/335/74551/(дата обращения: 24.04.2023)

5.Гакаме Ю. Д., Тавадьян М. Э. Трудности адаптации детей к школьному обучению/ Ю.Д. Гакаме, М.Э.ТТавадьян // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 34. С. 181–185. – [Электронный ресурс] –URL: http://e-koncept.ru/2017/771170.htm.(дата обращения: 24.04.2023)

6.Исакова Л.А. Проблемы социальной адаптации в подростковом возрасте / Л.А. Исакова // Образование и наука в России и за рубежом. 2019. №10. – [Электронный ресурс] –URL:https://www.gyrnal.ru/statyi/ru/1774/(дата обращения: 25.04.2023)

7.Красникова Т.В. Адаптация младших школьников к школе: факторы, уровни, показатели, этапы / Т.В. Красникова // Проблемы современного педагогического образования. 2020.[Электронный ресурс]-URL:https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-mladshih-shkolnikov-k-shkole-faktory-urovni-pokazateli-etapy(дата обращения: 24.04.2023)

8.Лакреева А. В., Хомутова М. В. Трудная жизненная ситуация как фактор социально-психологической дезадаптации подростка / А.В. Лакреева, М.В. Хомутова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 24. С. 135–140. - [Электронный ресурс] – URL: http://e-koncept.ru/2016/56426.htm.(дата обращения: 24.04.2023)

9.Свечникова Ю.А. Адаптация как социальная категория / Ю.А. Свечникова // Молодой ученый. 2019. №8 (246). С. 156 -163. - [Электронный ресурс] –URL:https://moluch.ru/archive/246/56783/(дата обращения: 24.04.2023)

10.Соколова Ю.А. Генезис понятия «адаптация» / Ю.А.Соколова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. -2014. [Электронный ресурс] –URL:. https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-ponyatiya-adaptatsiya (дата обращения: 24.04.2023)

11.Сотникова О.А., Маланов И. А. Социально-педагогическая адаптация личности как психолого-педагогическая проблема / О.А. Сотникова, И.А. Маланов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 4 (32). С. 152-160.


12.Тихонова В.А. Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков / В.А. Тихонова // Молодой ученый. 2022. №50 (445). С. 494-498. [Электронный ресурс] –URL:.https://moluch.ru/archive/445/97639/(дата обращения: 24.04.2023)
13. Хаустова А.И. Социально-психологическая адаптация / А.И. Хаустова // Молодой ученый. 2016. №26 (130). С.614-617. [Электронный ресурс] –URL:https://moluch.ru/archive/130/36005/(дата обращения: 25.04.2023)

14.Шаймарданова А.А. Создание условий для успешной социальной адаптации подростков в среде сверстников / А.А. Шаймарданова // Трибуна ученого. 2020. №1. [Электронный ресурс] –URL:.https://tribune-scientists.ru/articles/263(дата обращения: 25.04.2023)

15.Шаламова Е.С. Как помочь ребенку адаптироваться к школе? / Е.С. Шаламова // Технологии образования. 2019. №11. [Электронный ресурс] –URL:.https://www.t-obr.ru/component/djclassifieds/?view=item&cid=6:publ-st-bf&id=537:как-помочь-ребенку-адаптироваться-в-школе&Itemid=464%23dj-classifieds