Файл: Степаненкова Э. Я.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 669

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Метание прямой рукой сверху — исходное положение: ноги немного шире плеч, правая отставлена назад, правая рука с пред­метом (мешочком или мячом) — вдоль туловища. При замахе пра­вая рука идет вверх—назад, затем направляется вперед и кистью выбрасывает предмет (см. рис. 2).



Метание прямой рукой снизу — исходное положение: ноги не­много шире плеч, правая отставлена назад, правая рука полусог­нута в локте перед грудью. При замахе правая рука отведена вниз-назад, бросок выполняется движением руки вперед—вверх (см. рис. 3).



Метание прямой рукой сбоку — исходное положение: ноги немного шире плеч, правая нога отставлена назад, правая рука с предметом вдоль тела. Во время замаха туловище отклоняется, правая рука отводится назад до предела, тяжесть тела переносит­ся на правую ногу, согнутую в колене. При броске правая нога выпрямляется, туловище поворачивается налево—вперед, а пра­вая рука переносится вперед и кистью выбрасывает предмет (сМ-рис. 4).

154



Наряду с метанием вышеуказанными способами, которые про­водятся с места, ребенка старшего возраста обучают метанию с четырех шагов и с разбега (О.Г.Аракелян, Л.В.Карманова).

Метание с четырех шагов подготавливает детей к освоению метания с разбега. При метании предмета правой рукой первые два шага — обычные, третий — скрестный. Правая нога развора­чивается носком вправо и ставится впереди, перпендикулярно направлению метания. При выполнении третьего шага правая рука с предметом отводится назад. Четвертый шаг — выпад вперед ле­вой ногой, масса тела остается на правой ноге, корпус отведен и повернут вправо, рука до отказа отведена назад — производится бросок.

Метание с разбега: ускоряющийся разбег заканчивается скрест­ным шагом правой ноги и выпадом левой, т. е. исходным положе­нием для метания. Разбег, скрестный шаг, выпад и бросок произ­водятся одновременно. При метании с разбега дальность броска у детей увеличивается на 2—2,5 м.

Подготовительной формой метания является бросание, а также катание, прокатывание и скатывание мяча (или другого предмета). Бросание осуществляется как обеими руками, так и раздельно пра­вой и левой рукой. Направление броска может быть вверх, в сторо­ны, вперед, в горизонтальную и вертикальную цель. Если детей специально не обучать бросать левой рукой, то большинство из Них преимущественно бросают правой рукой. В возрасте 2,5 лет и старше ребенок постепенно усваивает правильную технику движе­ния при броске на дальность.

: Умение бросать малые мячи в цель усваивается труднее. В дан-Ном виде движения необходимо скоординировать силу, направле­ние броска с расстояния до цели и расположение самой цели. Для такой координации требуется развитая центральная нервная сис­тема ребенка, наличие «мышечного чувства», точность зритель­ных восприятий, запоминание и воспроизведение движений.

155


По данным Н. П. Кочетовой, для детей 3—4 лет характерна без­различная поза при бросании на дальность и в цель. Правильное исходное положение принимают меньшинство детей 3-го и 4-го года жизни. Дети этого возраста еще не умеют развернуть туловище в сторону бросающей руки. При броске в цель прицеливание у ре­бенка заключается всего лишь в устремленном взоре в нужную сторону. Длительность прицеливания колеблется от 1 до 3—4 с. Раз­мах у ребенка слабый, ему трудно соразмерить силу броска и рассто­яние, поэтому он попадает в цель только на расстоянии 1—1,5 м.

Детям 3—4 лет труден также бросок вверх с последующей лов­лей. При броске вверх могут выдержать направление только 20% детей третьего года жизни, 37 % — четвертого, 62 %— пятого, 94 %— шестого и 97 % — седьмого.

Также совершенствуется с возрастом и умение детей ловить мяч: в 3 года ребенок ловит мяч при небольшом подбросе (20—25 см), почти не выпуская из рук, на четвертом году — 30 % детей ловят мяч, при этом из них кистями рук могут ловить только 25%, к пяти годам — 52%, к шести — 95% и к семи — 96,5%.

В средней и старших группах разнообразные упражнения в ме­тании (прокатывание, бросание и ловля, метание на дальность и в цель, перебрасывание через сетку) должны быть ежедневными, а мяч предоставлен детям в свободное пользование. Чем больше раз­личных упражнений будет применяться, тем лучше дети овладеют приемами этого сложного движения.

Систематические упражнения с мячом в различных вариантах постепенно вырабатывают доступную детям технику метания. К концу пребывания в детском саду дети должны овладеть всеми видами прокатывания, катания, бросания и ловли мячей, метания, передачей мяча, ведением его, отбиванием, т.е. освоить «школу мяча». С расширением возможностей детей им предлагаются задания твор­ческого порядка — придумать новые комбинации игры с мячом.

1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   30

Упражнения в лазании

Лазание — циклическое движение. В лазании и слезании с ле­сенки имеется кратковременная повторяемость элементов движе­ний, похожих на ходьбу. Лазание осуществляется посредством по­очередного движения рук и ног с опорой каждой ноги на рейки лестницы и задержкой обеих ног на них. Непрерывность повторе­ния циклов при лазании определяется высотой гимнастической стенки (от 1 до 2 м).

Ребенок овладевает следующими видами лазания: подлезание, перелезание, пролезание, ползание на четвереньках по горизон­тальной и наклонной плоскости (на полу, на гимнастической ска-

156

шейке), лазание по вертикальной (гимнастической) стенке, стре­мянке, веревочной лесенке, канату и шесту. I Физиологическую основу лазания определяет формирование си­стемы координированной деятельности ребенка. Лазание способ­ствует познанию ребенком окружающей среды. Ползая на четве­реньках, ребенок снимает отягощение с позвоночника, что спо­собствует укреплению опорно-двигательного аппарата. i Лазание является сложным условным рефлексом, вырабатыва­емым в процессе многократных повторений. Оно вовлекает в рабо­ту значительную массу мышц и повышает функциональную дея­тельность всего организма ребенка, а также помогает формирова­нию правильной осанки.

[ Лазание характеризуется попеременным сокращением и рас­слаблением мышц, что позволяет восстанавливать энергетические затраты на движение и более длительно проявлять физическое уси­лие. Упражнения в лазании улучшают координацию движений, спо­собствуют совершенствованию функций дыхания и кровообраще­ния, повышают обмен веществ.

При ползании на четвереньках, которое ребенок осваивает на 8—9-м месяце жизни, так же как и при лазании, укрепляются мышцы спины, брюшного пресса и конечностей. Кроме того, бла­годаря опоре на четыре конечности при ползании происходит раз­грузка позвоночника, что очень важно в период роста ребенка.

Сначала дети ползают на животе, а затем на четвереньках, опи­раясь на ладони и колени. По данным М. Ю. Кистяковской, у не­которых детей сразу возникает наиболее совершенная форма пол­зания: они поочередно переставляют руки и ноги. Постепенно взрос­лый усложняет упражнения — вводит ползание по доске при го­ризонтальном и наклонном ее положении, затем по скамейке, бревну. Помимо этого, дети упражняются в проползании под во­ротца, стул, в подлезании под шнур, воротца, переползании че­рез бревно, скамейки. В целях выпрямления позвоночника после
этих упражнений детям -«предлагается подбросить и поймать мяч, поднять высоко флажок и т. п.

Когда ребенок становится достаточно самостоятельным, ему предлагаются упражнения в лазании по наклонной и вертикаль-Ной гимнастической лесенке высотой 1 м.

'. Исследования, проведенные М. Ю. Кистяковской и 3. С. Уваро­вой, свидетельствуют, что лазание формируется на втором году Жизни ребенка. Постепенно у него появляется цикличность в дви­жениях влезания, уточняется направление и амплитуда движений Рук и ног. Сначала это регулируется зрительным анализатором, в Дальнейшем — кинестетическим. Приставной шаг заменяется сперва Смешанным, а затем чередующимся. При обучении чередующийся

157

шаг удается сформировать только у 20% двухлетних детей, у 60% трехлетних детей при лазании по наклонной лесенке и у 40% де­тей трех лет при лазании по вертикальной лесенке.

По данным А.Д. Удалой, в пятилетнем возрасте чередующийся шаг появляется у ребенка спонтанно, без обучения. Максимальное количество детей, пользующихся этим шагом, наблюдается в воз­расте 6—6,5 лет. Однако до 7,5 лет 40% мальчиков и 47% девочек применяют смешанный с преобладанием приставного шага при вле­зании и особенно при слезании с лестницы. Перекрестная коорди­нация движений рук и ног при этом не выявляется. Наибольший прирост скорости при лазание наблюдается в 5—5,5 лет, причем мальчики лазают быстрее, достигая максимума в 7—7,5 лет.

При систематическом обучении дети старшей и подготовитель­ной групп лазают быстро и ритмично с выполнением дополни­тельных заданий (влезть на трибуну и перешагнуть на другой ее пролет, достичь площадки на трибуне и поднять флажок, забрать­ся на самый верх трибуны с разбега — игры «Обезьянки и охотни­ки», «Ловишки с лентами» и др.).

Эти упражнения во всех возрастных группах должны непремен­но проходить под непосредственным постоянным наблюдением воспитателя.

Детям старшего возраста доступно лазание по шесту и канату. Это также циклическое движение. Вначале ребенок, стоя вплот­ную к канату (шесту), совершает хват руками, поднятыми вверх, затем виснет на прямых руках, подтягивает согнутые в коленях ноги и упирается стопами о канат (шест). Затем ребенок выпрям­ляет ноги, тело подается вверх, руки одновременно сгибаются в локтях. Только после этого совершается перехват каната (шеста) выше головы поочередно каждой рукой. Этим заканчивается цикл

При влезании (рис. 5). Такая же последовательность, только в об­ратном порядке, сохраняется при слезании. Съезжание с каната или шеста вниз не допускается (учитывается легкая ранимость рук И ног ребенка при трении).

Сначала дети обучаются качаться на канате и шесте, имеющих незакрепленный нижний конец, затем учатся влезать на непод­вижный, закрепленный в землю шест. Воспитатель должен удер­жать кистями своих рук стопы ребенка, чтобы они не соскальзы­вали. После этого дети осваивают лазанье по канату.

Результаты исследований О.Г.Аракеляна и Л.В.Кармановой (1981) показали, что время влезания (при систематическом обу­чении) на высоту в 2,5 — 3 м по шесту (канату) у детей старших групп колеблется в пределах 1 — 1,5 мин. Дети 7 лет, особенно маль­чики, влезают на канат и шест и слезают с них несколько раз подряд (2—4 раза).

Ежедневное упражнение в лазании обеспечивает ребенку необ­ходимый жизненный навык и воспитывает координацию движе­ний. Для этого рекомендуется в групповых комнатах устанавливать гимнастические лестницы хотя бы в один пролет, а на участке — трибуны с вышками, заборчики, стойки с канатами и шестами. В процессе лазания воспитываются необходимые волевые качества: смелость, решительность, сообразительность.

Детям-дошкольникам не рекомендуется долго виснуть на ру­ках: это вызывает длительное статическое напряжение мышц, преж­девременное растяжение суставов и связок, утомляет нервную си­стему. Однако непродолжительные висы на турниках разной высо­ты, гимнастической стенке могут использоваться, начиная с пяти­летнего возраста, но не дольше 1—1,5 с, и чередоваться с опорой тела на ноги. Такие упражнения укрепляют мышечную систему пле­чевого пояса и способствуют формированию правильной осанки.








158

Упражнения в ходьбе

Ходьба — циклическое основное дви­жение, естественный способ передви­жения ребенка (см. рис. 6). > Для ходьбы характерно однообразное Повторение одинаковых фаз движений. При этом различаются чередующиеся Фазы: опора одной ногой, перенос ноги, °пора двумя ногами. Эти фазы движе­ний, повторяющиеся при каждом двой­ном шаге, составляют цикл. Таким об­разом, в ходьбе отмечается наличие ха-

159

рактерных черт циклических движений: закономерная последова­тельность и связь фаз движений в цикле и такая же закономерная последовательность и связь циклов (Д.П.Букреева, С.А.Косилов, Н.П.Тамбиева).

Ходьба является сложным движением. В ее нервной регуляции принимают участие различные отделы центральной нервной си­стемы, включая и кору больших полушарий головного мозга.

Она оказывает значительное физиологическое воздействие на организм: во время ходьбы в работу включается более 60% мышц, активизируются обменные, дыхательные процессы; повышается работа сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.

В сложном акте ходьбы непосредственным регулятором движе­ний являются конкретные кожно-мышечные ощущения, перво-сигнальные раздражители. И.М.Сеченов отмечал: «В течение каж­дого шага есть момент, когда обе ноги касаются пола, и чувство­вание в этот момент опоры служит для сознания сигналом отсла­ивать от пола подошву одной ноги и прислаивать другую — сигна­лом, регулирующим правильное чередование деятельности обеих ног во времени и пространстве» [18, с. 388].

Формируя навык правильной ходьбы у ребенка, педагог воспи­тывает у него согласованность движения рук и ног, равновесие, правильную осанку, что развивает и укрепляет свод стопы» «При обыкновенной ходьбе, — как указывал П.Ф.Лесгафт, — передви­гаемая вперед нога становится на почву пяткой, а затем при пере­движении центра тяжести тела вперед опора с пятки переходит постепенно к носку стоп... При ходьбе ребенка необходимо наблю­дать за положением груди: она должна быть направлена вперед; необходимо также устранить все препятствия для дыхательных дви­жений нижней ее части. Голова должна быть при этом направлена свободно вперед, что также содействует правильному дыханию» [46, с.361-362].

Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении. Темп ходьбы может быть обычный, умеренный, быстрый и т.д.

Благодаря автоматизму и ритмичности, чередованию сокраще­ния и расслабления работы мышц ходьба при определенной дози­ровке не утомляет ребенка, так как когда опорная нога выдержи­вает тяжесть всего тела — другая, отделяясь от земли, производит маятникообразное движение и имеет меньшую нагрузку.

Ребенок начинает овладевать ходьбой в конце первого или на­чале второго года жизни. В этом возрасте организм располагает спо­собностью к осуществлению лишь разрозненных движений, по­добных рефлексам сгибания, разгибания, хватания и т.п. Затем эти разрозненные двигательные реакции интегрируются в акты по-

160

комоции. На этом этапе развитие циклических движений происхо­дит в связи с формированием нервных подкорковых интегрирую­щих центров локомоции.

У человека уже на ранних этапах освоения локомоторных актов в деятельности включаются высшие отделы коры больших полуша­рий, поскольку к совершенствованию движений привлекается ин­дивидуальный опыт и сознательный контроль за деятельностью (Д.П.Букреева, С.А.Косилов, Н.П.Тамбиева). На начальной ста­дии овладения ходьбой автоматизм и координация движений у ре­бенка развиты слабо. Овладевая ходьбой, ребенок широко расстав­ляет ноги, балансирует руками, разводя их в стороны, вытягивая вперед и вверх. Это связано с необходимостью сохранить равнове­сие. Известно, что при вертикальном положении тела центр тяже­сти у ребенка находится выше, чем у взрослого, поэтому он легко падает. При ходьбе ребенок не полностью выпрямляет ноги (они у него согнуты в коленях и тазобедренных суставах), стопы ставит па­раллельно или слегка повернутыми носками внутрь. При постановке стопы ребенок шлепает всей ступней без переката с пятки на носок. Иногда наблюдается раскачивание из стороны в сторону, при этом ребенок прижимает руки к туловищу; нередко наблюдается легкое помахивание одной рукой, шарканье ногами. Темп движения нерав­номерный: ребенок то быстро идет, почти бежит, то замедляет шаг.

На втором году жизни ребенок ходит в удобном для него темпе. На третьем году жизни у него наблюдаются согласованные движе­ния рук и ног, он уже умеет соблюдать равновесие.

Определяющим условием формирования ходьбы является обу­чение. Оно, согласно исследованию А.А.Саркисяна, осуществля­ется в игровой форме. Ребенка обучают способам правильной ходьбы методом целостного упражнения.

В старшем дошкольном возрасте движения в ходьбе совершен­ствуются благодаря накоплению двигательного опыта.

У ребенка пятого года жизни, особенно во второй половине, появляется согласованность движений рук и ног, свобода в ориен­тировке в пространстве, в изменении направления; правильная осанка: туловище сохраняет вертикальное положение, плечи раз­вернуты, живот подобран, голова слегка приподнята (зрительный контроль на 2—3 м от ног). Дыхание ритмичное, спокойное. Все Шаги одинаковые, сохраняется ритмичность, координация дви­жений рук и ног правильная. У него закрепляются и совершенству­ются навыки ходьбы: выполняется ходьба на носках, пятках, внеш­ней стороне стопы и т. п. По заданию воспитателя каждый ребенок Может быть ведущим и ориентироваться в пространстве.

Ходьба ребенка шестого года жизни имеет устойчивый и мед-Ленный темп, большую ширину шага.

" Степаненкока 161